Файл: КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во внесенных в Федеральный закон изменениях установлены нижний и верхний пределы депутатских мест в зависимости от числа избирателей. Это дает возможность увеличить до верхнего предела количественный состав региональных парламентов, в т. ч. и в небольших регионах, где количество депутатов и раньше было достаточным. Действующее законодательство – как федеральное, так и региональное – не предусматривает контрольных полномочий региональных парламентов за высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации.

Это касается, например, импичмента высшему должностному лицу субъекта, отставки руководителей иных органов региональной государственной власти. Кроме того, представляется весьма сомнительным полномочие законодательного (представительного) органа государственной власти региона назначать высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), когда при отклонении кандидатуры, внесенной Президентом РФ трижды, он может быть распущен по инициативе Президента РФ.[19]

К тому же, по действующему законодательству региональный парламент не вправе лишать полномочий высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), в силу чего орган законодательной (представительно) власти лишен одного из важнейших рычагов воздействия на исполнительную власть в целом. Представляется, что региональный парламент должен иметь возможность выразить недоверие проводимой руководством исполнительной власти региона политике, вплоть до отставки высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти).

Кроме того, необходимо в действующем федеральном и региональном законодательстве расширить контрольные полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти по отношению к высшим должностным лицам субъектов РФ, а также иным органам исполнительной власти региона.[20]

В этой связи представляются обоснованными внесенные изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», обязывающие высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) ежегодно отчитываться перед региональным парламентом о результатах своей деятельности, в т. ч. по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.


Одной из проблем взаимодействия законодательной и исполнительной власти на региональном уровне является также недостаточность инструментов парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти. Так, довольно большой круг контрольных полномочий региональных парламентов закреплен в основных законах субъектов РФ.

Например, в Конституции Республики Саха (Якутия) и Республики Удмуртия парламент рассматривается не только как высший законодательный и представительный орган государственной власти, но и как высший контрольный орган. В основных законах некоторых субъектов Федерации (например, Тамбовской области) содержится отдельная глава «Контрольные функции областной Думы». Во многих субъектах РФ приняты отдельные законы о контрольных полномочиях законодательных (представительных) органов государственной власти.

В то же время для эффективной реализации контрольных полномочий региональных парламентов должен быть создан действенный механизм привлечения должностных лиц к ответственности за невыполнение решений, принятых по результатам осуществления контрольных полномочий парламентами.

2.2. Отражение принципа разделения властей в Конституции РФ

Конституция Российской Федерации в 1993 г. принята народным голосованием избирателей народа разных национальностей, а народ в согласно с ней единственный источник власти в Российской Федерации как указано вч.1 ст.3 Конституции РФ. Так же в ч.4.ст.3 Конституции РФ указано, что никто не может присваивать власть в РФ. Принцип разделения власти в общем виде провозглашен в ст. 10 Конституции РФ и развивается в положенияхст.83,102,103,107,114 Конституции РФ. Согласно ч. 1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды Российской Федерации.[21]

В отношении с законодательной властью преимущество проявляется в том, что Президент обладает действенными рычагами управления:

— роспуск Государственной Думы;

—назначения выборов в Государственную Думу;

—внесение законопроектов в Государственную Думу;

—«вето» на принимаемые законы.

Так же законодательная власть обладает рычагами обратного воздействия:

— полномочия Государственной Думы в решении вопроса о доверии Правительству РФ;


— право Совета Федерации, на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения, решить вопрос об отстранении его от должности.

Федеральное Собрание представляет интересы и волю всего многонационального народа РФ.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ: принимает конституцию субъекта РФ и по­правки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта РФ, принимает устав субъекта РФ и поправки к нему; осуще­ствляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Феде­рации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ; осу­ществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.[22]

Существенные признаки исполнительной власти – это ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим она отличается и от законодательных и от судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и другие ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений.

