Файл: Понятие и классификация функций государства (определение функций современного государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Сущность функций государства

1.1. Понятие и содержание функций государства

1.2. Признаки дифференциации функций государства

2.Функции государства в условиях существующих глобальных проблем человечества

2.1. Классификация функций Российского государства

В начале ХХI в. общество существенно изменилось, стало иным государство, возникли новые задачи, которых раньше не знала история России. В результате изменились и основные функции государства. Характер этих изменений различен. Отдельные изначально присущие государству функции сохранились, другие, хотя и остались, но достижения научно-технической революции совершенно изменили методы их осуществления, часть функций приобрела иное содержание [19, c.12].

Возникли новые функции, которые раньше были только в перспективе. В юридической литературе можно столкнуться с различными определениями понятия «функции государства», в частности насчитывается до полутора десятков определений данного понятия. В переводе с латинского языка термин «функция» (functio) означает исполнение, осуществление, т.е. деятельность, работу. В энциклопедической литературе данный термин раскрывается обширнее. «Функция» рассматривается как «деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление какого-либо объекта в данной системе отношений; роль; назначение»; «отправление, деятельность:

2.2. Формы осуществления функций государства органами власти

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

- появляется возможность не политологического, социологического или культурологического, а именно правового анализа типов государств, различающихся по их функциональным особенностям [17, 15-18.C].

2.Функции государства в условиях существующих глобальных проблем человечества

2.1. Классификация функций Российского государства

Современное развитие цивилизации проходит под знаком появления и нарастания глобальных проблем, отличительная черта которых состоит в том, что они имеют общепланетарный, общемировой характер, затрагивают ин­тересы всей цивилизации.

Глобальные проблемы человечества можно поделить на два вида.

К первому виду можно отнести проблемы, которые в целом имеют нормальный характер, обусловлены естественным ходом событий, но в силу своей природы требуют усилий всего человеческого сообщества. Это такие, как защита прав и свобод человека, освоение космоса, построение всеобщей ин­формационной системы (создание общепланетарного информационного пространства) и др. Второй вид глобальных проблем несет в себе угрозу уничтожения цивилизации. Это проблемы экологических катастроф, демографического, сырьевого и энергетического кризисов, последствий использования ядерных технологий и др [16, 48-51.C].

Что касается второй разновидности глобальных проблем современности, то, как заметил проф. Венгеров, «человечество особый биологический вид, кото­рый существует, создавая одновременно условия для своего уничтожения».

Вместе с тем в программе социального развития человека заложены, ви­димо, и механизмы, которые должны обеспечить его выживание. И один из таких механизмов целенаправленная деятельность государства.

Существование глобальных проблем человечества обусловливает и возник­новение у государства глобальных функций. Для таких функций характерна все­общность, они определяют необходимость объединения усилий всех государств.

Наличие глобальных функций практически стирает различия между внутренними и внешними функциями государства. Как справедливо отметил проф. Венгеров, такое деление, присущее социалистическому государствоведению и обусловленное классовой оценкой природы государства, в известной степени утратило свое значение, многие внутренние функции приобретают внешний характер. В частности, экологическое направление в деятельности государства. И тому пример Чернобыльская катастрофа, которая затронула экологическую безопасность целого ряда стран.


В начале ХХI в. общество существенно изменилось, стало иным государство, возникли новые задачи, которых раньше не знала история России. В результате изменились и основные функции государства. Характер этих изменений различен. Отдельные изначально присущие государству функции сохранились, другие, хотя и остались, но достижения научно-технической революции совершенно изменили методы их осуществления, часть функций приобрела иное содержание [19, c.12].

