Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
Анализ архивных документов и опубликованных источников, проведенный на примере деятельности нотариата Вятской губернии, позволяет внести некоторую ясность в решение этой проблемы, не получившей однозначного освещения в законодательных актах второй половины XIX века [17, с.43].
Формально служащие нотариальных контор в уездных городах были отнесены к числу чинов Министерства юстиции. Им присваивался VIII класс по должности, что приравнивало младших нотариусов к переводчикам и помощникам секретарей при окружных судах [20, с.112].
Как и старшие нотариусы, младшие имели право на получение правительственных наград и поощрений. В этом отношении показателен послужной список одного из старейших нотариусов г. Вятки Александра Егоровича Витта. Занимаясь нотариальной практикой на протяжении 40 лет (1876 - 1915), он был удостоен орденов Святой Анны III степени, Святого Владимира IV степени и знака «За 40 лет беспорочной службы»17.
Для младших нотариусов предусматривалась некоторая свобода действий в исполнении профессиональных обязанностей. Например, они могли сами выбирать те места в населенных пунктах, которые считали наиболее удобными для открытия контор.
Однако на этом список их льгот и привилегий заканчивался, и в целом младшие нотариусы не являлись государственными служащими в полном смысле этого слова, поскольку они не обладали всем набором прав чиновников Министерства юстиции. В частности, младшие нотариусы не могли быть присяжными поверенными и заниматься адвокатской практикой.
Не вызывает сомнения, что власти желали привлечь к службе в нотариальных учреждениях честных и порядочных людей, вместе с тем закон не предполагал каких-либо высоких требований к личностям кандидатов.
Для занятия должности младшего нотариуса требовалось российское подданство, достижение совершеннолетия, отсутствие судимости. Не предусматривалась и необходимость юридического образования.
Юридические познания желающих открыть нотариальную контору ограничивались необходимостью сдать комиссии в составе председателя окружного суда, старшего нотариуса и прокурора специальный экзамен « в умении правильно излагать акты и в знании форм нотариального делопроизводства, и необходимых для исполнения этой должности законов».
Проведению испытания предшествовало заявление от кандидатов, которое отправлялось на имя председателя окружного суда, последний в свою очередь уведомлял об этом старшего нотариуса.
Если испытания проходили успешно, председатель окружного суда готовил представление на имя старшего председателя судебной палаты, а также сообщал старшему нотариусу о сроках вступления кандидатов в должность. Непосредственно же приступить к выполнению своих обязанностей нотариус мог после приведения его к присяге, во время которой он давал клятву честно и добросовестно исполнять все обязанности по службе, «не превышать предоставленной власти и не причинять с умыслом никому ущерба или убытка», защищать вверенные ему интересы «как свои собственные» [21, с.156].
Отсутствие необходимости получения специального образования обусловливало доступность должности младшего нотариуса и являлось одной из причин социальной разнородности этой профессиональной группы. Среди служащих нотариальных учреждений наиболее часто встречались мещане.
В то же время известны факты, когда младшими нотариусами становились потомственные и личные почетные граждане, представители купеческого и даже дворянского сословий (из числа дворян, как правило, назначались старшие нотариусы). Это свидетельствует о том, что служба в должности нотариуса не рассматривалась представителями полупривилегированных и привилегированных сословий как фактор, сопряженный с понижением социального престижа.
Для представителей же низших сословий получение должности нотариуса давало возможность повышения общественного статуса.
Более существенным в вопросе о правовом статусе младших нотариусов являлось то, что по Положению 1866 года они не имели права дальнейшего чинопроизводства, не получали государственного жалованья и пенсии.
Особенно остро стоял вопрос оплаты труда. В июне 1867 года была утверждена «Временная такса» вознаграждений за должностные действия нотариусов. Однако этот документ не получил широкого практического применения, и в повседневной деятельности нотариусы предпочитали руководствоваться нормами Положения о нотариальной части, которые в этом случае предписывали практику индивидуальной договоренности с клиентами. Такая система оплаты труда предопределяла двойственное положение служащих нотариальных контор, которые, с одной стороны, являлись государственными чиновниками, с другой – занимались своего рода коммерческой деятельностью. Поэтому не случайно, что младших нотариусов в дореволюционной России часто называли «частными», что отражало специфику их правового статуса [14, с.30].
Проблема несовершенства законодательства в регулировании механизма получения служащими нотариальных контор доходов отчасти усугублялась и существованием практики залога. Поскольку денежная сумма, вносимая в качестве залога, была достаточно велика (как правило, в столичных городах залог составлял 10 тысяч рублей, в губернских – 6 тысяч рублей, в уездных, где были окружные суды, – 4 тысячи рублей, в прочих – 2 тысячи рублей), а отсутствие специального юридического образования приводило к частым ошибкам, то желающих работать в нотариальных конторах, особенно в уездных городах, было не так уж много [21, с.174].
Отсутствие четкой регламентации в системе оплаты труда иногда приводило к должностным злоупотреблениям и нарушению закона.
На отношении общества и деловой репутации служащих нотариальных контор сказывались и их личные, человеческие качества.
Таким образом, неопределенность социально-правового положения служащих нотариальных контор в дореволюционной России зависела от множества объективных и в меньшей степени субъективных факторов. Вместе с тем данные исторических документов все же позволяют говорить о том, что в целом нотариус считался человеком, уважаемым в обществе. Являясь по роду деятельности представителем закона, он следил за соблюдением интересов своих клиентов, и подготовка различного рода актов посредством его услуг служила дополнительной гарантией их юридической силы.
Особенно важно это было при деловых и коммерческих отношениях между сторонами, о чем ярко свидетельствуют объявления об открытии торговых домов и акционерных обществ, в которых учредители прямо указывали на то, что их предприятия созданы на законной основе и все необходимые для этого документы заверены у нотариуса. Упоминание нотариуса в обращениях к клиентам, партнерам и кредитным учреждениям повышало авторитет и доверие к коммерческим заведениям и их хозяевам, являлось гарантией деловой репутации, свидетельствовало об их финансовой стабильности. После революции 1917 года нотариат находился в состоянии «спячки». Нотариус просто существовал, совершая иногда незначительные действия. Произошла некая стагнация нотариата, что и отразилось на его дальнейшем развитии. Было это связано с тем, что в Советский период истории России были упразднены многие правоохранительные органы. Нотариат официально упразднен не был, однако, деятельность нотариуса фактически была прекращена после совершения Великой Октябрьской революции.
По мнению Д.И. Мейера не было сомнений в том, что, если сделка совершалась при участии нотариуса, то она получает больше твердости и дает более ручательство за ее соответствие законам, а потому права, вытекающие из сделки, получают более прочное бытие. Поэтому, как заключал Д.И. Мейер, участие правительства в лице нотариата связано с тем, что гражданские сделки, хотя и касаются частных лиц, но имеют связь с общим благом. Значителен и финансовый интерес правительства к гражданским сделкам.
Отдельные упоминания о значимости нотариальных действий содержатся также в работах таких русских цивилистов, как Г.Ф. Шершеневич и И.А. Покровский [19, с.45].
Советский период развития нотариата. После октября 1917 года произошло принципиальное изменение основ экономического и политического устройства нашей страны, в актах советской власти, по свидетельству профессора К.С. Юдельсона (автора первого большого учебника по советскому нотариату), нотариат впервые был упомянут 23 марта 1918 года, когда Совет народных комиссаров Москвы и Московской губернии принял постановление [19, с.48], которым отменил действовавшее Положение о нотариальной части.
В 1922 году с переходом к новой экономической политике нотариат постепенно пробуждался, появились нотариальные конторы, а также нормативные акты и законы, регулирующие нотариальную деятельность. Но это были лишь частицы полноценного нотариата, который мог бы охранять и гарантировать права и интересы граждан.
Из наиболее значимых актов советского периода следует отметить Закон СССР «О государственном нотариате», и Закон РСФСР «О государственном нотариате». Указанные акты действовали до принятия новых Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее –Основы) [15, с.87].
Вместе с тем советский нотариат в целом справлялся с поставленными задачами и функционировал как вполне управляемая часть государственного аппарата в рамках сложившейся административной системы. Кроме того, именно бывшие государственные нотариусы составили основной костяк нового нотариального корпуса России, поскольку в значительной степени они перешли в систему внебюджетного нотариата. Поэтому нельзя отрицать многое позитивное, что было заложено в развитии нотариата в советский период его функционирования.
В таком виде нотариат просуществовал вплоть до принятия в 1993 году Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, и с этого момента, наряду с нотариусами, работающими в государственных конторах, появляются нотариусы, занимающиеся частной практикой (ст. 1 Основ). Указанный нормативно-правовой акт явился предпосылкой создания в России гражданского общества, основанного на принципах охраны и защиты прав и интересов граждан. Этому процессу активно послужили принципы деятельности нотариусов: независимость и беспристрастность, имущественная ответственность, а также непосредственная деятельность самих нотариусов.
Основные правовые принципы статуса нотариата определены Конституцией РФ [20, с.76]. Именно в ней закреплены признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, недопустимость осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц, равенство всех перед законом и судом; неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны; право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда; права наследования; свобода владения, пользования землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает прав и законных интересов иных лиц, и т. д.
1.2 Понятие нотариуса
Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, иными законами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой [12, с.45].
При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.
Единые требования со стороны государства к гражданам РФ при назначении на должность нотариуса проявляются в признании равенства прав и обязанностей при совершении нотариальных действий и в одинаковых последствиях нотариальных действий, совершенных нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе или занимающимся частной практикой.
Следует подчеркнуть, что речь идет о равенстве прав и обязанностей нотариусов при совершении ими нотариальных действий, т. е. процессуальных по своей природе. Общий правовой статус нотариусов имеет различие, например, нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты, нотариусы обладают различной компетенцией, несут различную имущественную ответственность [6, с.55].
Нотариус, занимающийся частной практикой, является субъектом уголовной ответственности по ст. 202 УК РФ 1996 года. Согласно этой статье использование нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказывается вплоть до лишения свободы до 3 лет.
Нотариальной деятельностью вправе заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право этой деятельности. Лицензия на право нотариальной деятельности выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии.