Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение (характеристика цели, задач, формирования и применения учетной политики организации).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие учетной политики и ее значение для организации
1.1. Понятие и цели формирования учетной политики организации
1.2. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и налогообложения в РФ.
2. Особенности формирования и применения учетной политики организации
Второй (нормативный) уровень представлен положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, в которых содержаться принципы, методы и основные правила бухгалтерского учета. Это, утвержденные Минфином РФ, Положения по бухгалтерскому учету: «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/95). «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/98), «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98), «Учет основных средств» (ПБУ 6/97), «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98). «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98), «Доходы организации» (ПБУ 9/99). «Расходы организации» (ПБУ 10/99) и др.
Третий (методический) уровень включает в себя рекомендация, инструкции и методические указания и предписания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. Этот уровень представлен Планом счетов бухгалтерского учета и инструкциями, рекомендациями по его применению, инструкциями но заполнению различных форм бухгалтерских отчетов, методическими указаниями но инвентаризации финансовых обязательств и имущества, методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету расходов, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов хозяйственной деятельности на предприятиях ровничной и оптовой торговли и общественного питания и др.
Если обратиться к нормативному регулированию налогового учета, то нужно заметить, что здесь так же сложилась четырехуровневая система:
1) НКРФ [1];
2) инструкции, утверждающие формы расчетов налогов и налоговых деклараций;
3) официальные разъяснения ФНС России по применению налогового законодательства;
4) внутренние документы налогоплательщика, регламентирующие организационно-методические процедуры веления налогового учета.
Внутренними документами налогоплательщика является Учетная политика для налогового учета, с приложениями, разъясняющими применение методов налогового учета.
Принимая во внимание все вышесказанное, мы видим, что учетная политика, которая принимается в организации влияет на ведение в ней бухгалтерского и налогового учета.
2. Особенности формирования и применения учетной политики организации
2.1. Процесс разработки учетной политики организации
В процессе исследования учетной политики в организациях такие авторы, как Корнеева Т. А. и Шатунова Г. А. пришли к выводу, что процесс формирования учетной политики можно разбить на несколько этапов.
Процесс разработки учетной политики представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Процесс разработки учетной политики [15]
Как считают Иванова Н.Е. и Игнатьева А.А. наиболее рациональными для формирования учетной политики в организациях элеваторного комплекса являются этапы, которые представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Предлагаемые этапы формирования учетной политики в организациях элеваторного комплекса [9]
Именно такой подход позволяет организациям элеваторного комплекса формировать учетную политику в области признания и отражения затрат с учетом требования рациональности, исходя из условий хозяйствования.
Также при разработке учетной политики в организациях элеваторного комплекса необходимо учитывать факторы, влияющие на нее.
Профессор Шахбанов Р.Б. отмечает следующие основные факторы при выборе учетной политики:
– постоянство учетной политики в течении длительного периода;
– регламентация принципов учетной политики действующей нормативной базой;
– извещение внешних потребителей информации об изменениях в учетной политике [22].
Таким образом, составляя учетную политику организации необходимо принять во внимание всю совокупность влияющих факторов.
2.2. Принципы и методика отражения хозяйственных операции при формировании учетной политики организации.
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. №402-03 «О бухгалтерском учете» сформировано определение учетной политики, а, кроме того условия, при которых может производиться ее изменение: «Совокупность методов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику» (ч. 1 ст. 8) [2].
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»: «Экономический субъект имеет возможность самостоятельно формировать свою учетную политику, руководствуясь законодательными актами Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами», (ч. 2 ст. 8). При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами (ч. 3 ст. 8). В случае, если в отношении определенного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами и рекомендациями не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается организацией, опираясь на требования, установленные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами (ч. 4 ст. 9) [2].
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 30 Закона №402-ФЗ «до утверждения и согласования органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов используются правила и принципы ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности, одобренные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу закона» [2].
Порядок утверждения учетной политики и документы, подлежащие утверждению, Законом №402 не установлен, а регулируется действующими стандартами (в настоящее время - ГТБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
На основании п. 4 ГТБУ 1/2008 «учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается руководителем организации». [3].
Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Согласно п. 8 ПБУ 1/2008 «принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации» [3].
Согласно учебнику Юдиной О.Г. «Бухгалтерский учет», «формируя учетную политику необходимо соблюдать принятые в учетной политике допущения и требования» [25. С. 46].
Основными допущениями в учетной политике являются:
- имущественная обособленность, которая предполагает обособленное существование имущества и финансовых обязательств организации, собственников, других организаций. Это значит, что стоимость имущества собственников организации в балансе не отражается. Кроме того, это допущение требует обособленного отражения в бухгалтерском учете сумм участия организации в уставных капиталах других организаций, а также различных форм объединения капитала (совместная деятельность, доверительное управление имуществом и т.п.);
- непрерывность деятельности, исходя из которой считается, что в обозримом будущем организация будет продолжать свою деятельность, не намерена и не вынуждена будет ликвидирован, или сокращать свою деятельности, что свидетельствует о соблюдении установленного порядка погашения обязательств. Иными словами, учетная политика не должна предусматривать ликвидацию или реорганизацию организации в течение того периода, па который эта учетная политика сформирована. Это допущение также является вполне логичным: если организация ликвидируется, то смысл разработки учетной политики практически отсутствует, а если предполагается реорганизация, то она влечет за собой и разработку новой учетной политики;
- последовательность применения учетной политики, обусловливающая последовательной применение от одного отчетного года к другому принятой организацией учетной политики. Данное допущение не запрещает изменения в учетной политике от одного отчетного года к другому. Но при изменениях должна обеспечиваться сопоставимость данных бухгалтерской отчетности последующих и предшествующих отчетных периодов;
- временная определенность фактов хозяйственной деятельности, которая предполагает их отнесение к тому отчетному периоду, в котором они были осуществлены, независимо от времени поступления денежных средств, связанных с этими фактами.
В случае если организация, формируя учетную политику, предполагает другие допущения, то они. а также причины их применения, должны найти свое отражение в бухгалтерской отчетности [24. С. 51].
Кроме того, учетная политика организации должна составляться с учетом следующих основных принципов (требований): полноты, своевременности, непротиворечивости, рациональности, последовательности, сопоставимости, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, имущественной обособленности.
Отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности в момент совершения обеспечивает принцип своевременности.
Большую готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, и недопущение создания скрытых резервов обеспечивает соблюдение принципа осмотрительности.
Сущность принципа приоритета содержания над формой заключается в первостепенности экономического, а не правового содержания хозяйственных операций.
Тождественность данных аналитического учета и оборотов и остатков по счетам синтетического учета на последний день каждого отчетного периода обеспечивает соблюдение принципа непротиворечивости учетной политики.
Учитывать условия хозяйственной деятельности и размеры коммерческой организации, рационально и экономно организовывать учетные работы призван принцип рациональности учетной политики [25, С. 5].
Из требований нормативных актов Минфина России вытекает необходимость раскрытия в учетной политике организации некоторых других элементов. Элементы, которые подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности, должны быть отражены и в учетной политике. При этом следует исходить из требований отдельных ПБУ. конкретизирующих состав информации, подлежащей отражению в отчетности (и, следовательно, отражению в учетной политике организации), применительно к соответствующей группе активов или обязательств [22, С. 4].
Таким образом, учетная политика оказывает влияние на все аспекты бухгалтерского учета на предприятии, в том числе и бухгалтерскую отчетность.
В учетной политике организации могут отражаться особенности составления отчетных форм. В гоже время любые изменения, затрагивающие вопросы оценки и внесения отдельных элементов имущества, а также финансовых результатов, должны осуществляться в пределах действующего законодательства.
В п. 3 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» указано, что при формировании учетной политики организации нужно утверждать рабочий план счетов. Так же это указано в п. 5 ПБУ 1/98. Нужно указать, рабочий план счетов — это полный список синтетических и аналитических счетов, которые необходимы организации для ведения бухгалтерского учета. Этот план составляется на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета, который утверждается Министерством финансов РФ.
Если в типовом Плане счетов нет счета, необходимого для деятельности организации, она может вводить дополнительные синтетические счета, используя свободные коды. Новые счета должны быть согласованы с Министерством финансов РФ.
В учетной политике так же указываются применяемые в организации регистры. «К регистрам бухгалтерского учета можно отнести:
1) специализированные книги (журналы), в которых вес страницы пронумерованы и включены в переплет. На заключительной странице указывается общее число пронумерованных страниц, которое фиксируется подписью главного бухгалтера или иного уполномоченного сотрудника:
2) карточки, которые храпят в специальных картотеках. Карточки открывают на год, их регистрируют в специальном реестре, который создастся для обеспечения контроля за их сохранностью;
3) свободные листы (ведомости), которые хранятся в папках-регистраторах: