Файл: Коммерческие риски в торговой деятельности и пути их снижения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще одна группа методов, используемых при анализе и управлении рисками предприятий торговли, - это методы возмещения потерь. Эта группа методов направлена на то, чтобы при отсутствии возможности избежать потерь можно было их частично или полностью возместить и не позволить бизнесу выйти за границы критического уровня убытков, например метод создания системы резервов, который подразумевает создание резервов сырья, материалов, денежных средств и т.д. Формируя резервы, заранее определяют возможности их использования в момент наступления кризисных для предприятия ситуаций. Есть еще один метод возмещения потерь - это страхование торговых рисков, но о нем мы говорили в других главах этой книги.

В общем виде алгоритм действий руководства предприятия торговли выглядит следующим образом:[11]

1) разработка и принятие стратегического решения по организации бизнеса. Этот блок предполагает разработку нормативной базы, по которой планируется осуществление всей работы торгового предприятия, а также определяются стратегии основной деятельности торгового предприятия, в том числе организация самой торговли, маркетинговая деятельность, ценовая и рекламная стратегии, кадровая и социальная политика компании, экономическая безопасность бизнеса и др. Важно на этом этапе определить основные подходы к управлению рисками, т.е. наметить политику торгового предприятия в условиях возникновения риска. Далее решаются вопросы аудита и сертификации технологии по всем видам деятельности предприятия торговли с целью выявления соответствий принятым стандартам торгового предприятия;

2) определение сфер, границ и условий в которых находится и осуществляет свою деятельность торговое предприятие. На этом этапе разрабатывается структура торгового предприятия, определяется формат магазина, проводится работа по выбору и планировке торгового помещения. Здесь нужно установить потребности в ресурсах и их источники, выбрать технологию и режим торговли;

3) оценка хозяйственных рисков предприятия торговли. На данном этапе осуществляется разработка методов оценки и учета рисков, возможности их минимизации или полного предотвращения, определяется перечень мер по обеспечению защиты торгового предприятия от предстоящих угроз;

4) принятие единственно правильного решения по выбору методов и способов анализа, оценки и управления рисками. Причем к правильному и грамотному управлению риском подключаются все структурные подразделения торгового предприятия. Так, например, финансовый отдел следит за эффективным использованием финансовых ресурсов торгового предприятия, контролирует финансовохозяйственную деятельность всего предприятия. Маркетинговая служба занимается постоянным исследованием рынка сбыта, изучает конъюнктуру рынка, спрос и предложение по разным позициям, вырабатывает свою ценовую политику, а также вносит свои корректировки относительно того, как изменить стратегию торгового предприятия в вопросах цен, ассортимента и рынка сбыта в связи с меняющимися внешними факторами.


На крупных торговых предприятиях обязательно есть такое подразделение, как служба безопасности.[12] Эта служба занимается разными видами деятельности, но все они направлены на обеспечение экономической и информационной безопасности. Служба безопасности может осуществлять деятельность по защите торгового предприятия от различного вида угроз как самостоятельно, так и участвовать в этом вместе с другими подразделениями. Основная цель - сохранение заданного режима безопасности предприятия. На торговом предприятии служба безопасности играет очень важную и решающую роль при разработке и реализации системы безопасности. А система безопасности, в свою очередь, является составной частью системы управления торговыми рисками. Такая роль службы безопасности определяется тем, что именно эта служба занимается сбором и анализом информации, а также является контролирующим органом для всех подразделений предприятия.

Общее предназначение системы безопасности на торговом предприятии сводится к следующим ее функциям:

1) к предотвращению возможных потерь. Основная задача системы безопасности торгового предприятия - это возможность предотвращения и минимизации угрожающих предприятию рисков, например воровства. Этим занимается не только служба безопасности, но и бухгалтерия, системные администраторы, служба внутреннего контроля и аудита. Программа по обеспечению защиты от такого рода потерь включает в себя заранее разработанные и одобренные организационные мероприятия, например проверки, инвентаризацию, такие технические мероприятия, как установка камер слежения и видеонаблюдения;

2) учет и контроль поступления, наличия, хранения, движения и реализации всех финансовых, материальных и иных ценностей торгового предприятия, даже основных фондов. В основном задача исполнения такой программы лежит на бухгалтерии, отделах снабжения и непосредственно на торгующих подразделениях. Но основной контроль выполнения этой программы все равно ложится на плечи службы безопасности и службы внутреннего аудита;

3) к стимулированию и мотивации персонала торгового предприятия. Эта функция службы безопасности считается очень значимой, так как заключается в ведении эффективной политики, направленной на предотвращение воровства и повышение общей эффективности работы персонала торгового предприятия, в том числе эффективного управления рисками;

4) обеспечению кадровой безопасности. Имеется в виду политика всего торгового предприятия по управлению персоналом, его подбором, обучением, перемещением по подразделениям и увольнением. Данная функция лежит и на службе безопасности, и на службе персонала, причем все свои решения по вопросам кадров служба персонала должна согласовывать со службой безопасности. Особенно актуально это стало в наши дни, когда многие предприятия торговли работают в условиях криминогенной ситуации и их деятельность характеризуется большой текучестью кадров;


5) к обеспечению технической безопасности. Под технической безопасностью подразумевается установление средств охраны и контроля, проведение операций и мероприятий по их применению, что оказывает влияние на экономическую безопасность торгового предприятия от возможных предполагаемых рисков и угроз;

6) к обеспечению информационной безопасности. Эта функция осуществляется с помощью внедрения определенной программы, направленной на сохранение конфиденциальности всех сведений о работе предприятия, относящихся к его коммерческой тайне, в том числе и данные о системе управления рисками. Для защиты своих коммерческих интересов целесообразно на торговых предприятиях не разглашать определенные сведения, что значительно упрощает работу с персоналом и продвигает само торговое предприятие в плане защиты своих коммерческих интересов. В настоящее время в обеспечении этой функции важную роль играет подразделение информационных технологий на предприятиях торговли. Это связано со всеобщей компьютеризацией деятельности.

Все вышеперечисленные функции службы безопасности подтверждают то, что служба безопасности - это не просто охранники и сторожа, а группа профессионально и эффективно подготовленных специалистов по управлению рисками. Иметь службу безопасности на предприятии - дорогое удовольствие, но оно того стоит. Естественно, что все зависит от формата торгового предприятия, его размера и вида деятельности, а также от наличия грамотного руководства, способного заранее предусматривать возможность защитить свой бизнес, а не начинать это делать после множества провалов.

2. Коммерческие риски ООО Пикарус и пути их снижения

2.1. Общая характеристика ООО Пикарус

Коммерческое предприятие ООО Парус - это современная строительная организация федерального уровня, построенная по принципу инженерно-строительного холдинга полного цикла. Основным принципом работы компании является использование накопленных инженерных знаний и системная интеграция проверенных профессиональных ресурсов и передовых технологий.

Коммерческое предприятие Парус работает с 2004 года, оказывает государственным и коммерческим предприятиям профессиональные услуги в области строительства объектов промышленного и гражданского значения, специальных объектов, в том числе, осуществляет:


- комплексное управление проектами (EPCM/PCM);

- организацию и управление строительством/генеральным подрядом;

- функции технического заказчика;

- технический надзор/строительный контроль;

- разработку и экспертизу проектно-сметной документации;

- техническое обследование зданий и сооружений;

- проведение строительной экспертизы;

- исследования;

- управленческое консультирование.

ООО Пикарус работает в отраслях промышленного, гражданского, энергетического, инфраструктурного, транспортного и оборонного строительства, принимает активное участие в градостроительстве и управлении городским хозяйством, ведет деятельность по эксплуатации объектов различного назначения.

ООО Пикарус обладает допусками специализированных саморегулируемых организаций на строительство, проектирование и изыскания, имеет лицензию ФСБ на работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Коммерческое предприятие ООО Пикарус входит в 10 крупнейших российских инжиниринговых компаний, пользующихся доверием общества и заказчиков, основанном на долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве и по праву считается одной из наиболее динамично развивающихся инжиниринговых компаний в стране.

Основные финансово-экономические показатели деятельности ООО Пикарус за период: 2011 - 2013 гг. отражены в таблице 1.1.Как показывают данные таблица 2., выручка от реализации увеличилась за три года на 44,47%, причем по итогам отчетного 2011г. по сравнению с предыдущим 2012г. это увеличение составило 6,77% (514014/481433*100%-100%), т.е. наибольшие темпы роста продаж заметны по итогам 2010 года, что обусловлено ростом числа заключенных договоров на производство стройматериалов, а также степенью их исполнения.В анализируемом периоде времени себестоимость произведенных ООО Пикарус стройматериалов также возросла. Так, в целом за три года ее прирост составил 45,08%, что связано с ростом закупочных цен на материалы, а также стоимости их перевозок, причем темпы роста себестоимости (145,08%) превышают темпы роста выручки от продаж (144,47%), что нашло свое отражение в росте затрат на 1 рубль продаж с 96,46 коп.в 2011 г. и 95,79 коп. в 2012г. до 96,87 коп. в 2013г., т.е. в целом за период на 0,41 коп., что обусловливает необходимость проведения на предприятии политики по оптимизации затрат.

