Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 404
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Особенности представлений о характере человека в психологической науке
1.1 Общее понятие о характере в отечественной и зарубежной психологической литературе
1.3 Теоретический анализ методов изучения характера
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование качеств методик диагностики характера
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты эмпирического исследования и их анализ
А.Ф. Лазурский выделяет три уровня в зависимости от того, насколько среда «давит» на человека. Низший уровень - это недостаточно приспособленные люди, среда накладывает на них сверхсильный отпечаток. Средний уровень - люди смогли найти своё место в окружающей среде и использовать её в своих целях. Высший уровень - это уровень творчества, когда человек стремится переделать среду.
Следует отметить, что все существующие концепции типов характера обладают одним весьма существенным недостатком. Каждый человек индивидуален и не всегда может быть отнесён к определённому типу. Характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы скорректировать. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера и в состоянии заняться самовоспитанием [6].
1.3 Теоретический анализ методов изучения характера
Характерологическое исследование включает в себя собирание и обобщение биографических сведений об истории развития отдельных личностей. К основным психологическим методам исследования характера можно отнести: наблюдение, эксперименты, беседа, самонаблюдение и тесты.
Важнейшим средством визучения характера, в том числе выявления акцентуаций характера, по мнению Леонгарда, это наблюдение за реакциями человека в процессе беседы, направленной на прояснение и уточнение диагноза, а также за его поведением в различных ситуациях - на работе, в домашней обстановке, среди друзей и знакомых, в узком кругу и в большой группе людей. Во всех этих ситуациях, включая беседу, он обращал особое внимание на мимику, жестикуляцию и интонации, которые позволяют установить соответствие содержания высказываний человека его настоящим переживаниям.
Таким образом, выяснение фактов и наблюдение Леонгард считал более достоверными методами описания личности, чем тесты (вопросники), которые, по его мнению, можно использовать только с большими оговорками. Важно не столько то, что отвечает человек на вопрос, а то, как он это делает, то, насколько вопрос понят и то, в каком контексте дается ответ. По этой причине при использовании вопросника, составленного Г. Шмишеком для диагностики акцентуаций, «необходимо делать поправку на возможные ошибки» и уточнять первичные результаты в процессе беседы и наблюдения за поведением человека в разных жизненных ситуациях [15].
Научные принципы исследования характера претворяются в практику этих исследований посредством системы конкретных методик, от которых зависит и качество добываемых фактов в этой сложной области [9].
Так же, к методам исследования характера относится праксиметрический метод. Праксиметрический метод — психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д. Этот метод используется для проверки гипотез при помощи ранее полученной информации, собранной с какой-либо другой целью или входящей в общедоступную базу данных.
Архивные исследования можно рассматривать в качестве эффективного способа использования информации об имевших место в прошлом событиях в случае, когда психологам необходимо проверять гипотезы при отсутствии возможности непосредственного управления переменными [9].
Преимущества архивных исследований:
В современных условиях доступны огромные объёмы информации, обеспечивающие почти неисчерпаемые возможности для исследования (библиотеки, всевозможные базы данных, интернет). Архивные исследования могут согласовываться с результатами лабораторных исследований, тем самым увеличивая внешнюю валидность.
Недостатки архивных исследований:
- В имеющихся данных важная информация может отсутствовать или же не обладать должной репрезентативностью.
- При отборе информации легко можно ошибиться и отобрать информацию, только подтверждающую выдвинутую гипотезу.
- При анализе данных при условии избыточного объёма информации можно интерпретировать информацию сквозь призму определённых ожиданий.
Разновидности праксиметрического метода:
Биографический метод — метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Применяется в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии.
Контент-анализ представляет собой метод систематического изучения материала, при котором качественная информация распределяется по заранее определённым категориям. Применяется в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации, а также в других социальных науках. Развитие метода связано с развитием психосемантики, методов многомерного анализа данных и вычислительной техники. Самый простой способ обработки данных контент-анализа — регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Но существуют и другие, более сложные, способы обработки [9].
