Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение (характеристика цели, задач, формирования и применения учетной политики организации).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие учетной политики и ее значение для организации
1.1. Понятие и цели формирования учетной политики организации
1.2. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и налогообложения в РФ.
2. Особенности формирования и применения учетной политики организации
4) машинограммы, дискеты, флеш-карты и другие машинные носители информации».
Для определения способов ведения бухгалтерского учета выбираются способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов. оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и т. д.
В учетной политике организации по нематериальным активам отражаются: варианты оценки нематериальных активов, которые были приобретены не за денежные средства; принятые организацией сроки полезного использования нематериальных активов; способы определения амортизации по нематериальным активам, а также установленный коэффициент при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка; способы отражения амортизационных отчислений по нематериальным активам в бухгалтерском учете;
процедура изменения сроков полезного применения предметов нематериальных активов; процедура изменения способа начисления амортизации объектов нематериальных активов и метода отражения амортизационных отчислений в бухгалтерском учете.
Типы начисления амортизации по нематерьальным активам: линейный, отталкиваясь из норм, рассчитанных на основе срока полезного использования (по объектам, по которым невозможно надежно определить срок полезного использования, амортизация не начисляется, и они считаются нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования); метод списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг); метод убавляемого остатка.
Для учета амортизации нематериальных активов организация может использовать либо не использовать счет 05 «Амортизация нематериальных активов». Если счет используется, то начисленная амортизация отражается по дебету учета затрат и кредиту счета 05. Если счет не используется, то начисленная сумма амортизации списывается сразу с кредита счета 04 «Нематериальные активы» в дебет соответствующих счетов учета затрат.
Период полезного применения нематериальных активов обуславливается непосредственно решением организацией при постановке актива на учет, организация в свою очередь ориентируется па прогнозируемый период функционирования нематериального актива, срок действия патента, свидетельств и иных ограничений сроков. В случае, если нельзя определить период полезного применения актива, организация ежегодно обязана рассматривать вероятность определения срока.
Нужно так же сказать, что начальная стоимость нематериальных активов, приобретенных организацией по договорам, соглашениям, предусматривающим исполнение кредиторских обязательств в неденежной форме, устанавливается отталкиваясь от стоимости продукции или других материальных ценностей, передаваемых в обмен на нематериальные активы.
Для основных средств существуют следующие варианты учета:
• в составе материально-производственных запасов в границах установленного учетной политикой лимита или в общепринятом порядке с начислением по ним амортизации — при определении порядка учета основных средств стоимостью не более 20 000 руб.
• при начислении амортизации. Организация обладает возможностью подобрать один из четырех методов начисления амортизации: линейный; метод убавляемого остатка: списание по сумме чисел лет времени полезного использования; пропорционально объему продукции (работ, услуг). Используется любой из четырех способов начисления амортизации по группам однородных объектов основных средств, однако внутри каждой группы нужно использовать только один способ.
• при переоценке основных средств - организация имеет возможность никак не более одного раза в год вносить изменения в категории однородных объектов основных средств согласно текущей цене. Далее подобные объекты должны переоцениваться постоянно, для того чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не расходилась с текущей стоимостью;
• при списании расходов по ремонту основных средств на себестоимость продукции.
Существуют следующие способы:
• фактические затраты по ремонту списываются на счета издержек производства или обращения.
• создастся запас (резерв) на ремонт основных средств с дальнейшим списанием на него подлинных (фактических) затрат по ремонту основных средств,
• затраты (расходы) по неравномерно производимым в течение года ремонтам (при отсутствии резерва) заранее предусматриваются в составе расходов будущих периодов, а затем равномерно включаются в текущие расходы.
• при учете объекта недвижимости до внесения записи в государственный реестр. В таком случае объект недвижимости мы можем учитывать: на субсчете 08 «Вложения во внеоборотные активы» или на субсчете 01 «Основные средства, находящиеся на госрегистрации». При использовании первого метода налог на имущество взыскиваться не будет.
С целью учета материально-производственных запасок (МПЗ) в учетной политике применяют следующие методы:
• организация может учитывать поступающие МПЗ на счете 10 «Материалы» по практическим (фактическим) затратам;
• согласно учетным ценам.
В данном случае учет приобретения и заготовления МПЗ отражается на счетах 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Оценка МПЗ может производиться:
• по себестоимости каждой единицы;
• по средней себестоимости;
• методом ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ).
Подбирая тот или иной вариант оценки израсходованных материалов нужно учитывать финансовое состояние организации, уровень инфляции, политику в сфере налогообложения и ценообразования.
В учетной политике должна быть предусмотрена возможность для создания резерва под снижение стоимости МШ. в соответствии с п. 25 ПБУ 5''01 «Учет материально-производственных запасов». Отразить данный резерв можно на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».
Организации торговли при формировании покупной стоимости товаров в затраты (расходы) но доставке товаров до центральных складов, которые производятся до момента передачи товаров в продажу, Moгут включать: в стоимость приобретенных товаров; в состав расходов на продажу.
Для выбора способа оценки товаров в организациях торговли могут использоваться два метода: по продажной стоимости с отдельных учетом торговых наценок; по стоимости приобретения товаров.
Выбытие финансовых вложений в учетной политике может осуществляться следующими способами:
• по первоначальной стоимости каждой единицы;
• по средней первоначальной стоимости;
• метод ФИФО.
