Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов (современная практика деятельности Федерального казначейства).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические основы деятельности Федерального казначейства РФ
Сущность казначейской системы исполнения бюджетов
1.2. Этапы казначейского исполнения федерального бюджета по доходам и расходам
2. Анализ деятельности Федерального казначейства РФ
2.2. Кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета
3.Проблемы и пути дальнейшего развития Федерального казначейства РФ
Актуальные проблемы в деятельности Федерального казначейства
Следует отметить, что в рамках исполнения пункта 219.1 Бюджетного кодекса РФ в 2012 году 98 главными распорядителями бюджетные данные на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов были доведены до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года, в отличие от 2011 года, когда доведение бюджетных данных на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов обеспечили только 48 главных распорядителей.
В 2012 году главными распорядителями в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (далее — Межрегиональное операционное УФК) представлено 155 491 расходное расписание, из них аннулировано Межрегиональным операционным УФК 3397.
В 2012 году, как и в 2011 году, санкционирование органами Федерального казначейства оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета осуществлялось в соответствии с Приказом № 87н.
В течение 2012 года Федеральным казначейством были подготовлены предложения о внесении изменений, направленных на совершенствование механизма санкционирования расходов федерального бюджета и учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета.
Таким образом, общая сумма перечисленных средств с вышеуказанных счетов составила 1 947,9 млрд. руб., увеличив ежедневный остаток на ЕКС в среднем на 398,0 млрд. руб., позволив в течение года использовать бесплатные ресурсы, не привлекая средств Резервного фонда и других источников финансирования дефицита федерального бюджета, и обеспечить бесперебойное финансирование расходов. Общий объем средств федерального бюджета, перечисленных с ЕКС на счета № 40302, № 40501 в течение года, составил 1 616,8 млрд. руб.
Денежные средства, подлежащие возврату из федерального бюджета в соответствии с данными аналитического учета, 27 декабря 2012 года были перечислены с ЕКС на счета УФК № 40302 и № 40501 в общей сумме 331,1 млрд. руб.
Всего в 2012 году проведено 70 отборов заявок кредитных организаций на заключение с Федеральным казначейством договоров банковского депозита. По 15 отборам возврат средств предусмотрен в январе 2013 года.
Рис. 7. Объем предложенных к размещению средств и объем заявленных кредитными организациями средств по привлечению в 2012 году[22]
Средства федерального бюджета в 2012 году размещались на банковские депозиты на срок от 7 до 119 дней. В отборах заявок приняли участие 27 кредитных организаций. В 2012 году к размещению на банковских депозитах было предложено в совокупном объеме порядка 2 860,40 млрд. руб. Спрос со стороны кредитных организаций составил порядка 2 529,92 млрд. руб. (88,45 %).
3.Проблемы и пути дальнейшего развития Федерального казначейства РФ
Актуальные проблемы в деятельности Федерального казначейства
Перед органами Федерального казначейства (Казначейства России) стоят задачи совершенствования функциональной деятельности, связанной с бюджетным процессом.
В реализации новаций Бюджетного кодекса Российской Федерации запланировано:
– кассовое обслуживание исполнения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
– предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;
– обеспечение органами Федерального казначейства наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований);
– предоставление финансовым органам информации о плательщиках и перечисленных ими поступлениях, являющихся доходами соответствующего бюджета.
Перспективные направления изменений функциональной деятельности Федерального казначейства, связанные с бюджетным процессом, касаются:
– изменений порядка постановки на учет бюджетного обязательства;
– совершенствования механизма санкционирования оплаты обязательств по объектам, включенным в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП);
– повышения ликвидности счетов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов);
– оптимизации форм документов, предоставляемых финансовым органам субъектов Российской Федерации (муниципальным образованиям);
– контроля кассовых операций с учетом дополнительных аналитических кодов[23].
Нормотворчество Федерального казначейства связано:
– с предложением в концепцию новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации;
– переработкой приказов Федерального казначейства от 23.08.2010 №7н и 8н;
– внесением изменений в функциональные приказы Министерства финансов Российской Федерации.
Следующая новация – это механизм повышения ликвидности счетов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов). В соответствии с Федеральным законом №83-ФЗ Минфин России разрабатывает порядок привлечения остатков средств со счетов УФК по учету операций со средствами бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений) на счета бюджетов. В рамках этого механизма предусматривается ежедневное перечисление остатков денежных средств бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений) на счета бюджетов и их возврат в необходимом объеме для осуществления кассовых выплат бюджетных и автономных учреждений. Сложность задачи состоит в том, чтобы предусмотреть алгоритм действий в том случае, если на счете бюджета окажется недостаточно средств для их возврата или их вовсе не будет. Реализовать этот механизм казначейство планирует как можно быстрее[24].
