Файл: Понятие и классификация функций государства (определение функций современного государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Сущность функций государства

1.1. Понятие и содержание функций государства

1.2. Признаки дифференциации функций государства

2.Функции государства в условиях существующих глобальных проблем человечества

2.1. Классификация функций Российского государства

В начале ХХI в. общество существенно изменилось, стало иным государство, возникли новые задачи, которых раньше не знала история России. В результате изменились и основные функции государства. Характер этих изменений различен. Отдельные изначально присущие государству функции сохранились, другие, хотя и остались, но достижения научно-технической революции совершенно изменили методы их осуществления, часть функций приобрела иное содержание [19, c.12].

Возникли новые функции, которые раньше были только в перспективе. В юридической литературе можно столкнуться с различными определениями понятия «функции государства», в частности насчитывается до полутора десятков определений данного понятия. В переводе с латинского языка термин «функция» (functio) означает исполнение, осуществление, т.е. деятельность, работу. В энциклопедической литературе данный термин раскрывается обширнее. «Функция» рассматривается как «деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление какого-либо объекта в данной системе отношений; роль; назначение»; «отправление, деятельность:

2.2. Формы осуществления функций государства органами власти

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современное государство характеризуется многообразием различных направлений его деятельности, которые в юридической литературе принято обозначать как функции государства. Наиболее распространенное понятие функций государства предлагает понимать под ними "основные направления деятельности государства, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами" [8, с. 8].

Система функций государства носит конкретно-исторический характер и меняется под воздействием условий, в которых действует государство, а также применительно к задачам, решаемым им в тот или иной исторический период. Учитывая, что формирование функций государства происходит в процессе развития и укрепления государства, определенная последовательность их возникновения обусловливается очередностью задач, подлежащих решению государством на определенном этапе его исторического развития, а также поставленными целями. Данные цели и задачи зависят от многих условий, например, от уровня нравственного и культурного развития общества, интересов и потребностей граждан, экономических возможностей государства и общества, развитости и профессионализма государственного аппарата и т.д.

В связи с вышеуказанным, вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет не только взглянуть на государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования.

В юридической науке государство является одним из самых сложных объектов для исследования в силу многосторонности его проявлений. Российская Федерация находится в начальной стадии своего становления как демократического правового социального государства, и наше общество претерпевает изменения во всех сферах жизнедеятельности человека. Государство осуществляет свою политику определенными средствами и имеет определенные функции. С понятием функции государство связаны такие важнейшие аспекты как политико-государственный режим, правовая система общества, становление государственности, социальная сфера и национальная безопасность.

Объектом работы выступают общественные отношения, возникающие при реализации функций государства, предметом – непосредственно функции государства, выделяемые теорией государства и права.


Целью данной работы является определение функций современного государства и влияние на них глобальных проблем человечества.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

  1. Представить научные позиции о понятии и функциях государства, о видах функций государства;
  2. Проанализировать функции Российского государства.

Методологическая основа исследования. В процессе исследования наряду с общенаучным диалектическим методом познания применялись также частно-научные методы исследования: формально-логический метод, метод сравнительного анализа, системный, исторический и др.

В работе использованы и проанализированы работы следующих авторов: Болгова В.В. , Бурмистрова А.А., Денисов А.А., Желонкин А.Д., Минасян А.А.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Сущность функций государства

1.1. Понятие и содержание функций государства

Категория функций государства достаточно подробно исследована в научных произведениях монографического характера, а также научных статьях. Тем не менее, отдельные аспекты в понимании сущности функций государства недостаточно разработаны и вызывают научный интерес.

Термин "функции" в общем смысле можно понимать как внешнее проявление сущности того или иного предмета или явления; как перечень обязанностей тех или иных государственных или иных органов или должностных лиц и т.д. Таким образом, функции - это те проявления того или иного предмета или явления, которые должны быть выражены данным объектом исходя из самой его сущности и предназначения. Следовательно, функции государства присущи государству как таковому, и их содержание обусловлено сущностью государства.

Традиционно функции государства понимают как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. Данная позиция о понимании функций государства поддерживается большинством ученых.

Признавая справедливость данного определения, следует прояснить некоторые его аспекты.


Прежде всего, нужно обратить внимание на тот смысл, в котором употребляется термин "государство". В науке теории государства и права государство предлагается рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле понятие государства составляет совокупность трех элементов: территория, население (народ, нация), публичная (государственная) власть. Государство в узком смысле - это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка [7, с. 124].

Таким образом, категория функций государства базируется на узком подходе к пониманию государства как организованной государственной власти. Государство в широком значении не может иметь тех функций, которые выделяются в научной литературе: экономическая, социальная и прочие, т.к. эти функции могут быть реализованы только государственной властью как одной из составных частей единой сущности государства.

Наиболее правильно, на наш взгляд, говорить не о функциях государства, а о функциях государственной власти, т.е. о тех направлениях деятельности государственной власти, которые проистекают из самой ее сущности. Тем не менее использование термина "функции государства" также допустимо, но нужно иметь в виду, что здесь государство выступает синонимом государственной власти или государства в узком своем значении.

