Файл: Социально-психологический климат.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В настоящее время в России большинство граждан включены в трудовую деятельность, что указывает на исключительную роль работы и профессиональной самореализации в их жизни. Повышение рентабельности организации, как правило, достигается на счет улучшения эффективности трудовых ресурсов, среди которых особое место занимают человеческие ресурсы. От человека и качества его труда зависит успешность работы организации, а от организации во многом зависит психологическое здоровье человека, т. к. большое количество времени он проводит на рабочем месте с кругу трудового коллектива.

Если социально – психологический климат внутри этого коллектива является благоприятным, он позитивно воздействует на психологическое самочувствие сотрудника, ему нравится приходить на работу, взаимодействовать с коллегами, в такой атмосфере ему легче справляться с порученными заданиями и фокусироваться на поставленной задаче. Совсем иная обстановка присутствует у групп с неблагоприятным социально – психологическим микроклиматом, в таком коллективе присутствует много деструктивных конфликтов, критики, атмосфера характеризуется враждебностью и недоброжелательностью. В таких условиях человеку сложно сосредоточиться на выполняемом деле, т.к. он вынужден регулярно переключаться на негативные процессы, происходящие в группе.

Таким образом, социально – психологический климат (СПК) представляет собой важный фактор, который способен оказывать воздействие на психологическое состояние члена группы, и на качество его труда. Дружелюбие и альтруизм в группе благоприятствуют оптимизации СПК, а, авторитарность, подозрительность, наоборот, являются примерами таких межличностных отношений, которые препятствуют становлению благоприятного СПК.

В целом, система отношений определяет многие показатели эффективности трудовой деятельности. Несмотря на то, что СПК является достаточно устойчивым психологическим феноменом, тем не менее, он также способен изменяться и модифицироваться под воздействием различных факторов (влиянием отдельных сотрудников, изменениями в условиях труда и денежного вознаграждения, психо – коррекционным воздействием и др.).

Совокупность этих особенностей определяет специфику проявления СПК в трудовых коллективах и его влияние на эффективность профессиональной деятельности сотрудников.

Тему социально – психологический климат широко освещали отечественные психологи и социологи. Особый вклад в разработку данной проблемы внесли Буев Л. П., Кузьмин Е. С., Обозов Н. Н., Платонов К. К., Уледов А. К., которые определяли климат, как состояние коллективного сознания. Для Лутошкина А. Н., Русалинова А. А. климат не что иное, как эмоционально – психологическое настроение коллектива. Парыгин Б. Д. Покровский, В. А., Шепель в своих работах рассматривали климат, как взаимоотношение сотрудников, т. е. на первое место ставили межличностные отношения, В. М. Коган Л. Н., Косолапов В. В., Щербань А. Н. подчеркивали важность социально – психологического климата, как социальной и психологической совместимости.


Выбранная для исследования проблема трактуется по – разному, и до сих пор не до конца изучена. Наличие разрозненных исследований взаимоотношений в коллективе, процессов лидерства, конфликтов и психологической совместимости в совместной работе, применение отдельных методов улучшающих социально-психологический климат, не компенсируют отсутствия специально разработанных программ и новых методов формирования благоприятной для профессионального развития личности психологической атмосферы коллектива.

Цель курсовой работы – анализ социально – психологического климата на примере ООО «Альфа Эксперт» и разработка рекомендаций, направленных на совершенствование социально – психологического климата.

Задачи курсовой работы:

  • исследовать теоретические основы социально – психологического климата;
  • Исследовать социально – психологический климат в коммерческой организации ООО «Альфа Эксперт»;
  • разработать рекомендации по совершенствованию социально-психологического климата в коммерческой организации ООО «Альфа Эксперт».

Объект исследования – ООО «Альфа Эксперт».

Предмет исследования – социально – психологический климат в коллективе коммерческого предприятия.

Научно-теоретическая основа работы. При выполнении работы использованы монографии и публикации, посвященные исследованию конфликтам в организациях в России и за рубежом.

Методологическую основу исследования составляют труды ведущих зарубежных ученых-экономистов, посвященных проблемам управления конфликтами в организации.

Информационная база исследования представлена действующими нормативно-правовыми и законодательными актами, монографиями и учебными работами ведущих экономистов, материалами периодической печати, материалами конференций, сборниками научных трудов, электронными источниками, актуальными статистическими материалами.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические основы понятия социально – психологического климата коллектива


1.1.Понятие социально – психологического климата

Важнейшим элементом состояния психологии организации является социально-психологический климат в коллективе. Именно он рассматривается как внешнее проявление различных групповых феноменальных явлений в виде поведенческих и речевых актов. Таким образом, социально-психологический климат — это эффективность групповой деятельности людей, их межличностного отношения[1].

