Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов (современная практика деятельности Федерального казначейства).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические основы деятельности Федерального казначейства РФ
Сущность казначейской системы исполнения бюджетов
1.2. Этапы казначейского исполнения федерального бюджета по доходам и расходам
2. Анализ деятельности Федерального казначейства РФ
2.2. Кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета
3.Проблемы и пути дальнейшего развития Федерального казначейства РФ
Актуальные проблемы в деятельности Федерального казначейства
Введение
Казначейство — один из старейших финансовых институтов, объективно необходимый атрибут любого государства. Связано это с его главной функцией — хранителя государственной казны. И как бы оно ни называлось, при какой бы системе ни существовало — при приказной форме, при Рюриковичах, при Романовых — Казначейство всегда ее выполняло.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что Казначейство выполняет важнейшую миссию — быть кассиром, бухгалтером, хранителем казны. Оно должно собирать в кассу доходы и выдавать из нее средства на расходы, не являясь при этом распорядителем бюджетных средств. Возрожденное Казначейство России стало инструментом реализации бюджетной политики, направленной на предотвращение распада страны.
Цель выполненной работы - рассмотреть современную практику деятельности Федерального казначейства в Российской Федерации, выявить проблемы и перспективы дальнейшего развития.
Задачи проведенного исследования:
- изучить теоретические основы деятельности Федерального казначейства РФ;
- осуществить анализ основных показателей деятельности Федерального казначейства РФ за 2010-2012 годы;
- выявить пути дальнейшего развития и совершенствования деятельности Федерального казначейства РФ.
Объектом исследования является деятельность Федерального казначейства в Российской Федерации.
Информационную базу исследования составили законодательные акты РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и другие документы органов государственной власти и управления, материалы российской печати, информационных обзоров, аналитических и статистических материалов, а также иные документы, опубликованные в различных изданиях сети «Интернет», в справочно-правовых системах «Гарант», «Консультант плюс».
Теоретическую и методологическую основу исследования составили фундаментальные положения современного бюджетного процесса.
Общей методологической основой исследования послужили принципы диалектической логики, единства логического и исторического. В процессе исследования применялись общенаучные методы познания, такие как метод исследования противоречий в развитии объекта, анализ и синтез, системность, аналогии, а также специальные: сравнения, группировки, обобщения, интерпретации и др.
Теоретические основы деятельности Федерального казначейства РФ
Сущность казначейской системы исполнения бюджетов
Исполнение бюджета считается процессом достижения основных целей и задач, установленных в плановом периоде. Ни для кого не секрет, что при утверждении бюджета на следующий отчетный год составляется смета доходной и расходной части, которой необходимо придерживаться в течение всего периода.
Согласно действующим законодательным нормам, исполнение бюджета возложено на органы государственной власти соответственно каждому уровню данной системы. Министерство финансов устанавливает главные финансовые показатели, которым должен соответствовать государственный бюджет, то есть сводный баланс. Особенно данный аспект касается уровня дефицита или нехватки доходов из собственных источников для покрытия запланированных расходов. Для этого ежегодно устанавливается предельный лимит дефицита, превышение которого требует введения экстренных мер. Как правило, в таком случае вводится секвестрование – процедура, предполагающая пропорциональное сокращение расходов государства. Исключение составляют только социально защищенные статьи, например, выплаты пенсий, пособий, стипендий, поддержка важнейших социальных и экономических программ в стране[1].
Если говорить в фактическом плане, то непосредственное исполнение бюджета по расходам выполняется распорядителями средств, особенно финансовыми органами. Ярким примером таковых может служить Министерство финансов, способное не только провести контроль, но и корректировку установленных данных. А вот доходная часть во многом исполняется благодаря налоговой службе, являющейся главным органом по аккумулированию средств в казну государства[2].
В России бюджетная система состоит из трех основных звеньев: федеральный, бюджет субъектов федерации, местные бюджеты. Объединяющим органом можно считать федеральное казначейство, так как оно все привлеченные средства размещает на отдельном счете в центральном банке, а затем уже происходит их распределение по выбранным направлениям. А управление федеральным казначейством осуществляет Министерство финансов, которое стремится реализовать главные цели и задачи. К таковым можно отнести следующие:
- придерживаться принципа единства кассы, то есть накопление ресурсов, поступающих от разных источников, на одном счете;
- определение величины дотаций и прочих ассигнований, предназначенных другим звеньям бюджетной системы, с последующим перечислением этих сумм на соответствующие счета;
- составление сводной ведомости в разрезе распорядителей средств;
- проведение работы по планированию и прогнозированию основных тенденций развития экономики в будущем, исходя их которых становится легче составлять бюджет на будущий период;
- контроль за исполнением бюджета, что выражается в регулярном предоставлении отчетов о соответствии фактического положения дел плановым показателям[3].
