Файл: Анализ методик диагностики особенностей характера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 404

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 А.Ф. Лазурский выделяет три уровня в зависимости от того, насколько среда «давит» на человека. Низший уровень - это недостаточно приспособленные люди, среда накладывает на них сверхсильный отпечаток. Средний уровень - люди смогли найти своё место в окружающей среде и использовать её в своих целях. Высший уровень - это уровень творчества, когда человек стремится переделать среду. 

Следует отметить, что все существующие концепции типов характера обладают одним весьма существенным недостатком. Каждый человек индивидуален и не всегда может быть отнесён к определённому типу. Характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы скорректировать. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера и в состоянии заняться самовоспитанием [6]. 

1.3 Теоретический анализ методов изучения характера 

Характерологическое исследование включает в себя собирание и обобщение биографических сведений об истории развития отдельных личностей. К основным психологическим методам исследования характера можно отнести: наблюдение, эксперименты, беседа, самонаблюдение и тесты.  

Важнейшим средством визучения характера, в том числе выявления акцентуаций характера, по мнению Леонгарда,  это наблюдение за реакциями человека в процессе беседы, направленной на прояснение и уточнение диагноза, а также за его поведением в различных ситуациях - на работе, в домашней обстановке, среди друзей и знакомых, в узком кругу и в большой группе людей. Во всех этих ситуациях, включая беседу, он обращал особое внимание на мимику, жестикуляцию и интонации, которые позволяют установить соответствие содержания высказываний человека его настоящим переживаниям.  

Таким образом, выяснение фактов и наблюдение Леонгард считал более достоверными методами описания личности, чем тесты (вопросники), которые, по его мнению, можно использовать только с большими оговорками. Важно не столько то, что отвечает человек на вопрос, а то, как он это делает, то, насколько вопрос понят и то, в каком контексте дается ответ. По этой причине при использовании вопросника, составленного Г. Шмишеком для диагностики акцентуаций, «необходимо делать поправку на возможные ошибки» и уточнять первичные результаты в процессе беседы и наблюдения за поведением человека в разных жизненных ситуациях [15]. 


Научные принципы исследования характера претворяются в практику этих исследований посредством системы конкретных методик, от которых зависит и качество добываемых фактов в этой сложной области  [9]. 

Так же, к методам исследования характера относится праксиметрический метод. Праксиметрический метод — психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д. Этот метод используется для проверки гипотез при помощи ранее полученной информации, собранной с какой-либо другой целью или входящей в общедоступную базу данных. 

Архивные исследования можно рассматривать в качестве эффективного способа использования информации об имевших место в прошлом событиях в случае, когда психологам необходимо проверять гипотезы при отсутствии возможности непосредственного управления переменными [9]. 

Преимущества архивных исследований: 

В современных условиях доступны огромные объёмы информации, обеспечивающие почти неисчерпаемые возможности для исследования (библиотеки, всевозможные базы данных, интернет). Архивные исследования могут согласовываться с результатами лабораторных исследований, тем самым увеличивая внешнюю валидность. 

Недостатки архивных исследований: 

  • В имеющихся данных важная информация может отсутствовать или же не обладать должной репрезентативностью. 
  • При отборе информации легко можно ошибиться и отобрать информацию, только подтверждающую выдвинутую гипотезу. 
  • При анализе данных при условии избыточного объёма информации можно интерпретировать информацию сквозь призму определённых ожиданий. 

Разновидности праксиметрического метода: 

Биографический метод — метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Применяется в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии. 

Контент-анализ представляет собой метод систематического изучения материала, при котором качественная информация распределяется по заранее определённым категориям. Применяется в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации, а также в других социальных науках. Развитие метода связано с развитием психосемантики, методов многомерного анализа данных и вычислительной техники. Самый простой способ обработки данных контент-анализа — регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Но существуют и другие, более сложные, способы обработки [9]. 


Проективный метод считается промежуточным между психологическим тестированием и анализом продуктов деятельности. При использовании данного метода испытуемому предлагается выполнить определённое задание (например, нарисовать картину или составить рассказ по рисунку), а результаты этого задания затем анализируются и интерпретируются. 

В целях сравнительного изучения характера, особенно выявления типических черт в индивидуальных характерах, психология использует биографии и автобиографии, отвечающие требованиям фактической достоверности и объективного подхода к изучению человека. 

Однако, по нашему мнению, наиболее часто используемым и эффективным методом изучения особенностей характера является эмпирическое исследование акцентуаций характера с использованием психодиагностических методик и опросников.

Сравним основные методики, направленные на изучение особенностей акцентуаций характера:

Таблица №1

Анализ методик, предназначенных для диагностики акцентуаций характера

Название

Автор

Цель

Достоинства

Недостатки

Описание методики

методика диагностики типа акцентуации характера «Чертова Дюжина»,

Прутченков А. С. и Сиялов А.А.

Методика, позволяет определить выраженность 13 («чертовой дюжины») акцентуаций характера

Методика позволяет получить большой объем информации о личности испытуемого, в том числе о типе акцентуации характера, выраженности каждого из психотипов.

В характеристике каждого психотипа отмечены его достоинства и недостатки

Несложная процедура обработки полученных результатов

Отсутствует характеристика сочетания акцентуированных черт характера

Тестирование можно проводить как индивидуально, так и в групповой форме. Опросник состоит из 104 вопросов, время для проведения теста с разъяснением инструкции – примерно 35 – 40 минут.

Личностный опросник Бехтеревского института (ЛОБИ)

В составлении текста опросника принимали участие сотрудники Института им. В.М. Бехтерева – И.Г. Беспалько, Т.М. Мишина, Э.Б. Карпова и др.

диагностика личностных отношений у больных хроническими соматическими заболеваниями

Методика позволяет исследовать отношения испытуемого к основным жизненным сферам с точки зрения акцетуаций характера больного

Сложная процедура обработки данных. С целью получения валидных данных, помимо психодиагностических результатов освидетельствование включает результаты беседы, как клинической, так и анамнестической, данные о клиенте – пол, возраст, профессия, диагноз, рекомендации и др.

Опросник состоит из 12 наборов фраз-утверждений. Эти утверждения относятся к различным аспектам системы отношений больного – «отношение к лечению», «отношение к окружающим», «отношение к будущему», «отношение к врачам» и др. Каждый из 12-ти наборов содержит 10-16 пронумерованных утверждений

Опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (ПДО)

А.Е Личко

Исследование акцентуаций характера подростков в подростковом возрасте

Данная методика, помимо информации об акцентуаций характера, позволяет дать оценку некоторым другим личностным особенностям подростка – психологической склонности к алкоголизации, делинквентному поведению, к диссимуляции черт своего характера и системы своих личностных отношений, к повышенной откровенности, а также оценить соотношение черт мужественности-женственности.

ПДО сложно использовать при групповой работе с подростками;

Сложная процедура обработки результатов. Временные затраты на одного человека при обработке данных – 1-1,5 часа

Опросник ПДО содержит 361 вопрос, ответы респондентов на которые позволяют исследовать выраженность по 11 чертам характера.

Модифицированный патохарактерологический диагностический опросник

(МПДО)

Данная методика является модифицированной версией методики А.Е. Личко (ПДО), модификация Ю. А. Парфенова

Опросник предназначен для диагностики типов акцентуаций характера

При модификации методики удалось сохранить распространенную типологию акцентуаций, разработанную А.Е.Личко;

Значительная доля обработки результатов теста может проводится самими испытуемыми: подсчет баллов на бланке ответов и выделение шкал с наибольшей суммой баллов

Валидность и надежность результатов методики проверена неоднократно

Установлены возрастные ограничения

Опросник включает 143 утверждения, составляющих 10 диагностических и одну контрольную шкалу (шкалу лжи). В каждой шкале по 13 утверждений. Утверждения в тексте вопросника предъявляются в случайном порядке.


Таким образом, можно выделить как достоинства, так и недостатки методик исследования особенностей характера респондентов.

Выводы по первой главе 

В результате теоретического анализа представлений о характере личности в психологической науке можно сделать следующие выводы: 

  1. Характер человека имеет социальную природу, т.е. зависит от мировоззрения человека, содержания и характера его деятельности, от социальной группы, в которой он живёт и действует, от активного взаимодействия с другими людьми 
  2. Причиной того, что у индивидов, которые росли в схожих условиях, совпадают некоторые черты характера, является степень влияния социума и социальных условий, в которых происходило формирование личности.  
  3. У большинства людей особенности характера разнообразны, но в то же время одни черты характера могут преобладать над другими. Это явление определяется как акцентуация характера, то есть чрезмерное усиление некоторых черт, пронизывает весь психический настрой индивидуума 
  4. Стремление целиком объяснить характер результатом социализации личности несостоятельно. Попытка изолировать характер от природы индивида упрощает человеческую психику. В современном научном познании преобладает комплексный многоаспектный подход 
  5. Существует огромный выбор методов, предназначенных для исследования черт характера респондентов, однако, наиболее часто используют психодиагностических метод при изучении особенностй характера
  6. Сравнительный анализ психодиагностических методик показал, что все методики имеют как достоинства, так и недостатки. Выбор определенной психодиагностической методики должен определяться исходя из цели и задач исследования.

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование качеств методик диагностики характера 

2.1 Организация и методы исследования 

В данном психодиагностическом исследовании в качестве респондентов приняли участие дети подросткового возраста. Мы выбрали подростковый возраст для изучения методик, направленных на диагностику акцентуаций характера, в пубертатном периоде происходит перестройка всего организма, что не может не отражаться на характере. Всего в исследовании приняли участие 30 человек, ученики 7 класса МОБУ Средней общеобразовательной школы №24 г. Химки, среди которых 12 юношей и 18 девушек.  


Методологическая основа.

В качестве диагностического инструментария данной проблематики использовались:

  1. опросник акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека 
  2. методика диагностики типа акцентуации характера «Чертова Дюжина» 

Выбор данных психодиагностических методик обусловлен целью исследования. Шкалы, которые содержит каждая методика, отличаются друг от друга. Так, в методике Леонгарда-Шмишека заложена классификация акцентуированных черт характера К. Леонгарда, который выделял 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный). В основу же методику «Чертова дюжина» заложена типология классификации психотипов Е.А. Личко, который А. Е. Личко выделил следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, сенситивный, шизоидный, истероидный, конморфный, психастенический, паранойяльный, неустойчивый, эмоционально-лабильный, эпилептоидный.

Опросник акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека 

Автор: К. Леонгард, адаптация Г. Шмишека 

Год создания: методика опубликована в 1970г.

Описание методики: Тест предназначен для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.

Тест К.Леонгарда-Н.Шмишека представляет собой опросник, содержащий 88 утверждений, которые группируются в 10 шкал, каждая из которых соответствует одному направлению акцентуаций. Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный). 

Обработка результатов: Согласно ключу методики производится подсчет баллов по каждой шкале и делается вывод о наличии и доминировании определенной акцентуации характера
 

Методика диагностики типа акцентуации характера подростков "Чертова Дюжина" 

Автор: Методика разработана Прутченковым А. С. и Сияловым А. А. в 1994 году. 

Описание методики: Методика позволяет определить выраженность 13 («чертовой дюжины») акцентуаций характера. Содержит в себе 104 вопроса на которые респондентам предлагается ответить своим согласием или несогласием.