Термин «климат» (от греческого слова «наклон») появился в общественных науках из метеорологии, где им обозначалась совокупность метеорологических условий, характерных длякакой-либо местности. Это понятие, перенесенное в психологию, помогло осознать практическое значение целого ряда групповых эффектов как особенных условий жизнедеятельности человека в коллективе[2].

В наше время социально-психологический климат оказывает огромное влияние на развитие организации. Сплоченный коллектив, в котором существует доверие, понимание, профессиональный интерес членов коллектива, взаимопомощь и поддержка – это коллектив успешной организации[3].

Управление социально-психологическим климатом является неотъемлемой частью для развития организации. На сегодняшний день существует множество характеристик понятия социально-психологического климата. Будем исходить из того, что социально-психологический климат это и есть состояние коллективного настроения и качественная черта межличностных отношений в коллективе, которые проявляются в виде совокупности психологических условий, способствующих или же препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в организации.

Климат является лишь одной из сторон жизнедеятельности и взаимодействия людей. Он неординарен в различных группах людей и по разному влияет на членов коллектива. Его воздействие сказывается, прежде всего, на психологическом состоянии людей[4].

Также климат проявляется в таких групповых эффектах, как:

1. сплоченность как уровень единства поведения людей в условиях альтернативного выбора вида конкретных действий из некоторых возможных вариантов;

2. взаимная совместимость, характеризующая бесконфликтность общения и согласованность поведения членов коллектива в условиях их совместной профессиональной деятельности;

3. состояние уровня идентификации, которая выражает сознательное, внутренне мотивированное принятие членом коллектива целей, задач, функций, ценностей и норм групповой деятельности и др.


Существует два вида социально-психологического климата в коллективе: благоприятный и неблагоприятный.

Признаки благоприятного социально-психологического климата характеризуются:

1. высокой требовательностью и доверим членов коллектива друг к другу;

2. доброжелательной и деловой критикой;

3. свободным выражением собственного мнения членами коллектива при обсуждении вопросов групповой жизни организации;

4. удовлетворенностью принадлежности к коллективу;

5. высокой степенью взаимопомощи;

6. достаточной информированностью членов коллектива обо всех аспектах ее внутриорганизационной жизни[5].

Неблагоприятный социально-психологический климат характеризуется нежеланием вкладывать усилия в развитие коллектива и организации в целом, неуверенностью, высокой напряженностью и конфликтностью отношений в организации, недоверием друг к другу и т.д. Также добавим несколько слов об управлении социально-психологическим климатом[6].

Оно характеризуется осуществлением следующих мероприятий:

1. управлением процесса формирования содержательных психологических компонентов климата в коллективе (норм, ожиданий, ценностей, установок, традиций, группового мнения, групповой поддержки и настроения);

2. оптимальным подбором, расстановкой, обучением и периодической аттестацией руководящих кадров;

3. комплектованием первичных коллективов с учетом характеристик психологической совместимости;

4. опорой на наиболее авторитетных, активных людей организации;

5. предупреждением и разрешением межличностных конфликтов.

Изучение социально-психологического климата — процесс весьма сложный и включает в себя огромный спектр методик, позволяющих выявить социально-психологический климат в той или иной организации. Его сложность связана с тем, что климат проявляет себя интегрально, как общий — положительный или отрицательный — нравственно-психологический фон коллективных отношений. Это сложная совокупность множества компонентов, очень важных, очень неординарных для каждого коллектива, но с трудом фиксируемых обычными исследовательскими приемами.

В основе этих исследований лежит анализ конкретных типов и видов взаимоотношений, который проводится на основе всех применяемых в психологии методов: наблюдения, эксперимента, социологического опроса, анкетирования и др. В различной литературе приводится ряд наиболее распространенных и эффективных методик, которые позволяют выявить актуальное состояние социально-психологического климата в коллективе.


Наряду с этими методиками, существуют и другие, позволяющие выявить не только состояние социально-психологического климата, но и сложную систему внутриколлективных взаимоотношений[7].

Особое внимание социально-психологическому климату в организации уделила Галкина Т.П. в своей книге «Социология управления: от группы к команде».

В данной литературе представлен ряд методик, позволяющих выявить социально-психологический климат организации, а именно культуру команды, ее направленность, ценности, общегрупповую мотивацию и остальные немаловажные характеристики конкретной организации[8].

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что благоприятный социально-психологический климат оказывает огромное влияние на эффективную деятельность организации, тем самым повышая работоспособность членов коллектива, их мотивацию к достижению определенных целей деятельности. В свою очередь благоприятное отношение членов организации друг к другу преобразуется в отношение между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения.

1.2. Структура, факторы и показатели социально–психологического климата

Существенным элементом в общей концепции социально – психологического климата является характеристика его структуры. Это предполагает вычленение основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения[9].

Тогда в структуре СПК становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей к труду и их отношения друг к другу.

Рисунок 1-Структура социально – психологического климата

В свою очередь отношения друг к другу дифференцируются на отношения между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения. В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного.

Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под тональным – его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.