Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1: Теоретические положения понятия «налог», функции налогов и их классификация
1.1 Экономическая сущность понятия «налог», функции налогов
1.3 Отношение населения к налогам и оценка уровня их социальной справедливости
Глава 2: Налоги, как цена услуг государства
2.1 Роль налогов в формировании доходов государства
2.2 Пути совершенствования налоговой политики Российской Федерации
4. По субъекту уплаты выделяют:
- налоги, взимаемые с физических лиц;
- налоги, взимаемые с юридических лиц;
- смешанные налоги.
5. По объекту налогообложения разделяют:
- имущественные налоги;
- ресурсные налоги (рентные платежи);
- налоги, взимаемые от выручки или дохода;
- налоги на потребление.
6. По источнику уплаты существуют:
- налоги, относимые на индивидуальный доход;
- налоги, относимые на издержки производства и обращения;
- налоги, относимые на финансовые результаты;
- налоги, взимаемые с выручки от продаж.
7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:
- собственные (закрепленные) налоги;
- регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами.
8. По срокам уплаты:
- периодические (их еще называют регулярные или текущие) — это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки;
- срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия.
9. По принадлежности к уровню правления:
- федеральные;
- региональные;
- местные. [13]
1.3 Отношение населения к налогам и оценка уровня их социальной справедливости
Структура налоговых доходов представлена на рисунке 2. Из данной схемы мы видим, что основную часть налоговых доходов государство получает с налога на прибыль и доходы (НДФЛ)
При написании данной работы был проведен социологический опрос среди населения города Перми. Были опрошены физические лица, являющиеся плательщиками различного вида налогов в возрасте от 20 до 55 лет.
Цель данного опроса - выявление основных противоречий, определяющих отношение населения к основным видам налогов.
Каждому участнику опроса было задано 7 одинаковых вопросов на выявление отношения к налогам и оценки уровня их социальной справедливости.
Список вопросов, представленных участникам отображены в приложении 2.
В опросе участвовали физические лица города Перми в возрасте от 20 до 55 лет, являющиеся представителями различных сфер деятельности (медицина, логистика, продажи и прочее), а так же с различными обязательствами по оплате налогов. В результате опроса удалось выяснить:
- 80% опрошенных имеют дополнительные обязательства по оплате налогов, помимо тех, что платит за них работодатель.
- 50% опрошенных относится к налогам РФ негативно, 30% затрудняются ответить, и всего-лишь 20% согласны с данным обязательством положительно к нему относятся.
- большинство людей испытывают грусть и досаду при оплате налогов.
- 40% опрошенных пытаются уйти от оплаты налогов различными способами.
- 50% опрошенных считают, что налоговая ставка в РФ завышена, т.к не видят, куда уходят оплаченные ими деньги.
Из проведенного опроса можно сделать вывод, что ценностные ориентации, связанные с налогами, возникают в результате вынужденного принятия социальным субъектом необходимости отдать часть своих доходов государству. Принять эту необходимость в добровольном порядке трудно, так как приходится ограничивать часть своих личных потребностей. Они являются, обычно, более сильными, чем интересы социума.
Человеку приходится заставлять себя примириться с тем,
что надо делиться с властью долей созданного собственным
трудом богатства. У многих людей возникает совокупность
негативных чувств, которые формируют отрицательные по содержанию ориентации и установки, определяющие отношение к
налогообложению. Когда чувства негативные, то начинается поиск способов изменения взаимодействия с обществом. Люди
ищут такие варианты действий, которые рождают положительные эмоции и чувства. Этим объясняется желание уклониться от
налога, найти способы его уменьшения. Часть индивидов переживают радость от того, что им удалось обмануть государство.
Вывод: в данной главе мы изучили теоретическую часть темы, а так же провели научно-исследовательский опрос.
В теоретической части ознакомились с понятием налога, в широком смысле данного понятия. Рассмотрели виды налогов и системы налогообложения. Изучили цели взыскания налогов, а так же изучили налоговый кодекс – что это такое и что он регулирует. Рассмотрели элементы налогообложения – объект, налоговую базу и период, налоговую ставку, порядок начисления и уплаты налогов. Так же рассмотрели более расширенные функции налогов – фискальную, распределительную и расширительную, контрольную, поощрительную. Изучили понятие классификации налогов и его цель и рассмотрели его по различным признакам.
На мой взгляд, владение теоритической частью по теме налогообложения является необходимым для каждого гражданина РФ. Ведь только при полном понимании того, что это и для чего необходимо- гражданин будет с полной ответственностью относится к гражданскому долгу уплаты налогов.
В данной главе мы так же рассмотрели результаты проведенного нами научно-исследовательского опроса на выявление отношения населения г. Перми к налогам и проанализировали оценку уровня их социальной справедливости, по мнению населения. Из данного опроса можно сделать вывод, что текущее отношение населения к налогом в большинстве случаев связано с незнанием ситуации и теоретического направления данного вопроса.
Глава 2: Налоги, как цена услуг государства
Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, эффективное управление которыми можно считать основой государственного управления вообще. И если признать, что государство существует для обеспечения благоденствия его граждан, то государственная власть может выбрать одну из двух стратегических линий: либо взимать высокие налоги и принимать на себя высокую ответственность за благоденствие его граждан, либо взимать низкие налоги, имея в виду, что граждане сами должны заботиться о своем благоденствии, не уповая на поддержку государства. Разные государства по-разному строят свою финансовую систему.
Так одни считают возможным изымать в виде налогов (включая все виды налогов и обязательных платежей, в том числе и взносы по соцстраху) до 50% всех доходов общества исходя из концепции более высокой эффективности применения финансовых средств под контролем государственных структур, чем в руках частных лиц. Другие не разделяют этой веры и ограничивают свои налоговые аппетиты всего лишь 25-30% от ВВП.
