Файл: Понятие и классификация функций государства (определение функций современного государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Сущность функций государства

1.1. Понятие и содержание функций государства

1.2. Признаки дифференциации функций государства

2.Функции государства в условиях существующих глобальных проблем человечества

2.1. Классификация функций Российского государства

В начале ХХI в. общество существенно изменилось, стало иным государство, возникли новые задачи, которых раньше не знала история России. В результате изменились и основные функции государства. Характер этих изменений различен. Отдельные изначально присущие государству функции сохранились, другие, хотя и остались, но достижения научно-технической революции совершенно изменили методы их осуществления, часть функций приобрела иное содержание [19, c.12].

Возникли новые функции, которые раньше были только в перспективе. В юридической литературе можно столкнуться с различными определениями понятия «функции государства», в частности насчитывается до полутора десятков определений данного понятия. В переводе с латинского языка термин «функция» (functio) означает исполнение, осуществление, т.е. деятельность, работу. В энциклопедической литературе данный термин раскрывается обширнее. «Функция» рассматривается как «деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление какого-либо объекта в данной системе отношений; роль; назначение»; «отправление, деятельность:

2.2. Формы осуществления функций государства органами власти

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Таким образом, функцией государства можно назвать группу однородных задач государственной власти. То есть отдельные задачи государственной власти, в том числе выраженные в полномочиях государственных органов, в совокупности формируют определенную функцию государства [5, с. 557].

На наш взгляд, функции государства нужно рассматривать в нескольких аспектах:

а) функции государства как такового, как политико-правового института. Такими функциями можно назвать: политическую функцию, которая заключается в осуществлении государственной власти, управления обществом; функцию поддержания общественного порядка; экономическую функцию; функцию защиты от внешних угроз.

Обозначенные выше функции сохраняют свою значимость в государствах любых исторических периодов и типов. Данные функции можно назвать базовыми функциями государства;

б) функции определенного типа государства, т.е. функции, присущие той или иной идеальной модели государства (например, функции тоталитарного, авторитарного, демократического государства и т.п.), типовые функции государства;

в) функции конкретного государства на определенный момент времени, или специфические функции.

1.2. Признаки дифференциации функций государства

В условиях провозглашения Российской Федерации правовым государством актуальной оказывается постановка вопроса о реализуемых современным Российским государством правовых функциях. Для того чтобы данный вопрос решить, прежде всего необходимо установить критерии, по которым правовые функции могут быть выделены [3, с. 24].

Для современной отечественной теории государства и права традиционным является анализ, прежде всего, не правовых и неправовых функций, а правовых и неправовых форм осуществления функций государства. При этом вопрос о том, связано ли разграничение правовых и неправовых форм функционирования государства с различием правовых и неправовых функций, не ставится и не разрешается.

Наиболее значимые для разрешения проблемы правовых и неправовых форм осуществления функций государства моменты, определяющие сущность сложившегося в отечественной науке подхода, в полной мере находят отражение в работе известного российского государствоведа В.Е. Чиркина "Современное государство". Различая правовые и неправовые формы осуществления функций государства, В.Е. Чиркин к правовым формам относит законодательствование, государственное управление, правосудие и государственный контроль. При этом основанием для отнесения перечисленных форм к правовым является то, что "их использование детально урегулировано правом". Отдельно подчеркивается, что "как видно из указанного перечня, классификация правовых форм и методов осуществления функций государства связана с особенностями различных ветвей государственной власти"[7,c.74].


К мнению уважаемого В.Е. Чиркина нельзя отнестись однозначно. Разумеется, ценным представляется сам факт различения правовых и неправовых форм осуществления функций государства. Однако не вполне можно согласиться с критерием выделения правовых форм осуществления функций государства, а также с отнесением к числу таких форм государственного контроля и государственного управления - очевидно, что в названных формах функционирования государства по самой их природе нет ничего правового. Объяснение высказанного уважаемым В.Е. Чиркиным мнения тем, что и государственное управление, и государственный контроль детально регламентированы правовыми нормами, нельзя принять ввиду того, что юридически регламентировать можно практически что угодно, какую угодно деятельность государства, но сам факт ее регламентированности еще не делает ее правовой.

