Файл: Анализ методик диагностики особенностей характера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 372

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

rs≥ 0,41(p≤0,05); rs≥ 0,88 (p ≤0,01)

Согласно полученным данным, существуют положительные корреляционные связи между психотипом «Параноик» и такими акцентуациями характера, как: дистимичность (r=0,52), педантичность (r=0,43), возбудимость (r=0,75). Таким образом, параноидальная акцентуация характера, которая проявляется в высокой степени целеустремленности, энергичности, активности положительно коррелирует с такими чертами характера, которые проявляются в поведении в чрезмерной аккуратности, импульсивности, а так же в быстрой смене настроения.

С психотипом «Эпилептоид», изучаемым в рамках методики чертова дюжина, выявлены следующие взаимосвязи: педантичность (r=0,87) и тревожность (r=0,57). Таким образом, каждый из выделенных акцентуаций объединяет стремление к порядку, тщательность, консерватизм, аккуратность.

С акцентуацией характера «гипертимность», выделенного в рамках методики «Чертова дюжина» выявлены прямые корреляции с такими психотипами, исследуемыми с помощью методики Леонгарда-Шмишека, как: Демонстративность (r=0,63), возбудимость (r=0,61), гипертимность (r=0,872), циклотичность (r=0,557), лабильность (r=0,61). Таким образом, все выявленные взаимосвязи так или иначе указывают на преобладающие черты гипертимной акцентуации характера, при которой личность характеризуется открытостью, общительностью, повышенным настроением, несерьезным отношением к делам.

Выявлена положительная корреляция между типами акцентуаций характера «Шизоид» и «Ригидность» (r=0,57) на уровне значимости p≤0,05. Таким образом, мы можем предположить, что данные акцентуации характера имеют схожие черты, такие как интровертированность, мыслительность, а также слабая подвижность процессов возбуждения и торможения.

Акцентуация характера «Психоастеноид» положительно коррелирует с такими акцентуациями как: педантичность (r=0,49), возбудимость (r=0,31), тревожность (r=0,501), аффективность (r=0,368). Таким образом, мы можем отметить общие черты характера, свойственные данным типам акцентуаций. Среди них: робость, неуверенность в своих силах, тревожность, внимательность к мелочам.

С помощью корреляционного анализа были выявлены так же положительные взаимосвязи между такими акцентуациями характера, как гипотим и ригидность (r=0,552), педантичность (r=0,471), дистимичность (r=0,741), циклотичность (r=0,625) и лабильность (r=0,522). Таким образом, результаты корреляционного анализа позволяют нам предположить, что гипотимный тип акцентуации характера может проявляться в таких чертах, как: ригидность, аккуратность, преобладание депрессивных состояний и настроений, мыслительность, погруженность в себя.


Значимая отрицательная корреляционная взаимосвязь установлена между такими акцентуациями характера, как конформный тип и демонстративность (r=-0,42), а так же между лабильным типом и ригидностью (r=-0,31). Таким образом, при конформном типе акцентуации характера исключаются истероидные черты и поведение, главой целью которого является привлечение внимания окружающий. Так же, мы можем утверждать, что при лабильном типе акцентуации характера ригидные черты в поведении и не являются характерными.

Обратимся к анализу выявленных взаимосвязей между шкалами методик по такой шкале как Астеник и такими типами акцентуаций характера, как: возбудимость (r=0,442), дистимичность (r=0,521),тревожность (r=0,314), циклотичность (r=0,462). Таким образом, мы можем предположить, что данные психотипы имеют схожие черты, проявляющиеся в поведении личности, такие как: дисцилинорованность, неуверенность в собственных силах, скромность, тревожность, стеснительность, смена настроений.

Таким образом, проведенный корреляционный анализ показал, что существуют как положительные, так и отрицательные связи между шкалами двух, используемых нами в работе методик, а именно методика «Чертова дюжина» и опросник акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека. Большое количество установленных взаимосвязей между шкалами методик указывают на внутреннюю согласованность методик и подтверждают нашу гипотезу о взаимозаменяемости данных психодиагностических опросников.

