Файл: Налоги, как цена услуг государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно рассмотреть вопрос о передаче дополнительных поступлений от акцизов, свя­занных с ежегодной индексацией ставок на алкогольную и табачную продукцию и на нефтепродукты, в доходы субъектов Федерации пропорционально реализации соответ­ствующей продукции на территории региона. Однако в условиях возрастающих доходов от акцизного обложения «вредных» товаров, связанных с индексацией налоговых ставок, возрастает чрезмерная заинтересованность регионов в выпуске и реализации такой про­дукции. В то же время можно предположить, что повышение отчислений в региональные бюджеты от акцизов на алкогольную продукцию возможно без нанесения ущерба феде­ральному бюджету путем ужесточения контроля за нелегальным оборотом алкогольной продукции, который по данным за девять месяцев 2017 г. составил 287,1 тыс. декалитров, то есть практически половину реализованной продукции. [7]

Что касается водного налога, то можно отметить, что доходы федерального бюджета от него в настоящее время составляют около 2,4 млрд руб., но если принять решение об их зачислении в доходы региональных бюджетов, то очевидно, что регионы, богатые водными ресурсами (таких большинство), получат значительно большие отчисления, чем те, в которых доля водных ресурсов незначительна, то есть проблема роста доходных источников регионов таким путем не решится.

Альтернативный вариант — введение налога с продаж, который в России уже вводился дважды, но по вполне объективным причинам был отменен. Несмотря на то что возмож­ность его использования до сих пор обсуждается в экономической литературе, представ­ляется, что такая перспектива сомнительна из-за последствий в виде несомненного роста инфляции, что противоречит поставленным задачам развития экономики. [12]

Второй путь повышения доходов бюджетов субъектов Федерации лежит в плоскости реформирования налогового законодательства и ужесточения налогового администри­рования. В этом смысле существенным резервом роста доходов региональных бюд­жетов являются мероприятия по снижению налоговой задолженности, которая растет чрезвычайно высокими темпами. К ноябрю 2017 г. налоговая задолженность консоли­дированных бюджетов регионов достигла 9585,5 млн руб. и с начала 2017 г. выросла на 75 %8, что предполагает необходимость принятия немедленных мер по реструктуризации и взысканию указанных сумм.

В настоящее время в распоряжении регионов присутствуют такие инструменты налоговой политики, как:

— налоговая ставка по налогу на прибыль, региональная составляющая которой может быть снижена до 13,5 % (ст. 284 НК РФ);


— налоговая ставка при применении специальных налоговых режимов;

— законодательство по применению специальных режимов налогообложения;

— механизмы формирования региональных налогов;

— налоговое администрирование;

— установление налоговых льгот, относящихся к компетенции регионов. [13]

Вывод: в данной главе мы рассматривали исключительно теоритическую часть темы налогов, как цены услуг государства.

Мы изучили роль налогового бюджета РФ, его цели и задачи, способы формирования и виды источников налогового дохода. Выяснили, что основу формирования федерального бюджета РФ составляют федеральные налоги и сборы. Более подробно разобрали, что к ним относится – акцизы, налоги на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, государственная пошлина, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Так же рассмотрели доходы федерального бюджета от налоговых и неналоговых поступлений. Изучили возможные пути совершенствования налоговой политики РФ. Разобрали основную проблему в реализации социально-экономической политики в регионах, а так же проблему сбалансированности бюджетов в регионах, возможные мероприятия по снижению налоговой задолженности. Данная информация позволить взглянуть на ситуацию налоговой политики с другой стороны и отнестись к ней с большим пониманием.

Глава 3: Экономическая сущность налогов

Налог, в соответствии со ст. 8 НКРФ - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

  • обязательность;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований. [2]

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и т.д. В налоговых отношениях экономически воплощено существование государства. Изъятие государством в пользу общества ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога. [4]

С экономической точки зрения, налоги - инструменты фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне. С юридической точки зрения, налоговые отношения - система специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а с другой субъект налогообложения, на которого возложена обязанность оплачивать налоги в бюджет в соответствии с налоговым законодательством. [4]

Можно выделить два направления, регулирующих доходность государства в сфере налогообложения:

  • первый, заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании налоговой части бюджета.
  • второй, заключается в стимулировании посредством рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики. В этом проявляется ее регулирующая функция. [6]

Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

  • Работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага, и получающие определенный доход.
  • Хозяйствующие субъекты, владельцы капитала действующего в сфере предпринимательства.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательный платежей, взимаемых в установленном порядке с налогоплательщиков ЮЛ и ФЛ. [9]

3.1 Элементы налога

Элементы налога - отражают социально-экономическую сущность налога и используются в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условиях налогообложения, порядок исчисления и взимания налогов. [4]

Налогообложение- процесс установления взимания налогов в стране, определение видов, объектов, величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты в кругах ЮЛ и ФЛ, которые являются налогоплательщиками в соответствии с выработанной налоговой политикой и принципами налогообложения.

