Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОДАЖАМ ТОВАРОВ НА РОЗНИЧНОМ ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 ЗНАЧЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОДАЖАМ
1.2 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОДАЖ
1.3 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА ПРОДАЖИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПРОДАЖ И СТРУКТУРЫ ТОВАРООБОРОТА
2.3 АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ПРОЦЕССА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И ЗАПАСОВ ПРОДУКЦИИ
2.4 АНАЛИЗ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ТОРГОВОГО ПЕРСОНАЛА
3.1 ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ, С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОДАЖ
3.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОДАЖ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Деятельность компании «Кондитерский мир» - это розничная торговля продуктами питания, а именно кондитерскими изделиями. Основными документами, подтверждающими деятельность компании, являются Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и ассортиментный перечень.
Форма продажи товаров – традиционная.
Благодаря правильной тактике управления к началу 2009 года компания насчитывала девять торговых точек в г. Каменск Уральский. В 2009 году было принято решение об открытии подразделения в г.Екатеринбурге, а затем и в г.Березовском. К концу 2009 года компания насчитывала уже 13 торговых точек, три из которых открыты и работают в г.Екатеринбурге, еще одна в г.Березовском.
Деятельность предприятия осуществляется на основе самостоятельно разработанных планов. Перспективные планы, а также годовые и текущие утверждаются владельцем предприятия.
Существующая организационная структура компании «Кондитерский мир» на 2011 год представляет собой владельца собственности (он же директор), с бухгалтерией, основным складом и розничными магазинами в г.К.Уральский, г.Екатеринбурге и г.Березовском, где всю деятельность торговых точек контролирует назначенный заместитель директора.
Схематично организационная структура предприятия выглядит так (рисунок 4):
Рисунок 4 – Организационная структура компании «Кондитерский мир»
Суть деятельности компании можно разделить на три части:
- поиск производителей кондитерских изделий, закуп продукции, доставка ее на основной склад и правильное распределение продукции по розничным магазинам, в соответствии с потребностью покупателей в том или ином районе;
- поиск помещений под магазин (аренда), и открытие магазина (закуп оборудования, внутренняя обстановка в магазине);
- работа с магазинами. Включает в себя поиск и обучение персонала, контроль качества деятельности магазинов, работа с рекламациями.
Источником формирования финансовых ресурсов предприятия являются собственные источники и заемные средства.
«Кондитерский мир» находится вблизи детского сада и школы. Поэтому покупательский поток всегда велик. Магазин расположен вблизи остановок общественного транспорта и имеет удобную парковочную площадку.
Место расположения магазина выбрано удачно. Но в то же время это приводит к повышению конкуренции. Среди других предприятий розничной торговли, которые могут повлиять на поток покупателей, можно назвать магазины «Флагман», «Звездный», «Улыбка», «Смак».
В магазине «Птица», отдел кондитерских изделий, представлен следующий ассортимент товаров: печенье, вафли, кексы, восточные мучные сладости, заварное печенье, конфеты шоколадные, карамель, зефир и.т.д.
Магазин работает по будням с 9-00 до 20-00, в субботу с 9-00 до 20-00, в воскресенье с 9-00 до 18-00, без перерыва и выходных. Режим работы этого розничного магазина позволяет жителям города Березовска, то есть потенциальным покупателям, совершать покупки в удобное время.
В магазине "Птица" движение потока покупателей должно быть рассчитано заранее и подобрано с максимальной выгодой, предоставляя на обозрение покупателю как можно больше товаров (рисунок 5).
Вход
Начало потока покупателей
Рисунок 5 - Схема магазина "Птица"
Торговая точка ИП Истомина В.В., находящаяся в магазине «Птица» практически никак не рекламируется. В начале деятельности (сентябрь 2009 г.) была внутренняя реклама в магазине «Птица», но сейчас покупатель может узнать о "Кондитерском мире" лишь случайным образом, так как отсутствует наружная (вывеска) и внутренняя реклама.
Торговая площадь отдела «Кондитерский мир» 15 кв.м. В отделе работают 2 продавца, посменно.
Товарооборот предприятия в 2009 году (с сентября по декабрь) составил 722,269 тыс.рублей, в 2010 году – 3181,210 тыс.рублей, в 2011 году (с декабря по сентябрь) – 2711,384 тыс.рублей.
