Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов (современная практика деятельности Федерального казначейства).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические основы деятельности Федерального казначейства РФ
Сущность казначейской системы исполнения бюджетов
1.2. Этапы казначейского исполнения федерального бюджета по доходам и расходам
2. Анализ деятельности Федерального казначейства РФ
2.2. Кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета
3.Проблемы и пути дальнейшего развития Федерального казначейства РФ
Актуальные проблемы в деятельности Федерального казначейства
2.1. Анализ поступлений от уплаты налогов, сборов и иных платежей, а также их распределения между бюджетами
В соответствии с положениями части 1 статьи 166.1 Бюджетного кодекса РФ Федеральное казначейство производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным Бюджетным кодексом, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Минфином России.
Учет поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы РФ, в том числе привлечение с единых счетов бюджетов средств, необходимых для осуществления возврата (зачета), осуществляется Федеральным казначейством в соответствии с Приказом Минфина № 92н.
При исполнении Федеральным казначейством своих бюджетных полномочий по учету поступлений и их распределению между бюджетами бюджетной системы РФ Федеральное казначейство осуществляет учет поступлений и их распределение более чем по 2300 кодам бюджетной классификации РФ.
Количество платежных операций по учету поступлений и их распределению, осуществляемых Федеральным казначейством, в I полугодии 2012 г. составило 186 млн. операций, при этом среднемесячное количество составило 31 млн. операций.
По предварительным данным Федерального казначейства, за 2012 год в бюджетную систему РФ поступило 31 580,8 млрд. руб.
Из них поступило в бюджеты бюджетной системы РФ:
- в федеральный бюджет 13 139,4 млрд. руб., что составляет 41,6 % от общего объема поступлений в бюджетную систему РФ;
- в бюджеты государственных внебюджетных фондов — 8 128,1 млрд. руб., или 25,7 % от общего объема поступлений в бюджетную систему РФ;
- в бюджеты субъектов РФ — 7 180,8 млн. руб., или 22,8 % от общего объема поступлений в бюджетную систему РФ;
- в местные бюджеты — 3 132,5 млрд. руб., или 9,9 % от общего объема поступлений в бюджетную систему РФ (см. рис. 1)[11].
Рис. 1. Поступление доходов в бюджетную систему Российской Федерации за 2012 год, млрд. руб.[12]
Количество платежных операций по учету поступлений и их распределению, осуществляемых Федеральным казначейством, в первом полугодии 2011 года составило 195,3 млн. операций, среднемесячное количество составляет 32,55 млн. операций.
По состоянию на 1 июля 2012 года органами Федерального казначейства открыто 84 217 лицевых счетов администраторов доходов бюджетов. Из них 28 826 лицевых счетов — для учета доходов федерального бюджета (34,2 %), 10 775 лицевых счетов — для учета доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (12,8 %), 44 356 — для учета доходов местных бюджетов (52,7 %) и 260 — для учета доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов (0,3 %) (см. рис. 2)[13].
Рис. 2. Структура лицевых счетов администраторов доходов бюджета[14]
В 2012 году Федеральное казначейство осуществляло реализацию положений Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие от 20 мая 2010 года в соответствии с Порядком исполнения Федеральным казначейством положений Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин от 20 мая 2010 года, утвержденным приказом Федерального казначейства от 16 июня 2010 г. № 144.
С 1 января 2012 года учет поступлений от уплаты пошлин и их распределение между бюджетами государств-участников Таможенного союза осуществляет Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства. В 2012 году Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства перечислено ввозных таможенных пошлин, взимаемых на территории РФ, на сумму 742,4 млрд. руб. (рис. 3).
Рис. 3. Поступило в бюджет Российской Федерации ввозных таможенных пошлин, млрд. руб.[15]
Из них: в бюджет Российской Федерации — 653,1 млрд. руб.; в бюджет Республики Казахстан — 54,4 млрд. руб.; в бюджет Республики Беларусь — 34,9 млрд. руб.
Государствами — участниками Таможенного союза в 2012 году в бюджет РФ было перечислено ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие):
- Республикой Казахстан — 239,9 млрд. тенге (в рублевом эквиваленте 50,2 млрд. руб.);
- Республикой Беларусь — 7 153,1 млрд. белорусских рублей (в рублевом эквиваленте 26,7 млрд. руб.).
2.2. Кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета
Федеральным казначейством в соответствии со статьей 166.1 Бюджетного кодекса РФ[16] и ст. 5 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703, в рамках исполнения полномочий по доведению показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств федерального бюджета казначейскими уведомлениями, сформированными 14—16 и 19 декабря 2011 г., были доведены бюджетные данные на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, направленные Министерством финансов РФ в Федеральное казначейство в связи с принятием Федерального закона № 371-ФЗ. По состоянию на 1 января 2012 года 105 главным распорядителям не были утверждены лимиты бюджетных обязательств в сумме 785 638,3 млн. руб. по расходам, финансовое обеспечение которых осуществляется при выполнении условий, установленных Федеральным законом № 371-ФЗ. По состоянию на 1 января 2013 года неутвержденными остались лимиты бюджетных обязательств в сумме 652,3 млн. руб. по 7 главным распорядителям (рис. 4).