Следует еще раз подчеркнуть, что В.Е. Чиркин только воспроизводит сложившуюся, "устоявшуюся" точку зрения, констатирует широкое распространение в юридической науке определенного подхода - это подчеркивает и сам ученый. Тем не менее именно признание большинством исследователей подхода, не получающего убедительной аргументации, предопределяет важность рассмотрения вопроса о правовых и неправовых формах осуществления функций государства в несколько ином ракурсе[20, c.121].

Проблема разграничения правовых и неправовых форм осуществления функций государства приобретает актуальность тогда, когда при рассмотрении государства в качестве системы (института) организации общественных отношений возникает вопрос о том, каким способом осуществляется такая организация, посредством чего она достигается. А она достигается, с одной стороны, за счет использования государством находящихся в его распоряжении властных ресурсов, а с другой стороны, за счет осуществления правового регулирования общественных отношений. Что касается первого момента, то он в дополнительных пояснениях не нуждается: возможность использовать властные ресурсы для проведения в жизнь собственной воли определена тем, что государство является политической организацией общества. Второй момент также в обосновании не нуждается: государство и право возникают одновременно, и одно без другого не существует и существовать не может [6, с. 169].

Принимая во внимание изложенное, можно утверждать, что любым государством его функции осуществляются либо правовыми, либо неправовыми способами. Именно это обстоятельство дает основание для различения правовых и неправовых форм реализации функций государства.


Полагая не совсем точным определение функций государства в качестве основных направлений его деятельности (в связи с тем, что такое понимание не вполне совместимо с характеристиками, которые даются функциям государства в рамках современных правовых исследований), считаем, что для современного государства функция предстает ролью, выполняемой им для реализации потребностей общества как системы более высокого уровня организации. В контексте предложенного понимания функции государства дифференциация правовых и неправовых функций государства в зависимости от того, в какой форме - правовой или неправовой - эти функции осуществляются, вряд ли является возможной. У современного государства невозможно обнаружить функции, для которых правовая их реализация была бы единственно возможной, и функции, которые могут осуществляться исключительно в неправовых формах [12, с. 144].

Проблема разграничения правовых и неправовых форм реализации функций государства является актуальной тогда, когда при рассмотрении государства в качестве политической организации общества встает вопрос о том, каким способом данная организация осуществляет свое воздействие на общественные отношения. Проблема разграничения правовых и неправовых функций государства возникает тогда, когда ставится вопрос о закономерностях функционирования данной организации в ее неразрывной связи, взаимной обусловленности с системой права. В свою очередь, обозначенный вопрос оказывается актуальным в ситуации, когда возникает потребность отграничения функциональных характеристик, относящихся к государству, рассматриваемому в правовой плоскости, в рамках правовой теории, от тех функциональных особенностей, которые характеризуют государство в политическом аспекте и значимы для политической теории [10, с. 48].

Неразрывная связь государства с правом, активное использование им правового инструментария для решения стоящих перед ним задач предопределяют то, что правовая сфера выступает одной из тех областей, в оптимизации которой государство самым непосредственным образом заинтересовано. Данное обстоятельство позволяет говорить о существовании у любого государства специфических функций, правовых не по форме их осуществления, а по сфере возникновения и реализации, а, следовательно, в конечном итоге - по содержанию. К числу таких, правовых по своему содержанию, функций современного государства могут быть отнесены функции правообразования, правовоспроизводства, правообеспечения, правосудия, правоохраны, правозащиты, законотворчества, регулирования и самоограничения [12,c.11].


Предложенная постановка вопроса о правовых функциях государства предполагает, что в качестве правовых функций должны рассматриваться выполняемые государством роли, которые связаны непосредственно с организацией правовой жизни общества, с воздействием на систему права и правовую систему в целом.

