Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты влияния человеческого фактора в управление организации
1.1 Человеческий фактор в управление организации
2. Анализ влияния человеческого фактора в управлении ООО «Деловая Русь»
2.1 Общая характеристика организации ООО «Деловая Русь»
2.2. Анализ кадровой политике в управление ООО «Деловая Русь»
3. Предложения по совершенствованию кадровой политике в ООО «Деловая Русь»
Введение
Успех и конкурентоспособность предприятия зависит напрямую от людей, а именно от их навыков, личностных качеств и умений организовывать свою деятельность, а также работу коллектива в целом. В связи с этим человеческий фактор оказывает огромную роль в управленческой деятельности организации и является актуальной темой на сегодняшний день. Навыками результативно организовывать деятельность обладает профессиональный управляющий – менеджер. Он умеет ставить достижимые цели, быстро выявлять проблемы и находить способы их решения. Менеджеры в организациях являются ключевыми людьми.
Цель курсовой работы заключается в разработке мероприятий направленных на совершенствования кадровой политике в управление организацией ООО «Деловая Русь»
Для реализации данной цели были поставлены необходимые задачи:
- изучить теоретические аспекты влияния человеческого фактора в управление организации;
- проанализировать влияния человеческого фактора в управлении ООО «Деловая Русь»;
- предложить мероприятия направленные на совершенствования кадровой политике в организацией ООО «Деловая Русь».
Объект исследования: ООО «Деловая Русь».
Предмет исследования: человеческий фактор в управление организацией.
Для написания курсового проекта использовались методы наблюдения ,анализа документов и опроса.
В соответствии с целью и задачами курсовой проект состоит из введения, основной части (трех глав) и заключение.
1. Теоретические аспекты влияния человеческого фактора в управление организации
1.1 Человеческий фактор в управление организации
Человеческий фактор - это система физиологических, психологических, социально-психологических свойств и возможностей человека, которые проявляются при взаимодействии между людьми, с организацией и орудиями труда и которые оказывают существенное влияние на эффективность общественного труда. Речь идет, прежде всего, о потребностях и способностях человека, мотивах его поведения, интересах и творческих возможностях, работоспособности, интеллекте и эмоциях, воле и характере, сознании и самосознании, формировании социальных установок и ценностной ориентации и т.д. [20, c.444]. Это комплекс свойств человека и социальной среды, в которой реализуется его деятельность.
По мнению Щекина Г.В. «Решение текущих и перспективных задач любого общества связано, прежде всего, с определяющей ролью человеческого фактора…Человеческий фактор представляет собой главный компонент общественного развития, который образуется посредством участия людей в процессе создания материальных и духовных ценностей, оказания социально необходимых услуг» [20, c.443 ].
С определением Щекина Г.В. можно рассмотреть формулировку Лопухова А.М.: человеческий фактор — важнейший фактор всей экономической деятельности современных государств и фирм, учитывающий психофизическое и социально-психологическое состояние и поведение людей в самых разнообразных экономических процессах, особенно в форс-мажорных ситуациях [17, с.234]. Для более полного использования созидательного потенциала данного фактора его рассматривают как особый вид капитала — человеческого капитала, под которым подразумевают воплощенный в людях капитал в форме знаний, квалификации, навыков и умений, профессионального и социального опыта, трудовых, творческих, общекультурных возможностей, а также (особо) моральных качеств и физического здоровья [17, с.235].
Таким образов, человеческий фактор один из главных компонентов человеческого развития и общества в целом. Возрастающая роль таких факторов, как удовлетворенность трудом, необходимость постоянного повышения профессионального мастерства и общеобразовательного уровня кадров, стремления к творческой работе, самоотверждению, потребовало изменения положения непосредственных производителей в организационной и социальной структурах производства, а также интенсивного поиска такой организации труда и таких методов управления персоналом, которые позволили бы активнее стимулировать высокопроизводительную и высококачественную работу в новых условия хозяйствования. Названные тенденции в развитие современного производства свидетельствуют о несомненном приоритете человеческого фактора, о том, что наряду с наращиванием и модернизацией производственного аппарата все больше внимания необходимо концентрировать на повышение качественного уровня персонала, развитие новых методов организации труда и управления, совершенствования стимулирования и оценки деятельности работников, стремясь без крупных инвестиций в основной капитал существенно повысить производительность труда за счет оптимизации социальной составляющей производства [20, с.443].
В целом повышение роли человеческого фактора обозначает не только оптимально организационное воспроизводство рабочей силы, но и эффективное ее функционирование [17, с.235]. Речь идет о формирование высокопрофессионального кадрового потенциала, который и представляет собой человеческий фактор общественного развития, совокупность человеческих ресурсов современного производства.
Трудовой потенциал - это обобщающий итоговый показатель человеческого фактора общественного развития [20, с.444]. Разновидность данного понятия является человеческие ресурсы или кадровый потенциал.
Основой человеческого фактора является личность: психологический облик человека, как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в обществе.
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры [4, с.21].
При этом выделяются следующие основные аспекты изучения человеческих ресурсов:
1. индивидуально-психологический (уровень личности);
2. социально-психологический (уровень коллектива);
3. социологический, или социально-экономический (уровень общества и его подструктур) [20, с.444].
Основой человеческого фактора является личность: психологический облик человека, как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в обществе
Основными личностными качествами являются направленность, способности, темперамент.
Направленность личности - это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности. Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания, склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности [9, с.22].
Направленность личности характеризуется желаниями, интересами, склонностями, ценностями, идеалами, убеждениями, мировоззрением, которые являются её основными элементами.
Желание - это психическое состояние, выражающее осознание потребности, её объектов и возможных путей её удовлетворения. Желания обладают непосредственной побуждающей силой.
Интерес — это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющих для них важное общественное значение, притягательность[4, с.18].
Склонность - это психическое состояние, выражающее избирательную направленность личности на определенную деятельность и побуждающее ею заниматься [8, с.10].
Интерес может носить временный характер, когда по мере удовлетворения той или иной потребности он угасает, но интерес может иметь и устойчивый характер, тогда он перерастает в склонность. Ее основой являются глубокая устойчивая потребность индивида в той или деятельности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.
Ценность - это свойство того или иного предмета или явления, способное удовлетворить потребности, желания, интересы, склонности человека. Ценности формируются в результате осознания личностью своих потребностей в соответствии с предметами и явлениями окружающего мира. Ценностное отношение к миру не возникает до тех пор, пока личность не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности. И чем проблематичнее удовлетворение этой потребности, тем большей ценностью обладают предмет, явление (или способ) ее удовлетворения. Например, здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно тогда, когда им реально начинают угрожать болезни и смерть [4,с.23].
Идеал - это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется личность в настоящее время и который играет решающую роль в процессе существования всей ее деятельности и совершения поступков. Особую роль среди базовых ценностей имеют те, которые приобрели характер идеала. Идеал следует рассматривать как доминирующий мотив деятельности и отношений личности.
Убеждения - это осознанные мотивы личности, побуждающие ее действовать в соответствии с её ценностными ориентациями и идеалами, то есть в основе убеждений личности лежат её ценностные ориентации и идеалы [9,с.25].
Мировоззрение - это система взглядов человека на мир в целом, на его место в этом мире, которой он руководствуется в деятельности и поведении. В систему мировоззрения личности входит совокупность её устойчивых убеждений. Мировоззрение связано с решением вопросов о происхождении мира и его движущих силах, о месте и роли, задачах человека в этом мире и т. д. При его построении человек может опираться на разные системы взглядов, выработанные человечеством: на религиозные системы, на научные системы, на житейские представления, полученные в собственном опыте. В зависимости от выбора мировоззренческой позиции происходит мотивация деятельности, определяется линия поведения личности.
Характер мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры, поэтому мировоззрение средневекового человека так отличается от современного[9,с.23].
Рассмотрим понятие способности и кратко дадим характеристику этому качеству.
Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения [9, с.36].
В менеджменте способности людей рассматриваются по двум основным направлениям: в сфере управленческой деятельности (интерсоциальные) и в сфере исполнительской деятельности (конструктивные).
Темперамент характеризует индивида со стороны динамических особенностей его психики: скорости, интенсивности, темпа, ритма психических процессов и состояний. Темперамент – это некая динамичность личности, но он не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности личности, не определяет ее возможности.[4, 23с.]. К свойствам темперамента относятся: тревожность, эмоциональность, импульсивность. Все эти особенности оказывают существенное влияние на успешность деятельности. В частности, свойства темперамента определяют индивидуальный стиль профессиональной деятельности, состоящий в индивидуальном своеобразии рабочих действий, чем объясняется одинаковая успешность деятельности лиц с разными способностями. Однако в экстремальных условиях, когда индивидуальный стиль не сформирован, свойства темперамента могут оказать существенное влияние на конечный результат деятельности [12, 167 с.].
В психологии к темпераменту существует два подхода: структурный и типологический. Представители структурного подхода описывают темперамент через набор признаков, характеристик, причем мнения разных авторов расходятся в числе и наименовании этих свойств. Представители типологического подхода считают, что существует ряд типов темперамента, хотя также расходятся во мнениях об их числе.
В таблице 1.1. рассмотрим краткую характеристику основных типов темперамента.
Таблица 1.1 - Типы темперамента
Тип |
Описание |
Холерик |
сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности[14, 46 с.] |
Сангвиник |
сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью. |
Флегматик |
сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности. |
Меланхолик |
слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций. |