Обратимся к сравнительному анализу используемых методик. По нашему мнению, как в одной, так и в другой можно выделить свои плюсы и минусы. Для удобства сравнения, данные представлены в виде таблицы:

Таблица №4

Сравнительный анализ методик диагностики акцентуаций характера

Опросник акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека

Методика диагностики акцентуаций характера “Чертова дюжина”

Достоинства методики

Валидность результатов исследования, полученных с помощью данной методики, подтверждена многочисленными исследованиями;

Возможность получения более полной информации о личности обследуемого, за счет того, что акцентуированные типы разделены на две группы: акцентуации характера и акцентуации темперамента;

В опроснике предусмотрена шкала искренности.

Возможность оценки степени согласия/несогласия с утверждением, что позволяет получить более точную градацию мнения респондента;

Возможность более полной интерпретации полученных результатов, так как информационная модель описываемых психотипов предусматривает оценку черт личности сразу по нескольким параметрам.

Недостатки методики

Отсутствует промежуточный вариант ответа, при выражении согласия/несогласия респондента с утверждением;

Слишком много вопросов, что приводит к утомлению респондентов в процессе работы, а так же, к снижению уровня мотивации прохождения тестирования

Сложная обработка результатов, которая включает в себя несколько этапов обработки;

В ключе к методике не приводится интерпретация антитипов к каждой акцентуации характера, в результате чего возникают сложности интерпритации полученных данных

Шкала лжи не предусмотрена


Таким образом, можно выделить как достоинства, так и недостатки используемых нами методик исследования. Однако, в процессе проведения сравнительного анализа нами было выявлено больше плюсов отмечено нами по методике Леонгарда - Шмишека. Однако, по нашему мнению, данные методики взаимозаменяемы, а в процессе совместного использования позволяют получить более точную информацию об индивидуальных особенностях респондента.

Выводы по второй главе

Проведенное эмпирическое исследование акцентуаций характера позволяет нам сделать следующие выводы:

  1. Наиболее распространенной акцентуацией характера в исследуемой выборке является Циклотимный тип акцентуации характера, которая характерна для 26% респондентов.
  2. Для большего количества респондентов свойственно отсутствие акцентуации по типам гипертимность и дистимичность. Однако, исследуя доминирования психотипов мы пришли к выводу, что у 13,3% респондентов ярко проявляются черты гипертима, а у 10% проявляются антитип психотипа Гипотим, который является противоположным гмпертимному психотипу.
  3. Каждый исследуемый психотип и акцентуация характера, изучаемые нами в рамках данной работы имеют свои достоинства и недостатки, что позволяет нам заключить, что нет оптимального психотипа или акцентуации, которые будут способствовать успешной деятельности личности.
  4. Сравнительный анализ методик, используемых в рамках данного исследования показал, что существует как достоинства, так и недостатки используемых нами методик.
  5. В результате корреляционного анализа, проведённого нами для изучения взаимосвязей между шкалами используемых в рамках данной работе методик, показал, что существуют положительные и отрицательные корреляционные взаимосвязи между различными типами акцентуаций характера, что позволяет нам сделать вывод о взаимозаменяемости данных методик.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках данной работы нами изучены особенности акцентуаций характера. В соответствии с задачами исследования проведён теоретический анализ подходов к пониманию характера в психологической науке.

Полученные в ходе исследования данные подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

Характер есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающих типичные для нее способы поведения. Это психологический склад личности, определяющий линию поведения человека и его поступки и выражающийся в его отношении к окружающему миру, к труду, к другим людям и к самому себе. Характер человека - это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица.


Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей, основными из которых являются: Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении всей остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый; те сочетания личных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными; имея в виду различные сочетания черт характера, людей можно разделять на типы. 

 Следует отметить, что все существующие концепции типов характера обладают одним весьма существенным недостатком. Каждый человек индивидуален и не всегда может быть отнесён к определённому типу. Характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы скорректировать. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера и в состоянии заняться самовоспитанием.

У большинства людей особенности характера разнообразны, но в то же время одни черты характера могут преобладать над другими. Это явление определяется как акцентуация характера, то есть чрезмерное усиление некоторых черт, пронизывает весь психический настрой индивидуума.

В результате эмпирического исследования особенностей характера было установлено, в исследуемой нами выборке наиболее распространенной является циклотимный тип акцентуации характера, что указывает на частую смену гипертимных и дистимных состояний в поведении.

Так же, можно отметить распространенность таких типов акцентуаций характера в исследуемой выборке как: демонстративный (истероидный) тип и пендантичный тип акцентуации.

У меньшего количества респондентов было выявлено отсутствие доминирования определенного психотипа или акцентуации. Учитывая тот факт, что в исследовании приняли участие респонденты подросткового возраста, отметим, что, в данном возрасте акцентуации характера в этом возрасте являются нормальным явлением и сглаживаются с возрастом.

Сравнительный анализ методик, используемых в рамках данного исследования показал, что существует как достоинства, так и недостатки используемых нами методик. По нашему мнению, предпочтения, отдаваемые в пользу того или иного исследовательского метода будет завесить от цели исследования.

Таким образом, в ходе проведенного исследования особенностей психотипов в подростковом возрасте показал, что в данном возрасте преобладает циклотимный, демонстративны и педантичный типы акцентуации характера, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу исследования. Так же, проведенный корреляционный анализ шкал методик подтверждает выдвинутую нами гипотезу о взаимозаменяемости методик, направленных на изучение акцентуаций характера.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

  1. Батаршев, А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. Практическое руководство / А.В. Батаршев. – М.: Психотерапия, 2006. – 288 с.  
  2. Бородин В.С. Проблема формирования характера личности В сборнике: НОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Материалы международной научно-практической конференции. Отв. ред. Зарайский А.А.. 2018. С. 46-48.  
  3. Вишняков А.И., Дедушев С.В., Прадчук О.И. Характер как составляющая личности В сборнике: МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ материалы всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. 2004. С. 223-225.  
  4. Гроховская И.А., Досмаева Д.М., Царева М.Н. Акцентуация характера личности В сборнике: Основные проблемы современного языкознания сборник статей ХI международной научно-практической конференции. 2019. С. 13-17.  
  5. Железняков В.А., Поляков А.Д. Характер личности и его типология В сборнике: Наука молодых - будущее России Сборник научных статей 2-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 5-ти томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2017. С. 131-134.  
  6. Зайцев Т.А. Типологии характеров личности В сборнике: ТРАДИЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 142-146.  
  7. Измаилов В.В. Взаимосвязь акцентуации характераи самооценки личности Университет Наук. 2018. № 27. С. 789-797.  
  8. Обрезков В.А., Федосеенков А.В. Темперамент и характер личности Научный аспект. 2017. № 4-3. С. 432-439.  
  9. Кортнева, Ю. Диагностика актуальных проблем / Ю. Кортнева. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2004. – 240 с.  
  10. Морозюк С.Н. Психология личности. Психология характера Учебное пособие / Москва, 2018. Сер. 64 Авторский учебник (1-е изд.)  
  11. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.:  
  12. Мерлин, В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание [Текст] : учебное пособие к спецкурсу / В. С. Мерлин ; Пермский гос. пед. ин-т, Уральское отд-ние О-ва психологов СССР при АН СССР. - Пермь : ПГПИ, 1990. - 107, 
  13. Иноземцева Т.Н., Царева М.Н., Каталиева Р.К., Зиналиева Н.К. Индивидуальный характер личности и его формирование В сборнике: Весенние психолого-педагогические чтения материалы III Региональной научно-практической конференции, посвящённой памяти почётного профессора АГУ А. В. Буровой. Составители: И. А. Еремицкая, О. А. Халифаева. 2019. С. 32-35.  
  14. Попов Н.А. Типология характеров личности В сборнике: ТРАДИЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 309-311.  
  15. Паршукова, Л.П. Акцентуации характера: учебное пособие / Л.П. Паршукова, И.В. Выбойщик. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 84 с.  
  16. Психология характера и акцентуации личности Учебно-методическое пособие / Рязань, 2017.  
  17. Психология: Учебник / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Академия, 2001. - 496 с.  
  18. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликов. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 480 с.  
  19.  Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с  
  20. Товбина В.Л. Психология личности: Характер как «Каркас личности» В сборнике: Труды экономического и социально-гуманитарного факультета РГГМУ Санкт-Петербург, 2013. С. 117-126.  
  21. Утлик Э.П. Психология Н.Д. Левитова сегодня|/ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки» Вестник Московского государственного областного университета 2017. – 84 с.