Выделяя правовые функции государства в качестве самостоятельной группы функций, мы тем самым, прежде всего, отграничиваем их от неправовых функций как ролей, реализуемых государством в экономической, политической, социальной или любой другой сфере жизни общества. Дифференциация правовых и неправовых функций государства в рассматриваемом случае предполагает, что функции, в реализации которых право для государства выступает лишь средством решения стоящих перед ним задач (даже если они осуществляются посредством правовой по своей форме деятельности), признаются неправовыми [9, с. 52].

Реализация той или иной функции преимущественно в правовой форме также сама по себе еще не придает данной функции характера правовой. Например, признание того, что экологическая функция государства может осуществляться при помощи правовых средств, правовыми способами, не является основанием для того, чтобы рассматривать экологическую функцию в качестве правовой. То же самое можно сказать и об экономической, и об идеологической, и о многих других функциях, реализуемых современным государством [13, с. 142].

Безусловно, следует признать, что правовая сфера далеко не единственная из тех, в оптимизации которых государство непосредственным образом заинтересовано. Вместе с тем функционирование государства в обозначенной сфере приобретает очевидное своеобразие, что позволяет не просто выделить правовые функции государства наряду с экономическими, социальными и иными, а именно дифференцировать правовые и неправовые функции как две самостоятельные подсистемы в системе функций государства. Лишь с правом государство находится в такой связи, которая может быть определена как "связь между близкими явлениями, при которой они взаимопроникают, взаимно обусловливают друг друга, взаимно зависят друг от друга". Что касается иных сфер общественной жизни, то они не находятся с государством во взаимной зависимости. Государство воздействует на экономическую, социальную, культурную и иные сферы, однако они в отличие от права не воздействуют на государство, а лишь влияют на его деятельность [20, с. 28].

Отдельно следует отметить, что актуализация в современных условиях задач, связанных с построением правового государства, придает связи государства с правовой сферой жизни общества еще большую специфичность в сравнении с теми связями, которые существуют между ней и любой другой сферой общественной жизни.


В условиях актуализации права как средства решения задач, стоящих перед государством, когда эффективность и полнота реализации им интересов и потребностей общества оказывается все в большей мере зависящей от действенности находящихся в его распоряжении правовых инструментов, правовая сфера оказывается одной из тех областей, которая "питает политическую витальность современного государства". Это обстоятельство также способствует увеличению в современных условиях значимости правовых функций, реализуемых государством [22, с. 31].

Различение правовых и неправовых функций государства для правовой теории является не менее полезным и необходимым, чем разграничение правовых и неправовых форм осуществления функций государства. Значимость такого различения определяется не только тем, что оно позволяет отграничить характеристики государства, носящие правовой характер и значимые для правовой теории, от тех его свойств, которые не являются предметом правовой теории и значимы для политической теории. Она подтверждается, по крайней мере, еще несколькими обстоятельствами:

- различение правовых и неправовых функций открывает для правовой теории новый путь в исследовании специфики современного государства и его функционирования;

- дифференциация правовых и неправовых функций государства важна для понимания природы различных проблем, возникающих в деятельности современного государства, причин неэффективной реализации отдельных функций, ее последствий, а также путей и способов устранения обнаруживаемых недостатков;

- разграничение правовых и неправовых функций государства позволяет выявить возможности права в решении актуальных для общества задач. При этом важным является то, что речь в данном случае может идти не только о юридическом праве, исходящем от государства и продуцируемом им, но и о праве в его негосударственных (неюридических) формах;

- анализ правовых и неправовых функций государства дает возможность сделать определенные выводы относительно тенденций и перспектив дальнейшего развития современного государства и проводимой им политики, трансформации средств, методов и приемов решения отдельных стоящих перед ним задач;

- различение правовых и неправовых функций государства позволяет обнаружить наиболее общие закономерности изменения характера связи права и государства, а также особенности влияния, оказываемого трансформацией современного государства на действующее право;