Немаловажное значение имеет также вопрос о выделении конкретных функций государства, их классификации. Эти вопросы решаются неоднозначно в юридической науке [11, с. 132].

Критериев, по которым возможно произвести полную классификацию функций государства, не выработано, поэтому практически любая однородная группа задач государственной власти может быть возведена в разряд функций. Так, наряду с общепринятыми функциями, в научной литературе предлагается выделять также информационную функцию, миграционную функцию, функцию охраны природы и окружающей среды и т.п.

Таким образом, функцией государства можно назвать группу однородных задач государственной власти. То есть отдельные задачи государственной власти, в том числе выраженные в полномочиях государственных органов, в совокупности формируют определенную функцию государства. Например, учет налогоплательщиков является задачей налоговых органов, и эта единичная задача входит в состав налоговой функции государства [16, с. 452].


На наш взгляд, функции государства нужно рассматривать в нескольких аспектах:

1) функции государства как такового, как политико-правового института;

2) функции определенного типа государства, т.е. функции, присущие той или иной идеальной модели государства (например, функции тоталитарного, авторитарного, демократического государства и т.п.);

3) функции конкретного государства на определенный момент времени.

Для каждого из обозначенных аспектов содержание функций будет различным, поэтому рассмотрение в юридической литературе функций государства без учета названного разграничения недостаточно объективно [4, с. 556].

Функции государства как политико-правового института. Государство как институциональное образование возникло, прежде всего, в результате появления публичной власти в определенном обществе, отсюда проистекают и функции данного явления. Такими функциями можно назвать:

- политическую, которая заключается в осуществлении государственной власти, управления обществом. Функция реализуется посредством создания государственно-властного механизма, отдельные звенья которого - государственные органы наделены определенными отраслевыми полномочиями. Через систему таких органов государственно-властные решения реализуются в фактических отношениях граждан и их объединений;

- функцию поддержания общественного порядка. Общественный порядок - это желаемая модель организации общественного взаимодействия в соответствии с правовыми предписаниями, исходящими от государственной власти, поэтому поддержание общественного порядка является важнейшей функцией.

Действия, нарушающие правовые нормы, посягают в первую очередь на установленный в государстве правопорядок, и для защиты желаемой модели организации общественных связей создаются специальные органы (полиция, прокуратура и пр.);

- экономическую функцию. Основой государства, в особенности государства современного европейского типа, являются материальные и финансовые ресурсы. Рациональное использование, накопление и распределение материально-финансовых ресурсов являются важнейшей функцией государства с момента его образования [14, с. 239].

Деньги и иные экономические средства имеют ряд важнейших задач в обществе: а) инструмент управления государством общественными процессами; б) накопление государственно-общественных ресурсов; в) средство самоорганизации граждан в экономических взаимоотношениях и некоторые другие;


- функцию защиты от внешних угроз. Для реализации этой функции в государстве создаются вооруженные силы, состоящие из специально обученных для ведения военных действий лиц и комплекса технических средств (вооружения, машин и т.п.).

Внешние угрозы представляют опасность для существования данного государства и господства публичной власти на определенной территории, поэтому указанная функция присуща любому государству [19, с. 158].

Обозначенные выше функции характерны для государства как института и сохраняют свою значимость в государствах любых исторических периодов и типов. Данные функции можно назвать базовыми функциями государства.

Функции определенного типа государства. Типология государств предполагает распределение государств по определенному критерию (либо совокупности таких критериев) на определенные группы, типы.

Названные выше базовые функции имеются у государств всех типов без исключения. Степень реализации базовых функций может различаться, однако без реализации данных функций государство немыслимо.

В дополнение к базовым функциям существуют типовые функции, т.е. функции, характерные для того или иного типа государств. Например, функция защиты прав человека и основных свобод характерна для государств современного демократического типа и не характерна для восточных деспотических государств. Называемые в литературе также социальная, культурно-воспитательная, экологическая и некоторые другие подобные функции характерны для современных демократических государств и не могут характеризовать все типы государств [21, с. 63].

Функции конкретного государства на определенный момент времени. В состав функций конкретного государства включаются базовые и типовые функции, а также функции, свойственные только данному государству, т.е. специфические функции. Для того чтобы назвать перечень этих функций, необходимо проанализировать важнейшие задачи и интересы данного конкретного государства.

Именно специфические функции определяют в совокупности с иными характеристиками особенности государств. На состав данных функций влияют такие факторы, как географическое положение, национальный состав населения, запасы недр, климат и т.п. [2, с. 78]

Если определенные государственные задачи имеют большое значение, то они переходят в разряд функций. Например, в современной России такими функциями, которые проистекают из задач, можно назвать борьбу с коррупцией; модернизацию; борьбу с пьянством, алкоголизмом, табакокурением и пр. То есть масштаб проблем вынуждает рассматривать данные аспекты не как часть социальной, экономической или иных функций, а как отдельные направления деятельности конкретного государства.