Файл: Коммерческие риски в торговой деятельности и пути их снижения.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 262
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы коммерческого риска в торговле
1.1 Понятие коммерческих рисков и общие принципы их анализа
1.3. Анализ рисков современного торгового предприятия
2. Коммерческие риски ООО Пикарус и пути их снижения
2.1. Общая характеристика ООО Пикарус
2.2 Расчет и анализ рисков ООО Парус
2.3. Мероприятия по снижению рисков и их значимости для ООО Пикарус
Введение
В настоящее время перед предприятиями торговли встает огромное количество экономических проблем, связанных с их деятельностью в условиях неопределенности и риска. Существование этих проблем обуславливается, прежде всего: несовершенством или отсутствием некоторых законодательных актов; чрезвычайной дифференцированностью процессов экономического и социального развития разных территорий страны; отсутствием культуры предпринимательства; недостаточной разработанностью проблемы риска в отечественной экономической литературе; отсутствием квалифицированных кадров и универсальных способов и методов анализа, оценки и управления рисками предприятий торговли и др. Эти обстоятельства вносят существенные изменения в совокупность возникающих рисков предприятий торговли; они предопределяют общие проблемы эффективного функционирования риск-менеджмента предприятий и пути их разрешения.
В условиях нестабильной макроэкономической ситуации актуальна проблема поиска и внедрения в практику таких форм и методов управления компанией, использование которых позволяло бы не доводить предприятие до кризисного состояния, несмотря на макроэкономические факторы.
Риск как неотъемлемый элемент экономической, политической и социальной жизни общества неизбежно сопровождает все направления и сферы деятельности любой организации, функционирующей в рыночных условиях. Таким образом, в настоящее время проблема исследования риска приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение как важная часть теории и практики управления.Большинство управленческих решений принимается в условиях риска, что обусловлено рядом факторов: отсутствием полной информации, элементами случайностей и некоторыми другими. Правильность и обоснованность выбранной стратегии предпринимательской деятельности определяют успех предприятия в сфере бизнеса. При этом должны учитываться вероятности критических ситуаций.Чтобы предприятие могло успешно функционировать в условиях рыночной экономики нужно идти на риск. Можно сказать, что не существует предпринимательской деятельности без риска. Для любого бизнеса важным является не избежание риска вообще, а предвидение и снижение его до минимального уровня.
Все вышеперечисленное, а также недостаточная изученность вопросов управления рисками вообще и операционными рисками в частности определила актуальность темы курсовой работы.
Объектом работы является коммерческое предприятие оптовой торговли ООО Пикарус.
Предметом работы является изучение теории и практики управления коммерческими рисками предприятия.
Целью курсовой работы является рассмотрение видов и оценки рисков в коммерческой деятельности предприятий оптовой торговли.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач, таких как:
- изучить понятие коммерческих рисков и общие принципы их анализа;
- исследовать анализа рисков;
- проанализировать риски современного торгового предприятия;
- рассмотреть коммерческие риски ООО Пикарус и пути их снижения.
Теоретической основой работы послужили дидактическая и методическая литература, связанная с темой работы, а так же анализ материалов интернет источников.
1. Теоретические основы коммерческого риска в торговле
1.1 Понятие коммерческих рисков и общие принципы их анализа
Предпринимательская деятельность любого предприятия, в том числе и торгового, имеет очень многостороннюю направленность, охватывает широкий спектр операций по производству, реализации продукции, оказанию услуг, осуществлению в некоторых случаях просто посреднической деятельности.
Некоторые направления деятельности посреднической компании:
1) планирование и организация закупочной деятельности, объемов закупки и качества закупаемой продукции для ее дальнейшей реализации;
2) перепродажная деятельность приобретенных товаров с учетом предполагаемой прибыли;
3) организация торговой сделки с заранее выбранными наиболее подходящими по всем параметрам поставщиками и покупателями продукции;
4) учет и анализ факторов изменения рыночной конъюнктуры, организация посреднической деятельности с учетом этих факторов, а также с целью наилучшим образом удовлетворить потребности покупателей и интересы поставщиковпартнеров;
5) сбор полной информации о рынке сбыта, оказание сервисных услуг при осуществлении товарообмена, т.е. оказание транспортных, финансовых, страховых услуг и др.