2.2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПРОДАЖ И СТРУКТУРЫ ТОВАРООБОРОТА
Торговая услуга, как экономическая категория, обладающая потребительской ценностью и стоимостью, рассматривается в настоящее время в качестве основной функции торговли. Важнейшим количественным показателем, характеризующим объем предоставляемых торговлей услуг, является товарооборот, так как сам процесс продажи товаров является услугой, которую торговля оказывает покупателям по удовлетворению их потребностей. Товарооборот торговой точки «Кондитерский мир»» в текущем году по предварительной оценке на сентябрь месяц составил 2,7млн. р. Развитие товарооборота магазина, а, соответственно, и объема услуги по реализации товаров, в рамках года характеризуется колебаниями.
Динамика продаж компании «Кондитерский мир» с момента открытия торговой точки представлена в таблице 1.
Как видно из вышеприведенной динамики продаж, магазин успешно выполнил план по реализации торговой услуги во всех месяцах, за исключением летних месяцев: июня (2010г. и 2011г. - 97,89%), июля (2010г. -94,80%, 2011г. - 96,03%), августа (2010г. – 95,20%, 2011г. - 97,49%), и января (2010г. - 94,82%, 2011г. - 93,2%),в связи, с чем потери товарооборота составили 86 тыс. рублей. Наибольшее перевыполнение планового задания предприятием достигнуто в декабре (2009г. – 114,96%, 2010г. - 112,46%), главным образом, за счет повышения покупательской активности в канун новогодних и рождественских праздников. В целом динамика продаж не меняется и держится на стабильном уровне (среднее значение темпов роста 100,34%).
Используя данные из таблицы 1, было построено графическое представление динамики продаж товаров компании «Кондитерский мир» (рисунок 6).
Рисунок 6 - Динамика продаж товаров ИП Истомин В.В
Таблица 1 - Динамика продаж отдела «Кондитерские мир» за период с сентября по декабрь 2009, 2010 год и с декабря по сентябрь 2011
Рассматриваемый период |
Фактический товарооборот, в рублях |
Плановый товарооборот, в рублях |
Темпы роста, в % |
сен.09 |
151217,60 |
150000,00 |
100,80 |
окт.09 |
173218,50 |
170200,50 |
101,77 |
ноя.09 |
168517,20 |
173500,00 |
97,10 |
дек.09 |
229915,90 |
200000,00 |
114,96 |
янв.10 |
166224,10 |
175300,20 |
94,82 |
фев.10 |
234376,30 |
230260,00 |
101,80 |
мар.10 |
283842,20 |
280800,60 |
101,08 |
апр.10 |
204307,10 |
207600,80 |
98,40 |
май.10 |
233188,90 |
235200,60 |
99,40 |
июн.10 |
255393,10 |
260900,60 |
97,89 |
июл.10 |
209066,60 |
220520,30 |
94,80 |
авг.10 |
238479,20 |
250609,50 |
95,20 |
сен.10 |
265778,90 |
268463,50 |
99,00 |
окт.10 |
322926,20 |
307548,80 |
105,00 |
ноя.10 |
342975,80 |
326022,60 |
106,20 |
дек.10 |
424631,50 |
377584,50 |
112,46 |
янв.11 |
216724,50 |
232537,00 |
93,20 |
фев.11 |
303327,00 |
303934,80 |
99,80 |
мар.11 |
350970,00 |
351000,00 |
100,00 |
апр.11 |
346437,00 |
336346,60 |
103,00 |
май.11 |
344259,00 |
337508,80 |
102,00 |
июн.11 |
320208,00 |
327110,00 |
97,89 |
июл.11 |
278411,30 |
289921,20 |
96,03 |
авг.11 |
267146,00 |
274024,00 |
97,49 |
сен.11 |
283901,50 |
288811,30 |
98,30 |
Итого: |
6615443,40 |
6575706,20 |
В течение рабочего дня продажи также характеризуются значительными колебаниями. Изучение движения покупательских потоков в будни показало, что наименьшие продажи приходятся на утренние часы работы предприятия. С 9-00 до 12-00 формируется в среднем 11,4% среднедневного товарооборота. На следующие четыре часа работы (с 12-00 до 16-00) приходится 17,9% от среднедневного показателя. После 17-00 активность продаж существенно повышается, формируется 67,3% среднедневного товарооборота. Сравнение показателей товарооборота за отдельные временные интервалы в текущем году, с аналогичными показателями прошлого года, позволяет утверждать, что активность продаж снизилась в утренние часы (в среднем на 2%) и существенно возросла в вечернее время (на 4%). Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Анализ движения покупательских потоков компании «Кондитерский мир» в 2010-2011гг.