Субъект налога - лицо, которое по закону обязано платить налог. В Российском Налоговом кодексе этот элемент рассматривается под понятием налогоплательщик. Носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог. Субъект налога не всегда является носителем его, ибо часто он перекладывает налог на других - это относится и к косвенным налогам.


Объект или предмет налога - доход или имущество, с которого начисляется налог: доходы, стоимость товара, операции с ценными бумагами, имущество юридических и физических лиц. [7]

Источником обложения признается чистый доход как разность между валовым доходом и издержками производства. Согласно Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения (исчисления) устанавливается к каждому налогу и сбору.

Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта обложения. Кроме того, при установлении налога и сбора определяется порядок и сроки уплаты, или непосредственный механизм налогообложения. [9]

Законодательством Российской Федерации установлено, что объектами налогообложения являются:

  • имущество - движимое и недвижимое;
  • доход (прибыль) от экономической деятельности;
  • операции по реализации товаров, работ, услуг;
  • ввоз (вывоз) товаров на или с таможенной территории Российской Федерации;
  • отдельные виды экономической деятельности;
  • другие объекты, установленные Налоговым Кодексом. [6]

Ставка налога - величина налоговых начислений на единицу объекта налога (в процентах, твердой величине).

Налоговые ставки и порядок их применения устанавливаются так же применительно к каждому налогу и сбору. Ставка любого налога строго индивидуальна. Установлением или изменением ставок налогов государство осуществляет свою налоговую политику, оказывает воздействие на те или иные стороны процесса общественного воспроизводства. Налоговая ставка является эффективным средством осуществления фискальной политики государства: изменяя ее правительство, может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя налоговые ставки, осуществлять налоговое маневрирование.

Налоговый механизм- совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Государство придает налоговому механизму юридическую силу посредством налогового законодательства и регулирует его.

Можно выделить следующие способы налогообложения: кадастровый, декларационный и безналичный.

  • Кадастровый способ применяется при взимании прямых реальных налогов (например, земельного), основывается на оценке имущества специальными налоговыми оценщиками. В этом случае уплата производится после получения соответствующего извещения.
  • Декларационный способ обложения предполагает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления о полученных доходах за истекший период.
  • При безналичном способе (автоматическое удержание) налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход. Такие налоги называют авансовыми, поскольку они взимаются методом «удержание у источника», т.е. непосредственно из суммы выплачиваемых доходов в каждом случае их выплаты, и вносятся в казну плательщиком дохода, но от имени получателя этого дохода. «У источника» удерживаются налоги с таких доходов, как заработная плата, дивиденды, арендные поступления, выплаты по авторским правам, лицензиям. [7]

Уплата налогов - это обязанность каждого налогоплательщика. Финансовые взаимоотношения государства и плательщика налога находят свое выражение в налоговом обязательстве. Налоговым обязательством признается такое, в силу которого налогоплательщик обязан уплатить определенный налог или сбор, а налоговые или иные уполномоченные органы вправе требовать от налогоплательщика исполнения этих обязанностей.

Исполнением налогового обязательства признается уплата в установленный срок причитающихся сумм налога или сбора.

Большая роль в осуществлении регулирующего воздействия государства на экономику принадлежит практике применения разнообразных налоговых льгот.

Налоговой льготой признается предоставляемая налогоплательщику при наличии оснований, установленных Налоговым Кодексом, или иным актом налогового законодательства, возможность уменьшить подлежащую уплате сумму налога или сбора.

Можно выделить следующие виды льгот: установление налогооблагаемого минимума объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогом отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые и прочие налоговые льготы.

Налоговый период представляет собой отрезок времени, по которому определяются обязанности налогоплательщика в отношении того или иного налога или сбора. Налоговым периодом признается календарный год, а для разового сбора - промежуток времени, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить сбор. [14]

Вывод: в данной главе мы подробней ознакомились с Налоговым кодексом РФ. Изучили характерные черты налога и рассмотрели его с экономической точки зрения. Рассмотрели элементы налога и объекты налогообложения. Изучили налоги для физических и юридических лиц, а так же налоговые ставки.

Налоги - это обязательные платежи для каждой категории граждан. И незнание своих обязательств по уплате налогов не освобождает от ответственности.

Заключение

Налоги – это безвозмездные и обязательные платежи для всех граждан и юридических лиц. Размеры этих платежей устанавливаются законом, в целях финансового обеспечения государства и его территориального образования.

Налоги существуют в различных видах, а так же выполняют различные функции. Которые мы рассмотрели ранее. Но самая важная из них - фискальная функция, за счет которой пополняется бюджет государства.