Файл: Коммерческие риски в торговой деятельности и пути их снижения.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы коммерческого риска в торговле
1.1 Понятие коммерческих рисков и общие принципы их анализа
1.3. Анализ рисков современного торгового предприятия
2. Коммерческие риски ООО Пикарус и пути их снижения
2.1. Общая характеристика ООО Пикарус
2.2 Расчет и анализ рисков ООО Парус
2.3. Мероприятия по снижению рисков и их значимости для ООО Пикарус
Историкоассоциативные методы анализа риска предполагают привлечение исторического опыта в похожих рисковых ситуациях.
Методы литературнофантастических аналогий подразумевают использование литературных источников. Методы концептуальных переносов предполагают возможность использования теоретических предложений, или концепций. Метод рейтинга, основанный на формализации оценок, полученных любым способом. Если в процессе проведения сбора данных были привлечены эксперты, то данный метод считают разновидностью экспертного метода анализа. Существует также аналитический метод анализа рисков, основанный на определении степени риска путем расчетов. Он включает в себя еще несколько видов анализа, например анализ чувствительности модели, анализ сценариев и анализ величины относительных рисков.
Немного подробнее об анализе чувствительности модели. Данный анализ состоит из следующих этапов:[7]
1) выбора того показателя, для которого необходимо произвести оценку чувствительности. Это могут быть показатели стоимости продукции, доходность проекта и т.д.;
2) выбора факторов, оказывающих влияние на исход проекта.
Это, например, уровень инфляции или состояние экономики в целом;
3) расчета значения выбранного ключевого показателя на различных этапах реализации проекта.
В результате формируется последовательность затрат и поступлений, что позволяет определить финансовые потоки для каждого момента времени. Иными словами, анализ чувствительности модели помогает определять показатели эффективности.
Затем по имеющимся показателям и исходным параметрам, строятся диаграммы, отражающие их зависимость друг от друга. Сопоставляя эти диаграммы, определяют критические значения выбранных ключевых параметров для проекта в целом. Рассчитывается точка безубыточности, которая представляет собой минимально допустимый объем продаж, при котором проект прибыли не приносит, но и не считается убыточным.
В случаях, когда проект оплачивается с помощью взятых кредитов, то критическим значением в этом случае будет такое значение ставки по кредиту, при которой проект не в состоянии будет уже погасить задолженность.
Таким образом, используя метод анализа чувствительности модели, эксперты, проектирующие данный объект, могут учитывать риск и условия неопределенности, возникновение которых возможно в ходе реализации проекта.
Основная задача при использовании метода чувствительности - это первоначально определить самую важную переменную и сосредоточить на ней все свое внимание. Предполагается, что эта переменная равна определенному значению. Но это не совсем правдоподобно, так как зачастую большое значение одной переменной влечет за собой меньшее значение другой. Это искажение значений в анализе возможно изза множества допущений, которые делаются в ходе этого анализа. Такое искажение допускается в тех проектах, которые не требуют большого вложения ресурсов. Для анализа последних чаще используют метод сценариев.
Анализ сценариев необходим для того, чтобы руководитель компании мог наглядно представить характеристики рентабельности всего проекта. Но и этот метод не всегда точен, так как между переменными зачастую возникают сложные взаимосвязи. Для уточнения некоторых расчетов обычно требуются дополнительные сценарии. Например, чтобы определить середину распределения значений чистой текущей стоимости, можно показать точки между двумя экстремальными значениями. Этот анализ наиболее эффективен, если он выполняется с помощью компьютера и определенной программы.
Моделирование по методу МонтеКарло состоит в том, чтобы, вводя определенные данные в компьютер, можно было вывести множество сценариев, которые были бы последовательны с точки зрения статистики. После этого компьютером производится выборка некоторых значений, составляется логический и последовательный поток движения денежных средств, и в конечном счете рассчитывается значение чистой текущей стоимости проекта. Если же повторить эту выборку несколько раз, то можно гораздо точнее, чем методом сценариев определить значение чистой текущей стоимости.
Аналитический метод анализа рисков имеет еще одну составляющую - это анализ величины относительных рисков. При пользовании этим методом анализа определяют величину ожидаемого дохода, степень риска и то, насколько имеется возможность предполагаемым доходом покрыть предполагаемый риск. Этот метод похож на метод анализа чувствительности, но он гораздо шире. Здесь можно определить допустимые значения критических переменных величин и провести дальнейшие расчеты по их проверке.
Анализируя риски в совершенно новых проектах, можно и даже важно использовать данные о последствиях рисковых событий на другие проекты, сравнивать их.[8] Это и есть метод аналогий, когда пользуются базы данных аналогичных проектов, исследования по прошлым похожим проектам, и проводятся аналогии с данными действующего проекта.
При получении таких данных на следующем этапе они обрабатываются для выявления зависимостей в уже законченных проектах, учета потенциального риска в новых проектах.
Третий этап такого анализа - это распределение рисков на наиболее вероятные, значительные и менее вероятные. Наиболее значительным рискам, выделенным в отдельную группу, в дальнейшем и будет уделяться особое внимание. А остальными незначительными рисками можно пренебречь, хотя всегда лучше учесть их, вычислив для них общую среднюю величину, которую потом применяют при расчете эффективности инвестиционного проекта. А для оставшихся наиболее вероятных потенциальных рисков нужно обязательно проводить расчеты по каждому из них отдельно.
Четвертым этапом анализа является выработка мер по возможному устранению или минимизации предполагаемых выделенных рисков. Для этого производится оценка рисков, выявляются причины возникновения этих рисков, и только потом приступают к планированию мер снижения рисков.
1.3. Анализ рисков современного торгового предприятия
Любое предприятие вне зависимости от вида его деятельности основной своей целью имеет увеличение прибыльности своего функционирования. На предприятиях торговли прибыль можно увеличить за счет роста числа потенциальных покупателей, т.е. увеличения объемов продаж, а также за счет снижения цен на реализуемую продукцию. Соответственно, для того чтобы столкнуться с ростом числа потенциальных покупателей или увеличением числа покупок постоянными клиентами, должна быть проведена определенная работа по завоеванию рынка сбыта. Рост товарооборота напрямую зависит от работы маркетинговой службы на предприятии, уровня организации торговли, а самое главное - от принятия верных управленческих решений.
Например, что касается привлечения покупателей, то здесь важную роль имеет и выкладка товаров на витринах магазинов, и эффективно организованная реклама определенного вида продукции. Особое значение для покупателей имеет репутация самой торговой компании, ее имидж, марка. Привлечь больше, чем у конкурентов, потребителей предприятие сможет, если введет в комплекс оказания услуг дополнительные виды услуг или установит более низкие цены, чем у конкурентов, сохраняя при этом высокое качество своей продукции. Предлагая покупателям товары, учитывая их потребительские привычки, а также борясь за отсутствие очередей возле касс, т.е. обеспечивая легкость приобретения продукции, торговая компания также способствует привлечению большего числа клиентов.
Усилия торгового предприятия должны быть направлены на увеличение прибыльности не только своей деятельности, но и деятельности поставщиков продукции.[9]
Система анализа торговых рисков содержит четыре основных блока:
1) аналитический блок;
2) блок принятия решений и координации;
3) исполнительный блок;
4) блок контроля.
Этапы анализа и управления рисками на современном торговом предприятии незначительно отличаются от этапов управления рисками на предприятиях занимающихся какимлибо другим видом деятельности. Эти этапы зачастую не зависят ни от размеров торгового предприятия, ни от его формата. Вот каковы основные этапы системы анализа и управления рисками торгового предприятия:
1) определение торговой стратегии предприятия;
2) определение границ, технологий, форм и сфер, в которых происходит реализация выбранной торговой стратегии;
3) анализ и оценка рисков, потенциально угрожающих торговому предприятию и способных воздействовать на его деятельность в рамках выбранной торговой стратегии;
4) выбор способов и методов управления прогнозируемыми рисками;
5) определение режимов функционирования торгового предприятия в условиях рисковой неопределенности и кризисных ситуациях;
6) выбор организационной системы управления торговыми рисками путем сбора различной информации о внешней и внутренней среде торгового предприятия;
7) аудит выбранной системы управления торговыми рисками.