Возникли новые функции, которые раньше были только в перспективе. В юридической литературе можно столкнуться с различными определениями понятия «функции государства», в частности насчитывается до полутора десятков определений данного понятия. В переводе с латинского языка термин «функция» (functio) означает исполнение, осуществление, т.е. деятельность, работу. В энциклопедической литературе данный термин раскрывается обширнее. «Функция» рассматривается как «деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление какого-либо объекта в данной системе отношений; роль; назначение»; «отправление, деятельность:

1) обязанность, круг деятельности,

2) назначение, роль» и т.д. Разнообразие понятия «функции» обусловлено, спецификой сфер его применения, в пределах одной или нескольких, схожих по предметам, науках. Смысловое содержание такой категории, как «функция» должно быть единым. По мнению В.И. Кремянского, «функция» представляет собой вид активной деятельности, направленной или вообще целенаправленной деятельности биологических, социальных, технических систем или их частей. Эту мысль более компактно, высказал В.Г. Афанасьев, который под «функцией» понимает целенаправленную, активную деятельность системы [2, с. 67].

В.Д. Перевалов по этому поводу так же отмечает: «Функционировать – значит действовать, так как функция есть проявление жизнедеятельности любого объекта, отражение всеобщего движения в природе как способа существования материи» [17, с. 29].

Современное государство реализует множество функций, содержание которых весьма различно, а потому необходима их научная классификация. Существенными мерами отграничения одной функции от другой являются: особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности; обусловленная последними специфика содержания каждой функции. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни – внутренней или внешней – осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат – внутриполитических или внешнеполитических – они подразделяются на внутренние и внешние. В современный период Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции: политическая; идеологическая; экономическая; социальная; развития культуры, науки и образования; экологическая; налогообложения и взимания налогов; охраны прав и свобод граждан, прав собственности и правопорядка.


В современных условиях значительные изменения в развитии претерпели каждый из неразрывно связанных между собой составных компонентов содержания функции охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка. Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 2, признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства [18, с. 4].

Охрана и развитие политических, экономических, социальных, культурных, личных прав и свобод граждан составляют смысл деятельности всех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти. Анализ функций государства, связанный с раскрытием его общечеловеческой и классовой сущности и социального назначения, с предметной характеристикой его деятельности, необходимым образом включает в себя рассмотрение не только внутренних функций государства, но и внешних [21, с. 6].

В связи с тем, что в течение последнего времени изменились не только Россия, но и весь мир в целом, существенные изменения претерпели внешние функции Российского государства. Некоторые из них уже не действуют (функция сотрудничества с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам и народам), другие успешно развиваются (функция обороны страны, борьбы за мир), третьи – являются новыми (интеграции в мировую экономику).

Последовательное продвижение национальных интересов через открытость и сотрудничество в международных отношениях, обеспечение безопасности страны, благоприятных условий для внутреннего развития и продолжения реформ – это и есть основные задачи внешней политики Российского государства на сегодняшний день. Российская Федерация реализовывает следующие функции: оборону страны; обеспечения мира и поддержания мирового порядка; сотрудничества и укрепления связей с другими странами; интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем. Основными приоритетами при реализации функции государства по обеспечению мира и поддержания мирового порядка является недопущение новой глобальной войны, укрепление обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, повышение контролируемости международной торговли оружием при соблюдении российских коммерческих интересов в этой области [24, с. 90].

В развитии Российского современного государства в его основных функциях происходят серьезные изменения: одни из них отпадают, другие усиливаются и видоизменяют свое содержание, третьи зарождаются или появляются. Но во всех случаях они определяются свойственными определенной исторической эпохе, определенному периоду в жизни государства экономической, социально-классовой структурами общества, сущностью государства и его социальным направлением.


2.2. Формы осуществления функций государства органами власти

Функции государства подлежат реализации в различных формах с применением определенных методов. В теории под формами реализации функций государства принято понимать именно деятельность государственных органов, которые составляют «звенья механизма государства». Так, под указанные критерии подпадает законодательная, исполнительная, или иными словами управленческая, судебная, а также контрольно-надзорная деятельность органов государственной власти на территории того или иного государства [6,c.13]. Как ранее отмечалось, одной из форма реализации функций государства выступает законодательная либо правотворческая деятельность. Она заключается в разработке, издании и принятии нормативно-правовых актов законодательными органами, которые обязательны к исполнению на территории данного государства. Следующая форма деятельность – управленческая или как она иначе именуется исполнительная [13, с. 146].