Самое важное при осуществлении коммерческой деятельности - это попытаться предусмотреть возможность возникновения коммерческой неопределенности, которая может появиться на любом этапе функционирования компании. Влияние коммерческого риска может быть настолько велико, что если не быть готовым к наступлению рискового события, то возможно доведение компании до состояния банкротства. Избежать риск нельзя, но есть возможность быть к нему готовым и продумать пути его снижения до минимума. Риск должен быть заранее взвешен, продуман и рассчитан. Для этого просто необходимо владеть полной информацией о внешней и внутренней среде компании, постоянно анализировать ход коммерческой деятельности, результаты финансовых операций, качество связи с партнерами. Нужно всесторонне подходить к анализу рынка в целом и наиболее тщательно отбирать кадры для работы в коммерческом предприятии.
Коммерческий риск подразумевает возникновение неясной ситуации или неопределенной обстановки и действие предпринимателя в таких условиях. Причинами возникновения коммерческого риска можно назвать неопределенность, которая часто является последствием недостаточности знаний предпринимателя о законах деятельности, случайность, т.е. просто неспособность предугадать, как будет осуществляться деятельность при смене определенных условий, и противодействие - само проявление неопределенности.
На сегодняшний день не существует принятого всеми определения коммерческого риска. Каждый из исследователей этого понятия дает свое описание понятия коммерческий риск. Но все они придерживаются нескольких схожих принципов определения коммерческих рисков. Это явление выделяется своей многоаспектностью и множеством несовпадений основ его существования. Поэтому принято рассматривать несколько точек зрения на такое понятие, как коммерческий риск, и, следовательно, существует несколько его определений.
Определения понятия коммерческого риска, сделанные исследователями, подходы которых к этому понятию несколько различаются, следующие.
Так, И.К. Белявский в своем учебном пособии Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз определил коммерческий риск как вероятную опасность потерпеть поражения на рынке (не суметь продать товар, не получить запланированную прибыль или понести убытки, быть вытесненным с рынка и обанкротиться).[1]
И.Т. Балабанов в книге Рискменеджмент высказал мнение, что коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансовохозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результата от данной коммерческой сделки.[2] С подобным мнением соглашаются и другие авторы (например, В.Н. Кочетков, Н.А. Шипова).[3]
С.М. Бычкова и Л.Н. Растамханова в книге Риски в аудиторской деятельности определяют коммерческий риск как риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем.[4]
Коммерческие риски можно также определить как риски, связанные с возможностью недополучения прибыли или возникновения убытков в процессе проведения торговых операций, могут проявляться в виде таких событий, как неплатежеспособность покупателя к моменту оплаты товара, отказ заказчика от оплаты продукции, изменение цен на продукцию после заключения контракта, снижение спроса на продукцию.[5]
Анализируя все вышеперечисленные определения понятия коммерческого риска, можно прийти к общему выводу о том, что коммерческий риск предполагает вероятные потери в коммерческой деятельности компании. Представим его в виде суммы ущерба, который несет предприниматель в результате неверно принятого решения по проведению торговых операций и суммы расходов, произведенных до принятия этого решения. Коммерческий риск может возникнуть в результате неожиданно произошедшей инфляции вследствие падения покупательской способности денег, а также он может быть итогом ухудшения финансового положения самого предприятия. Коммерческий риск может явиться следствием заключения рискованной сделки, неисполнения торговыми партнерами обязательств по подписанным договорам. Причиной возникновения коммерческой неопределенности могут быть даже стихийные бедствия.
Коммерческий риск в некоторых литературных источниках отождествляется с предпринимательским риском, но на самом деле коммерческий риск является одним из видов предпринимательских рисков.
Как уже говорилось ранее, для нормального функционирования любого предприятия необходимо проводить анализ рисков, в том числе и коммерческих. Существует несколько источников увеличения прибыльности торгового предприятия. Это рост продажи товаров, который возникает в результате увеличения числа новых покупателей, объемов покупаемых постоянными клиентами товаров, а также общее снижение себестоимости на продукцию и стоимости ее реализации. Они влекут за собой увеличение торговой прибыли компании. Но все вышеперечисленные явления - это последствия хорошо организованной деятельности предпринимателя. От уровня организации торгового процесса, качества работы маркетинговой службы, эффективности принятия управленческих решений напрямую зависит возможный прирост товарооборота.