В условиях проводимых Банком России мероприятий по оптимизации своей расчетной сети, а также по развитию платежной системы в направлении централизации осуществления расчетных операций возникает необходимость изменения принципов взаимоотношений Федерального казначейства и Банка России.
В рамках данного направления в 2012 году Федеральным казначейством был подготовлен и направлен на согласование в Министерство финансов РФ и Банк России проект Концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года. Указанная Концепция предусматривает реализацию мероприятий реформирования системы бюджетных платежей, согласованную с соответствующими мероприятиями Банка России по реализации Концепции развития платежной системы Банка России, в ходе которой предполагается: сокращение расчетных счетов, открытых органам Федерального казначейства в подразделениях расчетной сети Банка России и кредитных организациях; открытие органами Федерального казначейства корреспондентских счетов в учреждениях Банка России и получение банковского идентификационного кода участника расчетов.
3.2. Перспективы развития Федерального Казначейства и совершенствования казначейской системы исполнения бюджетов
Реформа организации счетов в казначействе проходит на фоне внедрения стратегии развития Национальной платежной системы.
В марте 2013г. была принята концепция реформирования платежей. В ней прописано сокращение числа счетов к 2017г. в 595 раз. Оптимизация сейчас особенно актуальна из-за сокращения численности сотрудников. Ранее казначейство сообщало, что с 2009г. по конец 2013г. количество работников должно уменьшиться на 11,6 тыс. человек, или примерно на 20%.
Принятая в марте концепция также предполагает развитие Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах. Банки с 2013г. должны передавать туда данные о поступлениях в бюджет со стороны компаний и граждан. В результате юридические и физические лица смогут через кредитные организации получать справки о своих платежах в пользу государства. Еще один пункт концепции предполагает расширение возможностей для оплаты налогов, штрафов, госуслуг и других платежей в бюджет, в том числе в безналичной форме.
Также многие проблемные вопросы информационного права, касающиеся Федерального казначейства, приобретут особую остроту по мере реализации Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». В результате реализации этой Концепции доля юридически значимого электронного документооборота в общем объеме документооборота при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности федеральных организаций сектора государственного управления достигнет не менее 70%, а доля информации, размещаемой на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в режиме реального времени, достигнет 100%.
При реализации Концепции «Электронный бюджет» приоритетными задачами станут: перевод всех документов, используемых в процессе создания информации о деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами, в электронный вид через систему формуляров; идентификация пользователей в информационных системах; обеспечение интерактивного взаимодействия пользователей с информационными системами. При этом для электронного взаимодействия пользователей в системе «Электронный бюджет» необходимо будет обеспечить единое пространство доверия электронной подписи для юридически значимого документооборота с применением средств электронной подписи, в т.ч. выдаваемых органами Федерального казначейства.
Таким образом, если сегодня участие в электронном взаимодействии носит добровольно-заявительный характер, то в ближайшем будущем такое участие станет обязательным. Естественно, что при этом, особенно на начальном этапе реализации системы «Электронный бюджет», могут возникнуть соответствующие судебные споры, которые будет трудно разрешить при отсутствии законодательного регулирования поднятых вопросов. Все это актуально для органов Федерального казначейства, поскольку они как субъекты информационных правоотношений являются одновременно производителями, обладателями (держателями) и потребителями информации. Помимо этого, указанная актуальность для органов Федерального казначейства объясняется тем, что для всех субъектов, действующих в информационной сфере, устанавливается гражданско-правовая, административно-правовая и уголовная ответственность за неправомерное поведение в информационной среде.
По мере развития отношений в области информационных технологий с участием публично-правовых образований будет расти информационное законодательство, а поднятые здесь вопросы можно объяснить тем, что информационное право является новой, еще только формирующейся отраслью права, которая, несомненно, будет играть определяющую роль в развитии современного общества XXI века.
Заключение
Федеральное казначейство Министерства финансов Российской Федерации (Федеральное казначейство) создано в соответствии с Указом Президента РФ в 1992 г. с целью проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения бюджета РФ, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением и использованием государственных средств. Это государственное учреждение является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Федеральное казначейство представляет собой мощную платежную, учетную, контрольную и информационную систему в сфере финансовой деятельности публично-правовых образований. Это динамично развивающаяся, надежная и передовая структура, способствующая укреплению устойчивости, подотчетности и прозрачности бюджетной системы России, а также обеспечивающая сохранность средств всех публично-правовых образований в России.