Под исполнительной деятельность органов государственной власти следует понимать базирующееся на законах страны оперативное управление, исполнительно-распорядительные функции органов государственного управления в различных сферах жизни населения, в том числе в сфере экономики и социального развития, спорта и культуры, образования и здравоохранения, транспорта, охраны как общественного порядка, так и обороны страны [16, с. 453]. Функции в сфере управления достаточно разнообразны, тем не менее, структура органов власти выстраивается таким образом, что реализация поставленных перед исполнительно-распорядительными органами задач происходит эффективно и своевременно. Что касается судебной сферы деятельности органов государственной власти, что здесь стоит отметить, что реализация функций государства сосредотачивается именно на идее осуществления правосудия специально созданными органами – судами.

Контрольно-надзорную деятельность как отдельную форму реализации функций государства выделяют не все ученые-теоретики. Тем не менее, её следует рассмотреть.

Итак, под контрольно-надзорной деятельностью понимают исполнение непосредственных функций государства посредством различных видов осуществления контроля и надзора за соблюдением законов в стране. Указанная классификация органов государственной власти в зависимости от исполняемых ими соответствующих функций способствует распределению обязанностей и сфер действия как уже существующих органов, так и вновь созданных [5, с. 557]. При этом, данный аспект частично отражает идею концепции разделения властей. При этом, стоит отметить, что хотя деятельность публичных органов власти, направленная на реализацию функций государства, кажется однообразной, вне зависимости от форм осуществления, важно осознавать факт того, что данными органами для достижения указанной цели необходимо использовать не только правовые формы, но и формы, не основывающиеся на праве – не правовые или иными словами организационные [6, с. 170]. Итак, во-первых, следует рассмотреть правовые формы, под которыми понимается схожая по характеру и юридическим последствиям деятельность государственных органов в сфере издания нормативных актов. В связи с чем, к данной правовой форме реализации функций государства видится возможным отнести правотворческую и правоприменительную деятельность, что также, в свою очередь, подразделяется на оперативно-исполнительную и правоохранительную деятельности органов государственной власти.


Под правотворческой деятельностью понимается деятельность публичных органов власти по реализации функций в области разработки, издания и принятия нормативно-правовых актов, а также по доработке, отмене либо изменению действующих правовых норм в законодательстве страны. Правоприменительная деятельность исходит из правотворческой, так как подразумевает под собой деятельность органов государственной власти в сфере исполнения законов путем издания соответствующего акта, который обязателен к исполнению лицом, которому он адресован.

В правоприменительной деятельности выделяют оперативно-исполнительную (деятельность государства по контролю за общественными правоотношениями, в том числе путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения таких отношений) и правоохранительную (деятельность органов государственной власти по обеспечению соблюдения правопорядка на территории страны, по применению к нарушителям закона принудительных мер) [11, с. 135].

Во-вторых, как ранее отмечалось, важным аспектом при реализации функций государства является применение не правовых форм. Так, специфика организационных форм отражается в такой деятельности органов государственной власти, которая не имеет за собой юридически значимых последствий, в отличие от правовых форм реализации функций государства. Однако, при этом, формы организационной, фактической деятельности государства реализуются на основе выполнения требований, установленных законодательством страны [7, с. 125]. Так, принято выделять следующие не правовые формы реализации функций государства публичными органами власти: – организационно-регламентирующая деятельность, под которой понимают оперативную работу, которая связана с организацией функционирования органов государства, выражающаяся в решении задач по организационно-техническому обеспечению различных звеньев государственного механизма; – организационно-хозяйственная деятельность – текущая хозяйственная деятельность в сфере материальному обеспечению выполнения различных государственных функций государственными органами власти, в том числе в сфере контрольно-ревизионной, статистической и иной видах деятельности; – организационно-идеологическая деятельность, под которой следует подразумевать воспитательную работу, которая связана с формированием определенного общественного мнения, обеспечением выполнения различных функций государства, разъяснением издаваемых законов и иных нормативно-правовых актов; в том числе и работа средств массовой информации [4, 45-46 C].