Файл: Анализ методик диагностики особенностей характера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 402

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Характер человека - это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица.  

Проблема характера – одна из традиционных и ведущих проблем психологической науки. Исследователи отмечают, что своеобразные черты характера человека могут при определённых условиях затруднять его отношения с окружающими. У большинства людей особенности характера разнообразны, но в то же время одни черты характера могут преобладать над другими. Aкцентуация, то есть чрезмерное усиление некоторых черт, пронизывает весь психический настрой индивидуума. Психотравмирующее воздействие на людей с теми или иными акцентуациями оказывает не любая трудная ситуация, а только та, которая наносит удар по наиболее уязвимому месту их характера 

Изучением вопроса об акцентуации характера занимались многие психологи и педагоги (К. Леонгaрд, А.А. Алексaндров, А.А. Вдовиченко, А.Е. Личко, В.В. Ковaлев), и, несмотря на то, что наука уже даёт ряд ответов, вопрос об aкцентуации характера ещё aктуален.  Анализ научных работ приводит нас к выводу, что немаловажную роль играет диагностика акцентуаций характера, так как они способны переходить в патологические состояния. 

Цель данной работы: выявить взаимосвязь между методиками, направленными на изучение особенностей акцентуаций черт характера

Задачи: 

  1. Проанализировать основные подходы к определению понятия характера 
  2. Изучить основные типологии характера, выделенные в психологической науке 
  3. Исследовать особенности характера подростков 
  4. Изучение особенностей акцентуации черт характера 
  5. Проведение сравнительного анализа выбранных методик 

Объект исследования: особенности акцентуаций характера 

Предмет исследования: методики исследования особенностей акцентуаций характера 

Гипотеза исследования: методики, предназначенные для изучения акцентуаций характера, являются взаимозаменяемыми

Теоретической основой исследования являются работы К. Леонгaрда, Э. Кречмера, Р.С. Немов, В.С. Мерлина, Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, Н.Д. Левитова и др. 

Методическая основа исследования: Теоретический анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования, тестирование, качественный и анализ полученных данных.  


Методики исследования:  

  1. опросник акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека 
  2. методика диагностики типа акцентуации характера «Чертова Дюжина» 
  3. статистические методы обработки данных - корреляционный анализ

Гипотеза исследования: Методики диагностики акцентуаций характера являются взаимозаменяемыми

Эмпирическая база: В данном исследовании приняли участие 30 человек, ученики 7 класса МОБУ Средней общеобразовательной школы №24 г. Химки, среди которых 12 юношей и 18 девушек.  

Совокупность целей и задач обусловили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (включающего в себя 21 источник), 2 рисунка, 4 таблицы и приложения.

ГЛАВА 1. Особенности представлений о характере человека в психологической науке 

1.1 Общее понятие о характере в отечественной и зарубежной психологической литературе 

В дословном переводе с греческого характер - это чеканка, печать. Этот термин был введен в научный оборот еще в IV-III вв. до н.э. древнегреческим философом Теофрастом. Он употреблял слово «характеристики» для описания индивидуальных особенностей человека. Однако характеристики содержали лишь описание нравственного облика человека. В таком же смысле термин «характер» употреблял французский писатель ХVII века Лабрюйер в его знаменитой книге «Характеры, или нравы нашего века» [14].  

Уже с самого зарождения слово «характер» обозначало нечто отражающее социально-нравственное лицо человека, и в этом значении приобрело смысл, прямо противоположный темпераменту, обусловленному свойствами организма. В дальнейшем ученые по-разному определяли характер: одни видели в нем либо индивидуальные особенности интеллекта, чувств, воли (А. Бен), либо чувств и воли (Рибо), либо только воли (Л.Ф. Лесгафт), другие - свойств целостной личности (В. Штерн, А.Ф. Лазурский, Л. Клагес и др.) [7]. 


Рассмотрим наиболее распространенные определения характера, существующие в отечественной психологической науке. Например, Р.С. Немов – автор одного из самых известных учебников по психологии в нашей стране, определяет характер как совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к работе, к происходящим вокруг него событиям, а также его целенаправленные действия, называемые поступками [11, c. 407].  

Характер есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающих типичные для нее способы поведения. Это психологический склад личности, определяющий линию поведения человека и его поступки и выражающийся в его отношении к окружающему миру, к труду, к другим людям и к самому себе. Характер человека - это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица.  

По мнению К.К. Платонова, посвятившего много времени изучению структуры личности, характер не является самостоятельной подструктурой личности. Это синтез других элементов подструктур, пронизываемых спектром основных отношений человека, которые сложились с отдельными людьми, по отношению к различным сторонам жизни, деятельности и к самому себе. Характер - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесто связанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Это «каркас», наложенный на все остальные подструктуры личности [17].  

Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, Н.Д Левитов, И.В. Страхов, В.С. Филатов, Д.Н. Норакидзе и др. Понятие характера идеологизируется, интерпретируется как жизненная направленность личности и образ действия. В центр ставится вопрос о типичных чертах характера советского человека. Но исследователи стремятся преодолеть тенденцию жесткой идеологизации данного феномена [18]. 

Н.Д. Левитов предлагает широкое и узкое понимание характера. В первом случае характер рассматривается как направленность и образ действия. В узком смысле он интерпретируется как преобладающие эмоциональные, волевые, интеллектуальные свойства, которые проявляются в привычных формах поведения [17]. 

В.С. Мерлин рассматривал характер как индивидуальность личности или результат индивидуализации человека в процессе социализации. Это результат разрешения противоречия между: а) типизацией мышления и поведения, обусловленного самой сущностью социализации, и б) врожденными индивидуальными особенностями и предпочтениями человека [12].  


Те особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера. Черты характера - это не случайные проявления личности, а устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда и название «характер»).  

В отечественной психологии выделяют две большие группы черт характера : 

а) черты, вытекающие из всей совокупности отношений, в которые вступает личность в процессе жизнедеятельности;  

б) черты, раскрывающие волевые, эмоциональные и интеллектуальные стороны характера личности [16, 17].  

Любая черта характера при чрезмерном развитии может делать характер человека деформированным, несбалансированным, или, как говорят специалисты, акцентуированным. Акцентуированные характеры весьма разнообразны, но их обладатели всегда «бросаются» в глаза: им «присуща готовность к особенному, как к социально положительному, так и к социально отрицательному развитию» [16].  

Эти черты накладывают совершенно определенный отпечаток на личность. При очень сильной выраженности черт характера человек с трудом приспосабливается к условиям жизни. Однако они же определяют своеобразие личности, то, что позволяет ей выделяться на общем фоне.  

Характер человека не представляет собой чисто случайную совокупность различных черт. Отдельные черты характера зависят друг от друга, связаны друг с другом, образуют целостное явление, называемое структурой характера. 

1.2 Типологии характера

Попытки построения типологии характеров предпринимались многократно на протяжении всей истории психологии, и первыми авторами этих типологий стали не психологи, а врачи-психиатры.  

Одной из первых была типология, разработанная в начале ХХ века немецким психиатром Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, затем свои типологии характеров представили Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и др. Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей, основными из которых являются [14]:  

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении всей остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.  

2. Те сочетания личных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые сочетания, позволяющие выявлять типы и строить типологии характеров.  


3. Имея в виду различные сочетания черт характера, людей можно разделять на типы.  

Типология характеров, предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Он предложил типологию характеров строить исходя из конституции человека. Кречмер выделил и описал три часто встречающихся типа строения тела или конструкции человека: астенический, атлетический и пикнический [14].  

  • Астенический тип – это человек хрупкого телосложения с плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми конечностями, вытянутым лицом, слабой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями.  
  • Атлетический тип характеризуется сильным развитием скелета, мускулатуры. Это человек среднего или высокого роста с широкими плечами и мощной грудной клеткой.  
  • Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота) и склонностью торса к ожирению при слаборазвитых мышцах плечевого пояса и конечностей.  

Более поздние классификации характеров строились в основном на описании этих акцентуаций. Одна из них принадлежит отечественному психиатру А.Е.Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками [14]. 

 Акцентуация характера, в понимании Личкo - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии поведения человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. К классификации характеров А.Е. Личко следует относиться как и к классификации Кречмера. Она также построена на основе результатов наблюдений и их обобщения, и в этом смысле не являются научно точной (по современным представлениям). В этих классификациях не обозначены промежуточные (не входящие ни в один из предложенных типов) группы людей. Близкой к классификации А.Е. Личко является типология характеров, предложенная немецким ученым К. Леонгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. К. Леонгард выделил следующие типы характера: гипертимный тип; дистимный тип; циклоидный тип; возбудимый тип; застревающий тип; педантичный тип; тревожный тип; эмотивный тип; демонстративный тип

А.Ф. Лазурский  подчёркивал, что наиболее «чистые» типы характеров получаются в том случае, когда интересы и профессиональная деятельность человека, развитие его знаний, навыков, миросозерцания происходит именно в том направлении, какое диктуется прирождёнными особенностями его нервно - психической организации [14].