Рис. 4. Неутвержденные ЛБО в 2012 году[17]
По состоянию на 1 января 2011 года 43 главным распорядителям не были утверждены лимиты бюджетных обязательств в сумме 374 840,4 млн. руб. по расходам, финансовое обеспечение которых осуществляется при выполнении условий, установленных Законом. По состоянию на 1 января 2012 года неутвержденными остались лимиты бюджетных обязательств в сумме 3 099,6 млн. руб. по 41 главному распорядителю (рис.5).
Рис. 5. Неутвержденные ЛБО в 2011 году[18]
Всего за 2012 год Федеральным казначейством в рамках исполнения приказа Министерства финансов РФ от 30 сентября 2008 г. № 104н «О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня» (далее — Приказ № 104н) было сформировано и доведено до главных распорядителей (главных администраторов источников) 3425 казначейских уведомлений, что составляет 132,1 % от количества казначейских уведомлений, доведенных в 2011 году (2593).
В течение 2011-2012 года доведение казначейских уведомлений главным распорядителям (главным администраторам источников) осуществлялось посредством прикладного программного обеспечения СЭД и «Система удаленного финансового документооборота» (далее — СУФД) (табл. 1).
Таблица 1
Направления казначейских уведомлений за 2011-2012 год[19]
Направлено казначейских уведомлений за 2012 год |
|||
Всего |
В том числе: |
||
Направлено по СЭД и СУФД |
Передано на бумажном носителе |
||
2011 год |
|||
Расходы |
2571 |
2356 |
215 |
Источники |
22 |
22 |
0 |
ИТОГО: |
2593 |
2378 |
215 |
2012 год |
|||
Расходы |
3407 |
3149 |
258 |
Источники |
18 |
18 |
0 |
ИТОГО: |
3425 |
3167 |
258 |
По состоянию на 31 декабря 2012 года казначейскими уведомлениями были доведены на 2012 год:
- бюджетные ассигнования (и изменения к ним) в сумме 13 016 978,4 млн. руб. по 111 главным распорядителям и — в сумме 3 234 621,1 млн. руб. по 2 главным администраторам источников (из них 406,7 млн. руб. по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) по 1 главному администратору источников);
- лимиты бюджетных обязательств (и изменения к ним) в сумме 12 50 461,9 млн. руб. по 111 главным распорядителям (из них 5 817,7 млн. руб. по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) по 13 главным распорядителям).
В 2012 году Федеральное казначейство в рамках выполнения тактической задачи по «Доведению до соответствующих участников бюджетного процесса информации о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств» продолжило работу по реализации полномочий главных распорядителей по распределению и доведению бюджетных данных до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств через систему Федерального казначейства.
2.3. Анализ бюджетных данных
Анализ доведения главными распорядителями бюджетных данных в 2012 году приведен в таблице 2.
Таблица 2
Анализ доведения бюджетных данных главными распорядителями по состоянию на 1 января отчетного года, млн.руб.[20]
Диапазон распределения БД (1) |
Кол-во |
Доведенные БА (2) на 2012 год |
Доведенные ЛБО и ПНО (3) на 2012 год |
Распределен-ные ЛБО и ПНО на 2012 год |
Остаток |
По состоянию на 1 января 2012 года |
|||||
99-100% |
90 |
6439966,08 |
6436933,48 |
6429133,73 |
7799,75 |
95-99% |
15 |
4450398,24 |
4450270,92 |
4356867,54 |
93403,38 |
По состоянию на 1 января 2013 года |
|||||
99-100% |
97 |
12324370,17 |
12324058,12 |
12293150,70 |
30907,42 |
96-99% |
12 |
447130,13 |
446716,87 |
438328,32 |
8388,55 |
Менее 90% |
2 |
245478,10 |
245343,36 |
218451,64 |
26891,72 |
ВСЕГО: |
111 |
13016978,40 |
13016118,35 |
12949930,66 |
66187,69 |
(1) – Бюджетные данные,
(2) – Бюджетные ассигнования,
(3) – Лимиты бюджетных обязательств и публичные нормативные обязательства
Необходимо отметить, что увеличился диапазон распределения бюджетных данных — в 2012 году присутствуют главные распорядители с процентом распределения менее 90 %. Однако увеличилось количество главных распорядителей с процентами распределения бюджетных данных 99–100 % с 90 в 2011 году до 97 в 2012 году (Рис.8).
По состоянию на 1 января 2013 года до главных распорядителей доведено лимитов бюджетных обязательств (публичных нормативных обязательств) в сумме 13 016 118,35 млн. руб., из них распределено 12 949 930,66 млн. руб.
Рис. 6. Диапазон распределения бюджетных данных в 2011-2012 годах[21]
В 2012 году 97 главными распорядителями, находящимися в диапазоне распределения бюджетных данных 99—100 %, осуществлено 98 % распределения лимитов бюджетных обязательств (публичных нормативных обязательств) от общей суммы доведенных лимитов бюджетных обязательств (публичных нормативных обязательств). В 2011 году указанный процент распределения составил только 58 %.