Так, например, для того чтобы увеличить спрос на свою продукцию, многие предприниматели проводят выставки, демонстрации продукции, рекламные акции и др. В условиях усиленной конкуренции очень важно выделить свой товар в ряду таких же товаров конкурентов. Для этого необходимо вести эффективную рекламную кампанию, следить за правильной выкладкой товаров на витринах магазинов. Успех предпринимателя напрямую зависит от репутации его компании, ее специализации. Снижением цен на продукцию пользуются только успешные предприниматели, не всем из них это удается изза высокой себестоимости продукции. Предприниматель должен стремиться создать наиболее востребованные условия для покупателя, мотивируя его на приобретение товара, другими словами, сервис должен быть на высшем уровне.
При достижении своих целей по увеличению прибыльности от реализации товаров потребителям предприниматель должен позаботиться о росте прибыли и поставщиков продукции. Если, например, перед предприятием в данный момент времени стоит задача выбора партнера, то необходимо сделать этот выбор исходя из того, с кем из этих партнеров налажены более тесные связи, какова практика прошлых сделок с этим партнером, а также какова его репутация на рынке.
Мы рассмотрели несколько факторов, способных оказывать влияние на формирование прибыли. Но еще одним важнейшим фактором является риск. Ведь в части прибыли заложена доля выгоды, полученной в результате правильно принятого решения в условиях рисковой ситуации. Правильные аспекты управления риском непременно приведут к повышению прибыльности компании.
Во многих литературных источниках прибыль напрямую ассоциируется с риском и неопределенностью. Неопределенность считается источником возникновения риска, а затем и прибыли. Основная задача предпринимателя как раз и состоит в том, чтобы оценить эту неопределенность, проанализировать ее и попытаться с учетом своих возможностей снизить ее.
1.2. Методы анализа рисков
В настоящее время существует множество подходов к анализу риска, каждый из которых имеет свою область применения. Но при всем своем многообразии основными являются качественный и количественный анализ риска. Начнем с качественного анализа, который в своей структуре имеет несколько методов анализа риска.
Экспертный метод анализа риска характеризуется привлечением разного рода специалистов с целью осуществления анализа риска. Они высказывают свои суждения о проблеме риска, затем сводят результаты этих высказываний в определенную систему выводов. Обычно экспертный метод анализа применяют к решению таких проблем, для которых нужна не количественная оценка, а необходимы всесторонние знания специалистов. Метод экспертных оценок применяют для выявления степени риска. В свою очередь, на степень риска оказывают влияние объективные и субъективные факторы. Это такие факторы, как стоимость проекта, объем работ, сроки выполнения работ и др.
Все факторы находятся в зависимости друг от друга. И естественно, что при возникновении какихлибо неблагоприятных условий, мешающих выполнению запланированных работ, появляются и дополнительные затраты, увеличивающие стоимость проекта, и время выполнения проекта растягивается, и соответственно растет объем работ.[6]
Нужна такая модель, которая связывала бы друг с другом все эти факторы и позволяла бы в конечном итоге анализировать последствия накопления рисковых ситуаций. Такая модель помогает исследовать совокупное влияние нескольких категорий рисков на финансовую сторону проекта. Нужно создать матрицу объемов работ, которая содержит ряд работ по проекту, варианты которых могут меняться вместе с изменением условий реализации проекта.
Также необходимо создать матрицу длительности работ, которая отражает различные варианты продолжительности реализации отдельных видов работ по проекту, в зависимости от меняющихся условий реализации этого проекта.
Также нужна матрица стоимости, которая связывает риски подрядчика, варианты изменения хода проекта в зависимости от возникших рисков. Этот метод позволяет подразделить сложнейший комплекс рисков на составляющие, поддающиеся управлению, и в результате сделать вывод о возможности появления и степени последствий исследуемых рисков.