Помимо этого, в учетной политике обязательно нужно отраз1пь следующие факты: состав непосредственных (прямых) расходов, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), и способ оценки незавершенного производства. Незавершенное производство организация способна отражать: по фактической или нормативной производственной себестоимости; по прямым статьям затрат; согласно стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. Общехозяйственные расходы мы можем списывать двумя способами, которые зависят от способа формирования себестоимости товаров:
• по сокращенной себестоимости
• по полной производственной себестоимости.
То есть эти расходы мы можем списывать в дебет счетов 20,2.1,29, накапливая их изначально на счете 26. Или в полном объеме списать их в дебет субсчета 90-2 «Себестоимость продажи.
Готовая продукция может оцениваться в организации согласно фактической производственной себестоимости, по нормативной (плановой) себестоимости, в этом случае можно либо использовать счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», либо не использовать этот счет. При использовании счета 40 готовую и отгруженную продукцию отражают на синтетических счетах 43 «Готовая продукция» и 45 «Товары, отгруженные не по фактической производственной себестоимости, а по учетным ценам».
Для учета коммерческих расходов в учетной политике применяется один из двух вариантов (согласно п. 9 ПБУ 10/99):
• списание производится пропорционально продажным и допроданным в отчетном периоде товарам (работам, услугам);
• списание производится в полной сумме в себестоимость реализованных товаров (работ, услуг) в отчетом периоде.
В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации в целях равномерного распределения и включения затрат в финансовые результаты отчетного периода организации имеют право создавать резервы предстоящих платежей на:
• предстоящую оплату работникам отпусков;
• выплату ежегодного премирования за выслугу лет;
• выплату вознаграждений по итогам эффективных показателей работы за год;
• ремонт основных средств (текущий, капитальный), гарантийный ремонт и обслуживание;
• производственные затраты на подготовительные работам в связи с сезонностью деятельности организации.
Помимо этого, организация может создавать резервы и на иные цели, установленные законодательством РФ и нормативными актант Министерства финансов РФ.
В п. 60 ПБУ 15/01 указано, что организация-заемщик способна установить процедуру определения максимальной (предельной) величины расходов по долговым обязательствам. Организация имеет право переводить долгосрочной задолженности в краткосрочную, а так же учитывать заемные средства, срок погашения которых по кредитному договору или договору лайма превышает 12 месяцев, до истечения указанного срока в составе долгосрочной задолженности.
При списании добавочных (дополнительных) затрат по полученным организацией займам и кредитам, можно либо отразить их в отчетном периоде, в котором были произведены данные затраты, либо учесть как дебиторскую задолженность с соответствующим отнесением их в состав прочих расходов в течение срока погашения заемных обязательств.
В целях равномерного введения в состав расходов сумм причитающихся процентов или дисконта согласно выданным векселям или облигациям организация имеет все основания заранее учитывать начисленные проценты (дисконт) в составе расходов будущих периодов или причислять суммы процентов или дисконта на прочие расходы полностью в момент их начисления. В бухгалтерском учете проценты по кредитам и займам в абсолютной сумме включаются в прочие расходы (п. II ПБУ 10/99). В редких случаях, проценты, начисленные до принятия к учету указанного имущества, включаются в стоимость этого имущества. Этот метод можно использовать тогда, когда кредит использован на приобретение основных средств и для предварительной оплаты МПЗ. (п. 12, 15 ПБУ 15/01).
При установлении срока погашения расходов будущих периодов организация обладает возможностью самостоятельно определять эти сроки. Порядок списания расходов будущих периодов на объекты учета и калькулирования зависит в первую очередь от вида расходов. В соответствии с договором, в том отчетном периоде, в котором имели место быть данные затраты, независимо от времени фактической оплаты, расходы будущих периодов признаются в учете, (п. 16, 18 ПБУ 10/99). Данные расходы будущих периодов включаются в текущие расходы в течение периода, к которому относятся, следующими методами: равномерно; пропорционально объему продукции; другими способами.
В бухгалтерском учете организации должны отражаться разницы, возникающие из-за расхождения между бухгалтерской прибылью и прибылью, исчисленной в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ.
Обязанность формировать эти показатели прописана в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденным приказом Минфина России от 19.11.2002 г. №114н (в редакции приказ Минфина России от 24.12.2010 г. №186 г. [4].
ПБУ 18/02 имеют право не применять организации, которые относятся к субъектам малого предпринимательства (малым предприятиям), а также некоммерческие организации.
Для того, чтобы отразить в бухгалтерском учете суммы, влияющие на величину налога на прибыль, в ПБУ 18/02 используются следующие показатели:
- ратины (постоянные и временные);
- постоянные налоговые обязательства и активы;
- отложенные налоговые обязательства и активы;
- условный доход и расход по налогу па прибыль;
- налог на прибыль текущий.
В ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» введено такое понятие, как «условный расход (условный доход) по налогу на прибыль». Данная сумма рассчитывается как произведение финансового результата по данным бухгалтерского учета и ставки налога на прибыль [4].
В ПБУ 18/02 указано, что текущим налогом на прибыль называется сумма условного расхода (дохода) но налогу на прибыль, скорректированная на суммы постоянного налогового обязательства (актива), увеличения или уменьшения отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода. Текущий налог на прибыль рассчитывается согласно формуле:
Нпр = +(-)УН + ПНО - ПНЛ + (-)OHA +(-)OHO, (1)
ПНА — постоянный налоговый актив;
ОНА — отложенный налоговый актив;
ОНО — отложенное налоговое обязательство.
Текущий налог на прибыль, посчитанный в бухгалтерском учете, непременно должен быть равен налогу на прибыль, рассчитанному по данным налогового учета.