Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОДАЖАМ ТОВАРОВ НА РОЗНИЧНОМ ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ

1.1   ЗНАЧЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОДАЖАМ

1.2 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОДАЖ

1.3 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА ПРОДАЖИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОДАЖАМ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ НА РОЗНИЧНОМ ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ («КОНДИТЕРСКИЙ МИР» ИП ИСТОМИН В.В.)

2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

2.2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПРОДАЖ И СТРУКТУРЫ ТОВАРООБОРОТА

2.3 АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ПРОЦЕССА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И ЗАПАСОВ ПРОДУКЦИИ

2.4 АНАЛИЗ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ТОРГОВОГО ПЕРСОНАЛА

3. РАЗРАБОТКА МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОДАЖЕ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ НА РОЗНИЧНОМ ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ «КОНДИТЕРСКИЙ МИР»

3.1 ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ, С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОДАЖ

3.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОДАЖ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Необходимо сказать, что критерием хорошего процесса планирования являются правильно поставленные цели. Часто руководители не используют такой мощный потенциал в работе всей организации, как правильно поставленные цели. Чтобы верно поставить цели, необходимо выполнить принцип SMART [16, c.75].

Первыми ввели данный принцип на российском рынке западные компании. Сегодня принцип SMART широко используется во многих западных и российских компаниях, позволяя двигаться к заданным целям и добиваться поставленных задач. Данный принцип является ориентиром для характеристики цели и отвечает на вопрос, какой она должна быть.

Согласно принципу SMART цель должна быть:

  • S (specific) - конкретной;
  • M (measurable) - измеримой;
  • A (achievable) - достижимой;
  • R (relevant) - актуальной;
  • T (time bounded) - определенной во времени.

Важно понимать, что от того, насколько правильно в соответствии с данным принципом поставлены цели, настолько же успешным будет их достижение. Правильно поставленные цели послужат действенным инструментом в работе с персоналом, который должен быть убежден в том, что поставленные цели реалистичны и достижимы, учитывают все особенности бизнеса и способствуют справедливой системе оценки работы каждого сотрудника.

Принцип SMART должен стать непременным спутником руководителя при разработке планов и постановке целей. Только так возможно достичь непрерывности и эффективности процесса деятельности любой организации, который состоит из пяти основных этапов: анализа текущей ситуации, планирования деятельности с учетом имеющихся ресурсов, процесса выполнения данных задач, контроля над ходом проводимых работ и оценки всей деятельности (рисунок 2).

Рисунок 2 – Принцип SMART

Данный процесс содержит элемент постоянства. Каждый этап работы нуждается в анализе, планировании, выполнении, контроле и оценке. И вновь, после выставления оценки, эффективный менеджер переходит к этапу анализа проведенной работы. При этом главная задача — выяснить все сильные и слабые стороны, найти потенциал для более эффективной работы, скорректировать свою деятельность для улучшения показателей и достижения поставленных целей. Образуется замкнутый цикл. Он повторяется вновь и вновь до тех пор, пока не будут достигнуты запланированные цели.

Планирование управления продажами подразделяется на планирование объема продаж и планирование стратегии продаж.

В свою очередь, планирование объема продаж определяется:


  • планированием продаж по времени;
  • планированием продаж по месту.

Планирование продаж по времени. С точки зрения времени, планы по продажам делятся на краткосрочные, долгосрочные и стратегические.

Стратегические планы — это разработанный и принятый определенный порядок действий на период более трех лет. Стратегические планы призваны определить последовательность действий компании в перспективе изменяющихся условий. Исследование данных условий или факторов носит название PEST-анализа (обозначает анализ политических, экономических, социальных и технологических условий, в которых функционируют компания и рынок) [16, c. 94]:

  • P (political) - политика;
  • E (economical) - экономика;
  • S (sociological) - социология;
  • T (technological) - технология.

Стратегические планы носят более глубокий характер, чем другие виды планирования. Они начинаются с определения глобальных целей и миссии компании.

Миссия — это те идеи, ради которых существует бизнес.

Основные вопросы:

  • для чего мы занимаемся своим бизнесом?
  • какие цели мы преследуем?
  • чего мы хотим добиться в будущем?
  • какой мы видим свою компанию?
  • как мы будем взаимодействовать со своими клиентами?

Для разработки таких планов необходима полная информация о рынке, конкурентах, ресурсах компании, возможности привлечения дополнительных источников финансирования, внутренних бизнес-процессах в самой организации. В этом деле поможет проведение SWOT-анализа. SWOT-анализ— определение сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и существующих опасностей, для более эффективного распределения ресурсов в деле достижения поставленных целей.

На основании полученных данных руководство определяет задачи, которые необходимо решить, чтобы добиться поставленных стратегических целей. Так они находят свое отражение в краткосрочных и долгосрочных планах компании. Эти планы непосредственно связаны с текущей деятельностью организации. Они часто обновляются и корректируются в зависимости от результатов, которые были достигнуты компанией при достижении запланированных объемов продаж. Рассматриваемые планы призваны ответить на вопросы:

  • сколько всего необходимо продать продукции за определенный период времени?
  • какой должен быть при этом уровень маржи (наценка на продукцию в процентах)?
  • какова будет полученная прибыль?
  • каким будет ассортимент данной продукции?
  • какому количеству потенциальных покупателей она предназначена?
  • по каким ценам и на каких условиях она будет продаваться?
  • какие меры по продвижению продукции необходимы?
  • какой потребуется бюджет?
  • кто будет осуществлять управление процессом продаж и обеспечивать его выполнение?

Планирование продаж по месту связано с планированием объемов продаж каждым подразделением в структуре продаж и отдельно ее сотрудниками [18, c. 154].

На практике существуют три способа планирования продаж по месту:

  • снизу;
  • сверху;
  • комбинированный.

Основной вопрос в этих способах планирования — кто? Кто осуществляет процесс планирования в организации — руководители или подчиненные?

Наибольшее количество сильных сторон имеет комбинированный способ. Он позволяет избежать многих ошибок, учесть мнение и интересы различных групп торгового персонала, от высшего руководства до торгового представителя. В конце концов, при комбинированном способе планирования создается комфортный психологический климат в коллективе, что крайне важно для выполнения общего плана продаж и достижения фирмой поставленных целей.

Оценка потенциала компании и прогноз продаж. Основой процесса планирования являются оценка и анализ существующего потенциала компании на рынке и прогноза продаж. Действительно, без понимания этих составляющих невозможно объективно планировать свою деятельность и формулировать цели согласно уже рассмотренному нами принципу SMART.

Работа руководителя по прогнозированию продаж состоит из трех этапов (рисунок 3).

Рисунок 3 – Этапы работы руководителя по прогнозированию продаж

В настоящее время российские компании стали более внимательно подходить к оценке своего потенциала и прогнозированию продаж. Во многих компаниях для выполнения данных задач создаются аналитические отделы или выделяются специалисты из отдела маркетинга. Если таких структур в организации еще не существует, на помощь приходят многочисленные маркетинговые и консалтинговые агентства по изучению и прогнозированию рынка, отрасли и тенденций развития потребительского спроса.

Рассмотрим более подробно каждый из этапов составления прогноза продаж.

Оценка потенциала компании — это деятельность руководства, направленная на понимание возможностей компании по достижению запланированных целей в определенный период времени.

Основные вопросы, которые руководство обязано выяснить для определения потенциала компании, касаются рынка потребления, конкурентов, ресурсов и внутренних бизнес-процессов компании:

  • общий объем рынка потребления продукции: сколько всего потребляется продукции на рынке, где работает компания? Как правило, это географическое деление: страна, регион, область, город;
  • потребители: кто является основным потребителем продукции? Государственный или частный сектор; юридические или физические лица; социальный слой населения (общее количество потенциальных покупателей, возраст, пол, семейное положение, местожительство, средний доход, род занятий, вероисповедание, уровень образования, приверженность конкретным торговым маркам, вероятность переключения на торговые марки-заменители);
  • распределение потребления по ценовому сегменту: сколько продукции потребляется на географическом рынке в конкретном ценовом диапазоне? Обычно выделяют четыре ценовых диапазона для товара: низкий, средний, дорогой и сверхдорогой;
  • количество торговых марок в каждом ценовом сегменте: сколько торговых марок участвует в конкурентной борьбе в каждом ценовом сегменте? Это дает возможность понять, в каком по интенсивности конкурентном окружении по торговым маркам работает компания. Принято разделять высококонкурентное, среднеконкурентное и низкоконкурентное окружение;
  • распределение продаж по каналам сбыта: какой процент продаж распределяется по разным каналам сбыта? Принято рассматривать следующие каналы сбыта: оптовый, мелкооптовый, розничный;
  • уровень дистрибуции: какой процент распространения товара в розничном канале сбыта имеют торговые марки? Это важный показатель работы компании, так как обычно большая дистрибуция приводит к высоким продажам и, следовательно, к увеличению прибыли;
  • клиентская база: количество активных клиентов совершающих покупки, их классификация и характеристика;
  • конкуренты на данном рынке: их продажи, ассортимент, стратегия, ценовая и кредитная политика, структура продаж, система продвижения продукции в разных каналах сбыта, политика работы с персоналом, бюджеты. Как итог — проведение SWOT-анализа;
  • ресурсы компании: материальные и нематериальные активы компании, возможность привлечения дополнительных источников финансирования;
  • внутренние бизнес процессы: эффективность работы организационной структуры компании и каждого сотрудника, выполнение установленных процедур и инструкций, лояльность к руководству компании и осуществляемой деятельности.