2.1 Роль налогов в формировании доходов государства
Роль бюджета РФ заключается в обеспечении и поддержании деятельности государства, реализации региональной и национальной политики, направленной на достижение стабильного экономического роста и удовлетворение потребностей различных экономических субъектов, осуществляемой через перераспределение ВВП. А так же государственное регулирование и стимулирование экономики, функции правовой и военной защиты общества, создание социально значимых объектов, содержание административного аппарата и т.д.
Формирование доходной части бюджета происходит за счет различных источников, которые делятся на 2 группы: налоговые и неналоговые доходы. На сегодняшний день основным способом пополнения бюджета для всех без исключения государств являются налоговые доходы. Так, основу формирования федерального бюджета Российской Федерации составляют федеральные налоги и сборы, обязательные платежи юридических и физических лиц, устанавливаемые федеральными нормативными актами.
Согласно бюджетному законодательству России к федеральным налогам и сборам относятся: акцизы; налоги на доходы физических лиц; налог на добавленную стоимость; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; государственная пошлина; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Стоит отметить, особенность налогов заключается также в том, что они представляют собой не только инструменты фискальной политики, но и метод косвенного регулирования экономических процессов на макроэкономическом уровне, вследствие этого они являются одним из основных инструментов государственного вмешательства в экономику страны. [8]
Доходы федерального бюджета от налоговых и неналоговых поступлений представлены на рисунке 3 .
Здесь видно, что основу доходов бюджета составляют налоговые доходы. Наиболее значительными по доходности, как видно из данных таблицы, являются налоги НДПИ и НДС. В динамике выросли значения НДПИ, в том числе и по причине повышения базовой ставки НДПИ на нефть с 530 до 766 рублей и введения повышающего коэффициента в размере 4,4 к ставке НДПИ на газовый конденсат (увеличение с 42 до 185 рублей за тонну). В итоге при средних значениях за 2011–2014 гг. 19,8% в 2015 г. показатель достиг 23,1%
В 2015 году произошло заметное увеличение прочих неналоговых доходов, при средних значениях в 2011–2014 гг. в 9,9% в 2015 году показатель достиг 13,5%. Но снизились поступления от вывозных таможенных пошлин, при среднем показателе за 2011–2014 гг. 31,93%, в 2015 году их доля снизилась до 20,4%. Это может быть связано как с действиями правительства России, выразившимися в так называемом «налоговом маневре», в результате чего вывозные пошлины были снижены на нефть с 57% до 42%, на «темные нефтепродукты» с 100% до 76%, дизельное топливо с 63% до 48%, бензины прямогонные с 90% до 85%, бензины товарные с 90% до 78%, прочие светлые нефтепродукты с 66% до 48%, так и с недобросовестной конкуренцией на внешних рынках.
В итоге, если в 2011–2014 гг. доля налоговых доходов составляла в среднем 52,8%, то в 2015 году доля налоговых доходов составила 62%. Налицо положительная динамике в роли налоговых доходов при формировании федерального бюджета РФ.
2.2 Пути совершенствования налоговой политики Российской Федерации
Различные финансовые возможности регионов в реализации социально-экономической политики требуют разработки налоговой политики, которая учитывала бы данную особенность. Существующая в настоящее время система распределения налоговых полномочий характеризуется их значительной централизацией на федеральном уровне. В статье рассматривается проблема достижения сбалансированности региональных бюджетов на основе увеличения их налоговых доходов. В частности, анализируется соотношение доходных источников и расходных обязательств бюджетов субъектов РФ, в том числе их зависимость от межбюджетных трансфертов. Предлагаются меры по совершенствованию региональной налоговой политики, включающие сокращение неэффективных налоговых льгот, реформирование налога на доходы физических лиц, повышение эффективности налогообложения малого бизнеса, а также вывод из тени самозанятых граждан. [9]
Очевидно, что в сложившейся ситуации проблема сбалансированности бюджетов регионов и местных бюджетов должна решаться в первую очередь за счет увеличения налоговых доходов, а значит, путем реформирования налогового законодательства. Особенности ведения деятельности и проживания в разных регионах обуславливают необходимость для каждого субъекта Федерации разрабатывать свой собственный комплекс мер и инструментов реализации региональной налоговой политики.
В связи с тем, что речь идет о налоговых доходах бюджетов субъектов Федерации, уместно отметить, что эти доходы в процентах к ВВП последовательно снижаются. Так, если в 2000–2009 гг. это значение колебалось в диапазоне от 13,9 до 15,3 %, то начиная с 2010 г. прослеживается его устойчивое снижение до 11,6 % ВВП в 2016 г. При этом с 2009 г. наблюдается тенденция перераспределения доходов в пользу федерального бюджета в ущерб консолидированным бюджетам субъектов Федерации. [10]
Поскольку доля собственных налоговых доходов в структуре доходов региональных и местных бюджетов невысока, существует зависимость региональных и местных бюджетов от межбюджетных трансфертов. Доля безвозмездных поступлений в доходах регионов в среднем составляет около 20 %. В 2016 г. объем безвозмездных поступлений, в структуре которых основная доля принадлежит безвозмездным трансфертам (более 95 %), от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составил 1,54 трлн руб., а их доля в доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ — 15,7 %. При этом в разных регионах эта доля различается. Так, если в 2016 г. она составила в Чеченской Республике 83,7 %, в Карачаево-Черкесской Республике — 83,7 %, в Республике Ингушетия — 88 %, то в Ямало-Ненецком автономном округе — 1,5 %, в Сахалинской области — 2,6 %, в Ханты-Мансийском автономном округе — 3,7 % [11]