Федеральное казначейство (Казначейство России) находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе»[4] является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета[5].
Федеральное казначейство, осуществляя кассовое исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы, обеспечивает единство техники, механизма существования бюджетной системы России, а также повышает уровень прозрачности бюджетных финансовых операций[6].
Традиционно под кассовыми операциями понимают действия, связанные с платежами, осуществляемыми с помощью наличных денег. Однако когда речь идет о кассовых операциях по исполнению бюджета, их трактуют более широко, рассматривая как наличную, так и безналичную форму денежных расчетов. Под кассовыми операциями по исполнению бюджета понимают операции с денежными средствами, которые обеспечивают их движение в наличной и безналичной форме. Эти операции включают в себя операции по зачислению денежных средств на счет бюджета (кассовые поступления), а также списание средств с бюджетного счета (кассовые выплаты). Осуществление кассовых (платежных) операций и их учет называются кассовым обслуживанием исполнения бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов осуществляется Федеральным казначейством.
Переходя к характеристике этапов исполнения федерального бюджета, следует выделить этапы исполнения федерального бюджета сначала по доходам, затем по расходам и по источникам финансирования дефицита федерального бюджета.
В любом случае исполнение федерального бюджета начинается с составления бюджетной росписи каждым главным распорядителем и главным администратором средств федерального бюджета. После утверждения бюджета каждый главный распорядитель и главный администратор распределяет выделенные ему ассигнования по подведомственной сети, утверждает лимиты бюджетных обязательств по своим подведомственным учреждениям (ограничения по принятию денежных обязательств), после чего передает свою бюджетную роспись в Минфин России. Минфин России формирует уже сводную бюджетную роспись, на основе которой осуществляется дальнейшее исполнение федерального бюджета[7].
1.2. Этапы казначейского исполнения федерального бюджета по доходам и расходам
Исполнение федерального бюджета по доходам начинается с момента зачисления доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета, несмотря на то, что сами доходы бюджета возникают уже с момента предъявления плательщиком платежного поручения на списание денежных средств в бюджет со своего расчетного счета. Статьей 218 БК РФ установлен перечень основных операций, которые совершаются при исполнении бюджетов по доходам с момента поступления их на счета Федерального казначейства
Исполнение бюджета по расходам легко разделяется на более мелкие последовательные этапы:
- распределение и доведение объемов бюджетных прав до распорядителей бюджетных средств и далее по сети подведомственных им учреждений (этап росписи);
- принятие обязательств, которые должны быть оплачены за счет бюджета (этап принятия денежных обязательств);
- предварительная проверка и санкционирование платежей по принятым обязательствам (этап санкционирования);
- сам кассовый расход, который может, в свою очередь, распадаться на два этапа - кассовый расход по системе государственного бюджетного учета и кассовый расход по банку (этап платежа)[8].
Обязательным элементом при исполнении федерального бюджета по расходам является открытие распорядителями и получателями средств федерального бюджета лицевых счетов в органах федерального казначейства.
Регулирование правоотношений по исполнению расходов бюджета осуществляется в первую очередь БК РФ, в соответствии с которым исполнение бюджета по расходам предусматривает следующие этапы:
- принятие обязательств;
- подтверждение денежных обязательств;
- санкционирование оплаты денежных обязательств;
- подтверждение исполнения денежных обязательств (ст. 219 БК РФ).
Исполнение федерального бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета одновременно напоминает исполнение федерального бюджета и по доходам, и по расходам. Дело в том, что источники финансирования дефицита могут иметь как положительное, так и отрицательное значение, в зависимости от чего бюджет будет в дефиците или в профиците, а общее правило таково, что расходы бюджета должны быть равны сумме доходов и источников финансирования дефицита. То есть при исполнении бюджета по источникам финансирования дефицита возможно принятие обязательств, санкционирование их оплаты, но возможен также возврат или зачет излишне или ошибочно поступивших сумм[9].
Порядок исполнения федерального бюджета по источникам финансирования дефицита устанавливается Минфином России. При этом Федеральным казначейством открываются лицевые счета администраторам источников финансирования дефицита федерального бюджета разных видов[10].
Таким образом, сущность казначейской системы исполнения бюджетов состоит в следующем. На счетах казначейства хранятся бюджетные средства. Сбор, расходование, хранение средств госбюджета организуются специальным государственным, финансовым институтом — казначейством. Существование казначейства объективно обусловлено необходимостью соблюдения принципа единства места сбора, хранения и выплаты бюджетных средств.