Таблица 2.

Финансово-экономические показатели деятельности ООО Пикарус за 2011-2013 гг.

Показатели

2011г.

2012г.

2013г.

Изменения

в тыс. руб.

в %

2012г./ 2011г.

2013г./ 2012г.

2013г./ 2011г.

2011г./ 2009г.

2012г./ 2010г.

2013г./ 2009г

1. Объем реализации тыс.руб.

355794

481433

514014

125639

32581

158220

135,

31

106,

77

144,47

2.Себес-тоимость продаж, тыс.руб.

343215

461184

497921

117969

36737

154706

134,

37

107,

97

145,08

3. Прибыль от продаж, тыс.руб.

12579

20249

16093

7670

-4156

3514

160,

97

79,48

127,94

4. Затраты на 1 руб. продаж, коп.

96,46

95,79

96,87

-0,67

1,08

0,41

99,31

101,

13

100,43

5. Среднесписочная численность, чел.

16

17

20

+1

+3

+4

106,

25

117,

64

125,0

6. Производительность труда на 1 чел., тыс.руб. /чел. (стр. 1 / стр. 5)

22237,1

28319,5

25700,7

+6082,4

-2618,8

+3463,6

127,35

90,75

115,57

7. Фонд заработной платы, тыс.руб.

3840

4692

6000

+852

+1308

+2160

122,18

127,87

156,25

8.Средне-годовая зарплата на 1 работни-ка, тыс.руб.

240

276

300

+36

+24

+60

115,0

108,69

125,0


*Внутренняя отчетность ООО Пикарус

В то же время стоит отметить, что значительный рост управленческих и коммерческих расходов ООО Пикарус за анализируемый период времени не наблюдалось, в связи с этим, предприятием по итогам отчетного 2013 года была получена прибыль от продаж в размере 16093 тыс. руб., что ниже уровня аналогичного периода предыдущего 2012 года на 4165 тыс. руб., обусловив 79,48% от уровня 2012 года, но в целом за период происходит увеличение на 3514 тыс. руб. или на 27,94%.

Организационная структура компании представлена на рисунке 1.

Управление на ООО Парус осуществляется по принципу функциональной организационной структуры. Иногда её называют традиционной или классической, т.к. она не была первой структурой, подвергшейся разработке и внедрению.В такой структуре повышается эффективность управления за счет создания функциональных звеньев, участия в работе квалифицированных специалистов, передачи им полномочий и ответственности за результаты своей деятельности, специализирующихся на выполнении определенных видов работ в единой системе линейного управления. Традиционные блоки одного профиля объединяют специалистов в специализированные структурные подразделения - отделы производства, маркетинга, финансов.

Генеральный директор

Главный бухгалтер

Коммерческийдиректор

Секретарь

Маркетолог

Менеджер по персоналу

Юрист

Технический директор

Менеджер отдела снабжения

Начальник склада

Менеджер отдела продаж

Рисунок 1. Организационная структура ООО Парус

Такая структура управления существовала с самого рождения компании ООО Парус и до сих не претерпела больших изменений за исключением смены штатных единиц и лиц, занимающих соответствующие должности. Деятельность организации развивалась благополучно и не нуждалась в изменениях и реконструкциях до сего времени. Как организация, так и ее постоянные клиенты считаются в выигрышном положении в данный момент, т.к. остаются удовлетворены обе стороны в плане обеспечения, реализации продукции. Производство имеет оптимальный оборот для удовлетворения спроса клиентов. Сейчас строительный рынок меняется, развивается, ориентируясь на новый спрос потребителей (как юридических лиц, так и физических). В связи с этим направлением и фирма должна преодолевать сложности в изменениях своей структуры и вносит новшества для успешной дальнейшей работы и процветания и для удовлетворения потребностей своих постоянных клиентов и привлечения новых компаний.