Проективный метод считается промежуточным между психологическим тестированием и анализом продуктов деятельности. При использовании данного метода испытуемому предлагается выполнить определённое задание (например, нарисовать картину или составить рассказ по рисунку), а результаты этого задания затем анализируются и интерпретируются.
В целях сравнительного изучения характера, особенно выявления типических черт в индивидуальных характерах, психология использует биографии и автобиографии, отвечающие требованиям фактической достоверности и объективного подхода к изучению человека.
Однако, по нашему мнению, наиболее часто используемым и эффективным методом изучения особенностей характера является эмпирическое исследование акцентуаций характера с использованием психодиагностических методик и опросников.
Сравним основные методики, направленные на изучение особенностей акцентуаций характера:
Таблица №1
Анализ методик, предназначенных для диагностики акцентуаций характера
Название |
Автор |
Цель |
Достоинства |
Недостатки |
Описание методики |
методика диагностики типа акцентуации характера «Чертова Дюжина», |
Прутченков А. С. и Сиялов А.А. |
Методика, позволяет определить выраженность 13 («чертовой дюжины») акцентуаций характера |
Методика позволяет получить большой объем информации о личности испытуемого, в том числе о типе акцентуации характера, выраженности каждого из психотипов. В характеристике каждого психотипа отмечены его достоинства и недостатки Несложная процедура обработки полученных результатов |
Отсутствует характеристика сочетания акцентуированных черт характера |
Тестирование можно проводить как индивидуально, так и в групповой форме. Опросник состоит из 104 вопросов, время для проведения теста с разъяснением инструкции – примерно 35 – 40 минут. |
Личностный опросник Бехтеревского института (ЛОБИ) |
В составлении текста опросника принимали участие сотрудники Института им. В.М. Бехтерева – И.Г. Беспалько, Т.М. Мишина, Э.Б. Карпова и др. |
диагностика личностных отношений у больных хроническими соматическими заболеваниями |
Методика позволяет исследовать отношения испытуемого к основным жизненным сферам с точки зрения акцетуаций характера больного |
Сложная процедура обработки данных. С целью получения валидных данных, помимо психодиагностических результатов освидетельствование включает результаты беседы, как клинической, так и анамнестической, данные о клиенте – пол, возраст, профессия, диагноз, рекомендации и др. |
Опросник состоит из 12 наборов фраз-утверждений. Эти утверждения относятся к различным аспектам системы отношений больного – «отношение к лечению», «отношение к окружающим», «отношение к будущему», «отношение к врачам» и др. Каждый из 12-ти наборов содержит 10-16 пронумерованных утверждений |
Опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (ПДО) |
А.Е Личко |
Исследование акцентуаций характера подростков в подростковом возрасте |
Данная методика, помимо информации об акцентуаций характера, позволяет дать оценку некоторым другим личностным особенностям подростка – психологической склонности к алкоголизации, делинквентному поведению, к диссимуляции черт своего характера и системы своих личностных отношений, к повышенной откровенности, а также оценить соотношение черт мужественности-женственности. |
ПДО сложно использовать при групповой работе с подростками; Сложная процедура обработки результатов. Временные затраты на одного человека при обработке данных – 1-1,5 часа |
Опросник ПДО содержит 361 вопрос, ответы респондентов на которые позволяют исследовать выраженность по 11 чертам характера. |
Модифицированный патохарактерологический диагностический опросник (МПДО) |
Данная методика является модифицированной версией методики А.Е. Личко (ПДО), модификация Ю. А. Парфенова |
Опросник предназначен для диагностики типов акцентуаций характера |
При модификации методики удалось сохранить распространенную типологию акцентуаций, разработанную А.Е.Личко; Значительная доля обработки результатов теста может проводится самими испытуемыми: подсчет баллов на бланке ответов и выделение шкал с наибольшей суммой баллов Валидность и надежность результатов методики проверена неоднократно |
Установлены возрастные ограничения |
Опросник включает 143 утверждения, составляющих 10 диагностических и одну контрольную шкалу (шкалу лжи). В каждой шкале по 13 утверждений. Утверждения в тексте вопросника предъявляются в случайном порядке. |
Таким образом, можно выделить как достоинства, так и недостатки методик исследования особенностей характера респондентов.
Выводы по первой главе
В результате теоретического анализа представлений о характере личности в психологической науке можно сделать следующие выводы:
- Характер человека имеет социальную природу, т.е. зависит от мировоззрения человека, содержания и характера его деятельности, от социальной группы, в которой он живёт и действует, от активного взаимодействия с другими людьми
- Причиной того, что у индивидов, которые росли в схожих условиях, совпадают некоторые черты характера, является степень влияния социума и социальных условий, в которых происходило формирование личности.
- У большинства людей особенности характера разнообразны, но в то же время одни черты характера могут преобладать над другими. Это явление определяется как акцентуация характера, то есть чрезмерное усиление некоторых черт, пронизывает весь психический настрой индивидуума
- Стремление целиком объяснить характер результатом социализации личности несостоятельно. Попытка изолировать характер от природы индивида упрощает человеческую психику. В современном научном познании преобладает комплексный многоаспектный подход
- Существует огромный выбор методов, предназначенных для исследования черт характера респондентов, однако, наиболее часто используют психодиагностических метод при изучении особенностй характера
- Сравнительный анализ психодиагностических методик показал, что все методики имеют как достоинства, так и недостатки. Выбор определенной психодиагностической методики должен определяться исходя из цели и задач исследования.
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование качеств методик диагностики характера
2.1 Организация и методы исследования
В данном психодиагностическом исследовании в качестве респондентов приняли участие дети подросткового возраста. Мы выбрали подростковый возраст для изучения методик, направленных на диагностику акцентуаций характера, в пубертатном периоде происходит перестройка всего организма, что не может не отражаться на характере. Всего в исследовании приняли участие 30 человек, ученики 7 класса МОБУ Средней общеобразовательной школы №24 г. Химки, среди которых 12 юношей и 18 девушек.
Методологическая основа.
В качестве диагностического инструментария данной проблематики использовались:
- опросник акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека
- методика диагностики типа акцентуации характера «Чертова Дюжина»
Выбор данных психодиагностических методик обусловлен целью исследования. Шкалы, которые содержит каждая методика, отличаются друг от друга. Так, в методике Леонгарда-Шмишека заложена классификация акцентуированных черт характера К. Леонгарда, который выделял 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный). В основу же методику «Чертова дюжина» заложена типология классификации психотипов Е.А. Личко, который А. Е. Личко выделил следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, сенситивный, шизоидный, истероидный, конморфный, психастенический, паранойяльный, неустойчивый, эмоционально-лабильный, эпилептоидный.
Опросник акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека
Автор: К. Леонгард, адаптация Г. Шмишека
Год создания: методика опубликована в 1970г.
Описание методики: Тест предназначен для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.
Тест К.Леонгарда-Н.Шмишека представляет собой опросник, содержащий 88 утверждений, которые группируются в 10 шкал, каждая из которых соответствует одному направлению акцентуаций. Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный).
Обработка результатов: Согласно ключу методики производится подсчет баллов по каждой шкале и делается вывод о наличии и доминировании определенной акцентуации характера
Методика диагностики типа акцентуации характера подростков "Чертова Дюжина"
Автор: Методика разработана Прутченковым А. С. и Сияловым А. А. в 1994 году.
Описание методики: Методика позволяет определить выраженность 13 («чертовой дюжины») акцентуаций характера. Содержит в себе 104 вопроса на которые респондентам предлагается ответить своим согласием или несогласием.