Указанные признаки, особенно предметный, «силовой» характер исполнительной власти, составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы «сдержек и противовесов», эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной, так и со стороны судебной власти.

Таким образом, исполнительная власть – это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный, организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Правительство осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительство призвано обеспечивать охрану существующего публичного порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат.


Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, Правительство издает в форме регламентарных актов.

За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность Правительство несет солидарную политическую ответственность, отказ Правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и к замене его новым.

Конституцией РФ в гл.7 закрепляются исходные положения о третьей ветви государственной власти - судебной.[23]

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Признание этой ветви власти самостоятельным предметом конституционного регулирования объясняется тем, что судебная власть является составной частью государственной власти. Функции и полномочия судебных органов служат своеобразным противовесом в отношении других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.[24]

Судебная власть, в свою очередь, может влиять на власть законодательную прежде всего через полномочия судебного конституционного контроля, который позволяет, признать законы, акты исполнительной власти или их отдельные предписания не соответствующими Конституции и в силу этого утратившими юридическую силу. Такое право судебной власти, по мнению некоторых исследователей, поднимает авторитет суда в определенном смысле выше авторитета другого органа власти, поскольку суд может отменить решение этого органа, а тот не может отменить решение суда.[25]

В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть в конституционном порядке, выделяются следующие:

а) Конституционный Суд РФ, выступающий как судебный орган конституционного контроля; самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Общие вопросы организации деятельности Конституционного суда РФ регулируются ст.125 Конституции РФ.[26] Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливается ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»[27].

б) Верховный Суд РФ, являющийся высшим судебным органом по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст.126 Конституции РФ).[28]


в)Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами (ст.127).[29]

Есть абсолютно официальные оценки, в том числе и оценки тогдашнего Конституционного суда, созданного еще в РСФСР 1991 году, который очень ясно объяснил, что Конституционному суду работать по Конституции, существовавшей на тот момент, больше нельзя. Это был в высшей мере противоречивый документ.

Можно привести в качестве примера то, что в нем одновременно содержались взаимоисключающие положения. Такие, например, согласно которым Съезд народных депутатов мог принять к рассмотрению любой вопрос, и это положение существовало на фоне того, что Конституция пыталась признать принцип разделения властей. И трудно было что то делать с этим противоречивым материалом, который менялся каждый день, тогдашним законодательным органам. Изменения в текст Конституции было вносить очень просто, и их вносили десятками. В тексте практически ничего не оставалось от его первоначального варианта.

И конечно, при таких условиях, исходя еще из того, что Конституции РСФСР[30] была еще конституцией советского периода со всеми погрешностями тех лет, которые с точки зрения юридической как абсолютно неадекватные требованиям к современному демократическому правовому государству. Это один из вымысел не в положительном смысле слова, а в отрицательном, но он был очень распространенный Российская правовая система близка не к странам общего права, где регулирование обеспечивается не столько позитивным законодательством, сколько судебной практикой и прецедентами. Весь ход исторического правового развития во всех странах идет в сторону вытеснения прецедентов, даже там, где они лежат в основе правовой системы, и развития на их поле все более широкого законодательного регулирования. В России, как и на всем постсоветском пространстве, тексту закона, букве его придавалось большее значение, чем его смыслу, его правовому содержанию. Конституция 1993 года ломала эти стереотипы.

Именно потому было признано разделение властей, самостоятельность судебной власти, значение судебного контроля за всем, что происходит в государстве. Нет такого поля, которое было бы исключено из предмета судебного контроля в соответствии с российской Конституцией 1993 года. И это относится в том числе к содержанию законов. Полные две первые главы – об основах конституционного строя и о правах и свободах граждан. В первой главе провозглашается, что Россия ставит себе целью быть правовым демократическим государством, где власть должна строиться на основе принципа разделения властей. Кроме того, закреплены важные вещи – запрет узурпации власти кем бы то ни было. Это впервые, в качестве реакции на нашу собственную историю предыдущего, советского периода, было выработано такое положение.