Интервал |
Товарооборот |
|||
2010 г. |
За 9 мес. 2011г. |
|||
Руб. |
% |
Руб. |
% |
|
С 9-00 до 10-00 |
499,0 |
5,4 |
383,4 |
3,8 |
С 10-00 до 11-00 |
401,9 |
4,3 |
371,0 |
3,7 |
С 11-00 до 12-00 |
393,3 |
4,3 |
395,4 |
3,9 |
С 12-00 до 13-00 |
270,2 |
2,9 |
273,3 |
2,7 |
С 13-00 до 14-00 |
402,0 |
4,3 |
410,0 |
4,1 |
С 14-00 до 15-00 |
540,3 |
5,8 |
560,1 |
5,6 |
С 15-00 до 16-00 |
568,2 |
6,1 |
548,2 |
5,5 |
С 16-00 до 17-00 |
328,3 |
3,6 |
344,6 |
3,4 |
С 17-00 до 18-00 |
1830,0 |
19,8 |
2005,0 |
20,0 |
С 18-00 до 19-00 |
2900,0 |
31,4 |
3150,0 |
31,6 |
С 19-00 до 20-00 |
1110,2 |
12,1 |
1570,0 |
15,7 |
Среднедневной товарооборот |
9243,4 |
100 |
10011,0 |
100 |
Используя данные таблицы 2, построим графическое изображение движения покупательских потоков в течение дня (рисунок 7).
Рисунок 7 – Движение покупательских потоков по часам в магазине «Птица», отдел «Кондитерский мир» в 2010-2011гг.
Данные факты могут свидетельствовать о снижении качества реализуемой торговой услуги – повышение активности в часы «пик» влечет рост затрат времени покупателей на приобретение и расчет за покупки, то есть издержки потребления. Решениями проблемы могут быть меры по стимулированию сбыта в утренние часы, в воскресные дни, организация стола заказов и др.
Структуру товарооборота «Кондитерский мир» можно разделить по шести основным позициям (таблица 3):
Таблица 3 - Структура товарооборота компании «Кондитерский мир»
Период |
Кексы |
Печенье |
Конфе-ты |
Пряники |
Вафли |
Зефир |
Прочие товары |
Итого |
Сентябрь 2010 |
20653,9 |
140980,2 |
82620,5 |
9320,5 |
3100,0 |
4103,8 |
5000,0 |
265778,9 |
Октябрь 2010 |
29846,0 |
131737,6 |
134300,6 |
14500,0 |
4620,0 |
6502,0 |
7320,0 |
322926,2 |
Ноябрь 2010 |
32650,5 |
134650,7 |
139562,9 |
15630,5 |
4860,9 |
6820,3 |
8800,0 |
342975,8 |
Декабрь 2010 |
37479,0 |
191426,8 |
157082,2 |
17546,5 |
5877,5 |
8219,5 |
10000,0 |
427631,5 |
Январь 2011 |
18651,5 |
101131,4 |
76500,1 |
8700,5 |
3040,5 |
4200,5 |
4500,0 |
225425,0 |
Февраль 2011 |
29500,5 |
139170,8 |
102804,5 |
12528,5 |
4002,5 |
7320,7 |
8000,0 |
303327,5 |
Март 2011 |
31283,0 |
162945,6 |
120050,7 |
15620,0 |
5020,7 |
7550,0 |
8500,0 |
350970,0 |
Апрель 2011 |
32051,2 |
147086,5 |
128120,5 |
15850,5 |
5600,3 |
7000,0 |
8550,0 |
344259,0 |
Май 2011 |
38047,0 |
143487,0 |
125651,0 |
16200,0 |
5320,5 |
7100,0 |
8452,5 |
344258,0 |
Июнь 2011 |
36250,7 |
115347,0 |
132200,0 |
15500,0 |
5210,3 |
7200,0 |
8500,0 |
320208,0 |
Июль 2011 |
19653,8 |
149913,5 |
86294,0 |
9500,0 |
3450,0 |
4600,0 |
5000,0 |
278411,3 |
Август 2011 |
18950,5 |
135694,9 |
85200,6 |
11320,0 |
5200,0 |
4980,0 |
5800,0 |
267146,0 |
Сентябрь 2011 |
22650,8 |
128550,7 |
123500,0 |
12300,0 |
6150,8 |
7300,0 |
6100,0 |
306552,3 |
Итого: |
367668,4 |
1822123,0 |
1493888,0 |
174517,0 |
61454,0 |
82896,8 |
94522,5 |
4099870,0 |
Структу- ра, в % |
9,0 |
44,4 |
36,4 |
4,3 |
1,5 |
2,1 |
2,3 |
100,0 |