Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение (характеристика цели, задач, формирования и применения учетной политики организации).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие учетной политики и ее значение для организации
1.1. Понятие и цели формирования учетной политики организации
1.2. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и налогообложения в РФ.
2. Особенности формирования и применения учетной политики организации
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики в Российской федерации бухгалтерский учет представляет собой одно из главных составляющих в системе управления предприятием. Руководство должно иметь ежедневную объективную оценку финансовой деятельности предприятия на основе данных бухгалтерского учета, которая позволит дать объективную оценку и найти возможности для улучшения работы организации.
Учетная политика является главным внутренним документом, который непосредственно регулирует все без исключения существенные элементы организации и ведения бухгалтерского учета в организации.
В настоящее время учетная политика является главным элементом документооборота любой организации. Данный документ регламентирует организацию учетного процесса в организации. Грамотный подход к формированию учетной политики позволяет значительно повысить эффективность предпринимательской деятельности, достигнуть снижения налогового бремени за счет оптимизации налоговых платежей. рационализировать учетные работы. Четко и грамотно сформированная учетная политика считается показателем высокого уровня организации бухгалтерского учета.
Учетная политика позволяет составить представление не только о бухгалтерском учете, но и о профессионализме бухгалтерской службы и администрации предприятий, степени их заинтересованности в результатах деятельности.
В связи с вышеизложенным тема курсовой работы является актуальной.
Целью курсовой работы является характеристика цели, задач, формирования и применения учетной политики организации.
В курсовой работе были поставлены и решены следующие калачи:
1) исследовать понятие учетной политики и её значение для предприятия;
2) охарактеризовать нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и налогообложения в РФ;
3) рассмотреть процесс разработки учетной политики организации;
4) обобщить принципы и методику отражения хозяйственных операции при формировании учетной политики организации.
Объектом исследования курсовой работы является учетная политика организации.
Предметом исследования является цель, задачи, формирование и применение учетной политики организации.
Методологическую основу исследования составляют нормативно-правовые законодательные документы, а также труды ученых-экономистов в области отечественной и зарубежной теории и практики бухгалтерского учета и аудита.
В процессе написания курсовой работы были использованы: метол сравнения, статистико-экономический, монографический и другие методы.
1. Понятие учетной политики и ее значение для организации
1.1. Понятие и цели формирования учетной политики организации
Согласно учебнику К.С. Николаева «Учетной политике — особое внимание»; «термин «учетная политика» произошел от английского словосочетания accounting policies» [13, С. 31].
Если расценивать с позиции заграничного подхода accounting policies — это конкретные принципы, основы, соглашения, принципы и практика, используемые в организации с целью полготовки и представления финансовой отчетности. В российском бухгалтерском учете учетная политика организации — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Соответственно, можно сделать заключение, что учетная политика прорабатывается для определенного субъекта хозяйствования. В зарубежной трактовке упор делается на применение принципов, основ, соглашений, правил и практики только лишь в отношении финансовой отчетности, что обусловлено принадлежностью определения Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). В соответствии с российскими принципами учетная политика в большей степени регулирует процесс бухгалтерского учета с помощью совокупности способов, которые, в свою очередь, влияют на показатели бухгалтерской отчетности [6, С. 31].
Сущность отечественного и иностранного подходов к официальной трактовке понятия «учетная политика организации» подчеркивает необходимость ее разработки и исследования. Она обусловливается финансовыми интересами пользователей, важными с точки зрения МСФО, и наличием абстрактных категорий (амортизации, себестоимости и др.), свойственных бухгалтерскому учету и определяемых нормативным правовым регулированием. Как укачано в учебнике М.Л. Пятова «Учетная политика организации, в соответствии с требованиями МСФО»: «Им следует давать оценку и выбирать применимую методику учета, т.е. определять совокупность способов учета (в соответствии с российскими стандартами учета). Названные причины разработки учетной политики тесно взаимосвязаны, так как на оценку и выбор методов (способов) учета воздействуют экономические интересы пользователей» [17, С. 5].
Для любой организации учетная политика является тем распорядительным документом, без которого невозможно построение системы и ведение бухгалтерского учета.
Надо заметить, что учетная политика организации должна решать ряд задач, которые, делятся на формальные и управленческие (рис. 1).
Главное назначение учетной политики организации состоит в документальном подтверждении применяемых способов ведения бухгалтерского учета. Это обусловлено наличием различных, нормативно установленных, методов учета активов и обязательств. Для четкой регламентации бухгалтерского учета организации необходимо осуществить выбор одного из предложенных методов и закрепить его в учетной политике. В случае отсутствия в законодательстве установленных способов отражения в учете каких-либо хозяйственных операций, его необходимо разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике организации.
Существенную роль учетная политика играет и в процессе налогового планирования, которое предполагает возможность использования каждым налогоплательщиком всех допустимых законом средств, приемов и способов для оптимального сокращения своих налоговых обязательств. Оно неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта и планирования, которое предполагает возможность использования каждым налогоплательщиком всех допустимых законом средств, приемов и способов для оптимального сокращения своих налоговых обязательств. Оно неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующею субъекта и должно осуществляться в ходе хозяйственной деятельности на всех се уровнях и этапах, быть непременным и непосредственным се элементом.