Очень важно для руководителя торговой организации понимать, что все усилия должны быть направлены на достижение взаимосвязи цели всей своей деятельности, т.е., получения дохода, с выбранной системой организации, достижение этой цели в условиях потенциального риска.
На предприятиях торговли самым актуальным методом анализа и управления торговыми рисками считают метод стратегического планирования. Этот метод наиболее эффективен, так как помогает снять большую часть неопределенности, предупредить появление узких мест, например ослабления позиций торгового предприятия в своем сегменте рынка. Суть этого метода в том, чтобы периодически разрабатывать некоторые сценарии дальнейшего развития состояния хозяйственного предприятия в условиях риска, сценарии возможного поведения партнеров, конкурентов и поставщиков при тех же условиях риска. С помощью сценарного мастерства можно предположить и изменения в секторах рынка, в которых предприятие выступало продавцом или покупателем. Необходимо также проводить постоянный мониторинг социальноэкономической и нормативноправовой среды, в которой действует данное торговое предприятие. Итогом мониторинговых операций является анализ новых взаимодействий торгового предприятия с партнерами, конкурентами и потребителями, а также с властью и законодательством. Наличие таких результатов анализа - это возможность заранее подготовиться к изменениям со стороны представителей власти (например, быть готовым к нововведениям в нормативное законодательство или к новым правилам ведения хозяйственной деятельности). Здесь уже будет актуален метод предотвращения потерь, ведь чем большей информацией владеет предприниматель, тем больше у него возможности избежать значительных потерь при изменении внешних факторов, внеся поправки в свою стратегию ведения хозяйственной деятельности. Метод минимизации убытков позволяет снизить потери различными предупредительными методами. С помощью такого метода анализа торговых рисков, как метод активного и целенаправленного маркетинга, можно добиться соблюдения всех пунктов законодательства, условий договоров и контрактов, трудовой и производственной дисциплины.
Иногда для предприятий торговли характерны агрессивные методы формирования спроса на свою продукцию. В основном это маркетинговые методы, такие как сегментация рынка, оценка емкости рынка, обеспечение эффективной рекламной кампании, анализ деятельности конкурентов, выработка стратегии конкурентной борьбы и др.[10]
В деятельности торгового предприятия чаще пользуются методами уклонения от риска. Те руководители, которые стремятся действовать наверняка, не подвергают свою деятельность риску. В основном уклонения от риска торговые руководители добиваются путем отказа от сотрудничества с подозрительными или нежелательными партнерами (потребителями и поставщиками). Для них легче отказаться от недобросовестных партнеров, чем рискнуть вступить с ними в сделку, но на условиях, отличных от предыдущих. Руководители некоторых торговых предприятий вообще не стремятся расширять круг партнеров, а работают с малым, но надежным числом поставщиков. Сомнение у таких предпринимателей вызывает уже просто отсутствие гарантий с их стороны.
Помимо вышеперечисленных методов, торговые предприниматели часто используют другие методы, например метод локализации риска, но использование этого метода возможно только в том случае, когда точно известен источник возникновения риска; методы диссипации, или распределения общего риска путем объединения с другими участниками, заинтересованными в общих благоприятных результатах (для применения этого метода торговое предприятие должно привлечь к распределению риска другие предприятия). Можно воспользоваться также диверсификацией рынка сбыта, когда торговля осуществляется на нескольких рынках сбыта одновременно (в таком случае неудача на одном из рынков сбыта компенсируется успехом на другом); или диверсификацией закупок сырья и оборудования, когда требуется взаимодействие с несколькими поставщиками сырья и материалов. Диверсификация закупок сырья позволяет не концентрироваться на работе с одним надежным поставщиком, а находиться в постоянном поиске новых выгодных условий взаимной деятельности с поставщиками.
Диверсификация инвестиций предполагает наличие нескольких проектов инвестирования. Считается, что при формировании инвестиционного портфеля лучше отдавать предпочтение не одномуединственному проекту, который требует большой доли вложений капитала, а нескольким инвестиционным проектам, требующим незначительных вложений. Под диверсификацией деятельности торгового предприятия понимают увеличение числа используемого торгового оборудования, технологий, а также увеличение ассортимента выпускаемой продукции, расширение спектра предоставляемых услуг и т.д.