Получение перечисленной выше информации дает возможность перейти к следующему этапу прогнозирования продаж — анализу информации и получению обработанных данных.

Анализ информации — это деятельность, направленная на исследование и получение данных в виде выводов по рассматриваемым вопросам.

В данный процесс необходимо вовлекать не только специалистов по аналитической работе или маркетингу, но и менеджеров по продажам. Во многих организациях стало правилом привлечение к анализу финансовых работников, специалистов по логистике и человеческим ресурсам. Часто свежий взгляд или нестандартный подход позволяет выявить дополнительные ресурсы компании или повысить качество прогнозирования сбыта.

После получения руководством обработанных данных начинается процесс прогнозирования объема продаж.

Прогнозирование продаж — это деятельность руководства компании, направленная на определение предполагаемого объема продукции, который будет продан за установленный период времени с использованием имеющихся ресурсов.

Необходимо отметить основные факторы, влияющие на прогнозирование продаж. Руководители компании в течение всей своей деятельности обязаны быть в курсе того, что происходит на рынке, внимательно следить за данными факторами и учитывать их в своей работе при прогнозировании продаж. Полезным является регулярное изучение экономической информации на рынке и в отрасли с помощью Интернета, газет, специализированных журналов, государственных органов статистики, отраслевых конференций и семинаров, при личном общении с руководителями различных коммерческих структур.

Факторы, влияющие на прогнозирование продаж [ 20, c. 146]:

  • изменение условий на экономическом рынке страны или региона. Здесь необходимо иметь представление о таких показателях, как общее экономическое состояние страны, значение валового внутреннего продукта, налогово-бюджетная политика органов власти, уровень инфляции и антиинфляционная политика государственных органов, социальная политика государства и местных органов управления, введение дополнительных квот и пошлин на продукцию, политические взаимоотношения с другими регионами и государствами. Все это имеет непосредственное отношение к ожидаемому уровню продаж, к тем барьерам, которые могут возникнуть на их пути, или, наоборот, к новым возможностям развития бизнеса;
  • изменение условий в отрасли. Деятельность коммерческой компании тесно связана с событиями, которые происходят в отрасли. Принятие новых государственных законов, ограничение существующих или введение дополнительных квот и пошлин, открытие новых источников государственного или частного финансирования, строительство дополнительных заводов и фабрик, приход на рынок новых российских или иностранных участников, осуществление маркетинговых планов конкурентов — все это, безусловно, необходимо учитывать при составлении и прогнозировании объема продаж компании;
  • изменения в политике работы компании. Крайне важно при прогнозировании будущих продаж учитывать внутреннюю политику продаж компании в будущем. Главные вопросы: какие изменения будут происходить или возможны ли они в отношении: ассортимента, цены, условий предоставления кредита, изменения клиентской базы, маркетинговых программ продвижения, правил работы с персоналом, изменений в руководящем составе компании. Ответы на эти вопросы окажут неоценимую услугу руководителю при планировании продаж и постановке целей.

Таким образом, продажа как часть системы сбыта, должна побудить потребителя к покупке. При этом процесс продажи в коммерческой организации должен проходить поэтапно. Эффективное управление продажами, а также их планирование и прогнозирование объемов, крайне важно для достижения фирмой поставленных целей.

1.2 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОДАЖ

    Существуют следующие формы продажи товаров в розничной торговле [13, c. 67]:

  1. самообслуживание - покупатели самостоятельно осматривают, отбирают и доставляют отобранные товары к единому узлу расчета;             
  2. продажа товаров по предварительным заказам - покупатели предварительно заказывают необходимые товары из числа имеющихся в продаже и получают их в обусловленное время в магазине, на дому или по месту работы;
  3. индивидуальное обслуживание (традиционная форма обслуживания) - продавец обслуживает каждого конкретного покупателя и помогает ему в выборе покупки, консультирует в вопросах пользования товаром, упаковывает и отпускает товар;
  4. продажа с открытой выкладкой - покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно, а продавец проверяет качество, дает консультации, упаковывает и отпускает товары;
  5. продажа товаров по образцам - покупатели самостоятельно или с помощью продавца знакомятся с выставленными в торговом зале образцами товаров. После выбора и оплаты товара он может быть доставлен на дом покупателю или вручен непосредственно со склада магазина;
  6. продажа по телефону - активная, свободная продажа товаров, когда продавец зазывает клиента с помощью рекламирования товара по телефону. Используется для реализации товаров через торговых агентов;
  7. консультативная продажа - покупателей обслуживает продавец, являющийся консультантом. Используется при предоставлении инжиниринговых услуг, в строительстве, информатике;

и) парадоксальная (групповая) продажа - данная форма продажи основана на выслушивании, проявлении взаимопонимания, разделении общих точек зрения.

Продажа товаров на основе самообслуживания - один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределять функции между работниками магазина.