Рис. 1. Цели разработки учетной политики и их непосредственное влияние на ее формирование
Практически все положения, содержащиеся в учетной политике несут в себе налоговые последствия и дают возможность оптимизировать налоговые платежи (например, отражение процесса приобретения и заготовления материальных ресурсов, расчет фактической себестоимости ресурсов, списываемых в производство, влияют на налог на прибыль и налог на имущество).
Заметим, что позиции, закрепляемые в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета в значительной мере схожи. Организациям рекомендуется использовать (когда это возможно) схожие способы учета и порядок их применения, для того чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет.
Учетная политика обязана строиться никак не с целью упрощения ведения бухгалтерского учета, а в первую очередь в целях оптимизации налогов и сборов, уплачиваемых предприятием, и уменьшения налогового давления. С учетом этих факторов каждой компании необходимо подходить к обоснованию и выбору собственной учетной политики.
При разработке учетной политики предприятие может преследовать цель се сопоставления с МСФО. Сближение учетных норм может позволить, снизить расходы на проведение трансформационных процедур. Как основу можно рассматривать учетную политику по российским стандартам учета, так как она более жестко регламентирована и попытаться привести се положения в соответствие с МСФО, которые направлены на профессиональное суждение и поэтому дают большую свободу действий.
Учетная политика организации представляет большой интерес и может быть полезна для внутренних и внешних пользователей.
Внутренние пользователи это:
1) учредители, руководящий состав и административный персонал;
2) финансисты и работники бухгалтерии;
3) иные отделы и подразделения компании.
Внешние пользователи это:
1) налоговые инспекции, аудиторские компании и иные контролирующие органы и организации;
2) инвесторы и организации, занимающиеся кредитованием.
Каждая группа и подгруппа пользователей оценивает содержание документа в собственных интересах и применяет его для принятия решений в своей области [7, С. 4].
Нужно так же сказать о функциях учетной политики. А именно:
оптимизационная (подбор и создание способов и методов учета, регулирование документооборота с целью эффективной (результативной) деятельности организации — повышение качества группировки и представления учетной информации);
регулирующая (данная функция ориентирована на правильное отображение хозяйственных процессов организации в бухгалтерском учете, сокращение трудоемкости учетного процесса);
конкретизирующая (дополняющая) нормативное правовое регулирование (с помощью законов и руководств, устанавливаемых в определенной организации);
защитная (в случае ревизий с привлечением аудиторских компаний и государственных организаций, наложения штрафов и решение споров и конфликтов со стороны государственных организаций и в случае судебных процессов);
информационная (при анализе внешними пользователями показателей отчетов) [11, С. 6].
Таким образом, как для внутренних, так и для внешних пользователей учетная политика имеет весьма важное значение. Это предопределяет четкость и грамотность се составления.
Правильно составить внутренний регламент, который будет использовать организация для целей бухгалтерского и налогового учета, можно только, если есть полное понимание законодательного и нормативного регулирования учетной политики.
Необходимость разработки учетной политики для целей бухгалтерского учета предусмотрена ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [2]. Однако Закон №402-ФЗ содержит только общие требования к учетной политике организации. Правил се формирования, а так же, и самого понятия «учетной политики», данная статья не содержит.
Конкретные правила, которыми руководствуются организации при формировании и утверждении своей учетной политики, установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» [3].
Таким образом, сели отталкиваться от законодательно-нормативной базы, регулирующей принципы формирования учетной политики, следует, что се целью считается документальное подтверждение способов ведения бухгалтерского учета, выбранных организацией и используемых ею в процессе учета. По этой причине она оформляется и фиксируется в виде отдельного приказа, утверждаемого руководящим составом организации, и подлежит использованию всеми отделами и подразделениями организации (в том числе выделенными на отдельный баланс) все зависимости от места их нахождения.
1.2. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и налогообложения в РФ.
Основным инструментарием, который позволяет понять и оценить финансовую отчетность организации, является се учетная политика. Грамотно разработать внутренний регламент, которым организация будет руководствоваться в целях бухгалтерского и налогового учета, можно только при четком понимании законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского, налогового учета, а так же и учетной политики.
В настоящее время нормативное регулирование бухгалтерского учета осуществляется на четырех уровнях.
К первому (законодательный) уровню мы можем непосредственно отнести федеральные законы Российской Федерации; постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, которые напрямую или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета в организациях. Здесь можно указать следующие федеральные законы: «О бухгалтерском учете», «Об акционерных обществах» и т.д. Федеральным законом «О бухгалтерском учете» методологическое руководство бухгалтерским учетом возлагается на Правительство РФ. Регулированием бухгалтерского учета занимается Центральный банк РФ. Федеральная комиссия пи рынку пенных бумаг. Департамент по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ. Нужно заметить, что методические указания по бухгалтерскому учету, которые издаются этими органами, не должны вступать в противоречие с нормативными актами и методическими указаниями Минфина РФ.