Файл: Понятие и классификация источников отрасли права социального обеспечения (Роль и значении Указов президента Российской Федерации).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Анализ федеральных законов как источников права социального обеспечения
1.1. Федеральные законы в сфере пенсионного обеспечения
1.2. Федеральные законы в сфере социального обслуживания и социальной защиты
Глава 2. Роль и значение подзаконных актов в сфере социального обеспечения
2.1. Подзаконные акты как источники права социального обеспечения
2.2 Роль и значение указов президента Российской Федерации в сфере социального обеспечения
Введение
Актуальность темы исследования. Одной из функций государства является осуществление социальной политики, то есть это системы конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. Благодаря этим мерам государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает необходимые условия для жизнедеятельности людей, поддерживает оптимальное соотношение между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан путем определения минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий, социальных пособий, величины прожиточного минимума, способствует укреплению здоровья населения, роста его образованности и культуры, решения жилищных проблем. Реализовывая социальную политику, государство осуществляет регулирование социальных процессов в обществе, формирует социальные отношения между его членами, способствует осуществлению социальной справедливости, социокультурному развитию своих граждан, росту их благосостояния и качества жизни. Центром социальной политики, конечной ее целью выступает человек, его благосостояние, социальная защищенность и социальное развитие, жизнеобеспечение, а также социальная безопасность населения государства в целом.
Социальное обслуживание направлено на удовлетворение базовых потребностей населения. Поэтому на сегодняшний день оно играет существенную роль в процессе социальной защите, в первую очередь, пожилых людей. Процесс перехода к рыночным отношениям, в результате чего произошло ухудшение условий жизни значительной части пожилых и нетрудоспособных людей, выявил неспособность ранее существующей системы социального обеспечения гарантировать каждому гражданину достойный жизненный уровень. Выделение из общей структуры социальной политики отдельного направления - социального обслуживания, способствующего благосостоянию и здоровью пожилых людей и иных слабо защищенных слоев населения, продиктовано определенными специфическими условиями и образом жизни, их особыми потребностями, а также общим уровнем развития общества, его культурой
Реализация социальной политики государства осуществляется через систему федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих данную сферу.
Цель работы – анализ содержания ведущих источников права социального обеспечения: законов и подзаконных актов.
Для реализации данной цели нами были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с нормативно-правовыми актами и литературой по теме исследования;
- проанализировать содержание ведущих федеральных законов в сфере пенсионного обеспечения;
- проанализировать содержание ведущих федеральных законов с сфере социального обслуживания и социальной защиты населения.
- определить роль и значение подзаконных актов в сфере социального обеспечения;
- проанализировать роль и значение указов президента РФ в сфере социального обеспечения.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере социального обеспечения населения.
Предмет исследования - Конституция РФ 1993 г., федеральные законы РФ, указы Президента РФ, регламентирующие реализацию права социального обеспечения, а также работы отечественных ученых, анализирующие теоретические и практические аспекты содержания социального обеспечения государства.
Теоретическую базу исследования составили труды современных отечественных исследователей: Батыгина К.С., Кобзевой С.И., Костиной Т. А.,. Роженцова В.И., Родиной В.Н., Титoва А. А., Тучкова Г.Э., Шаталова О.А. и др.
Структура работы определена сформулированными целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Главы подразделяются на параграфы.
ГЛАВА 1. Анализ федеральных законов как источников права социального обеспечения
1.1. Федеральные законы в сфере пенсионного обеспечения
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регламентируется целым рядом законодательных актов. К их числу относятся: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, а также ряд федеральных законов. Среди них Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федеральный закон от 12.02.1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Федеральный закон от 6.03.2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»; Федеральный закон от 16.07 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральный закон от 7.05. 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и т.д [1]
Являясь основным законом Российской Федерации, Конституция РФ 1993г. определяет, что государство создает все условия, способствующие обеспечению достойной жизни (ст. 7). Этим положением охватывается и проблема развития системы социальных служб. А также определяются государственные пенсии, пособия и другие средства социальной защиты.
Налоговый кодекс РФ устанавливает особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, которые заключаются с негосударственными пенсионными фондами (ст. 213.1 НК РФ). Гл. 24 данного федерального закона содержит положения, которые регламентируют процесс налогообложения в области обязательного пенсионного страхования.
Трудовой кодекс РФ формулирует правила и порядок исчисления стажа работы, необходимый для определения страхового стажа, который дает право на пенсию.
Базовым законом в системе пенсионного обеспечения выступает Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Российская пенсионная система постоянно изменяется. А последние изменения, которые вступили в силу в 2016 году, серьезно на ней сказались. В первую очередь это касается условий возникновения пенсионных выплат. Вышеуказанным законом четко регламентируются правила установления страховых пенсий. На сегодняшний день речь идет о том, что страховую пенсию получают все граждане, которые достигли пенсионного возраста. В Российской Федерации такой возраст установлении для женщин – 55 лет, для мужчин – 60.[2] Необходимо отметить, что страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.
В настоящий момент в России функционирует система коэффициентов. То есть, человеку начисляются определенные баллы и коэффициенты за каждый отработанный год. Коэффициентов должно быть не менее 30.[3] Следовательно, только после выполнения этих условий будет осуществляться начисление страховых пенсий обычным гражданам.
Из положений действующего закона «О страховых пенсиях» следует, что право на страховую пенсию имеют все граждане, которым, в соответствии с законом, была установлена инвалидность. При этом, от возраста ее установления это не зависит. Инвалидам она начисляется независимо от различных обстоятельств, которые, к примеру, могут повлиять на осуществление аналогичной выплаты для абсолютно здоровых людей. То есть, страховая пенсия по инвалидности начисляется всем, кто имеет инвалидность. В этом случае она не зависит ни от трудового стажа, ни от материального положения гражданина, ни от его возраста. Болезнь или иное другое отклонение не имеют значения: будучи инвалидом I-III групп, человек имеет право на страховые выплаты даже в случае своего несовершеннолетия.
В связи с потерей кормильца назначается страховая пенсия по потере конммильца. Закон предусматривает выплату пенсии по потере кормильца всем гражданам, которые находились на иждивении у погибшего или умершего. И в этом случае возраст не имеет значения. Но в Законе предусмотрен один существенный нюанс: иждивенцы должны быть официально признаны нетрудоспособными (ст. 10). Если человек, находящийся на содержании умершего кормильца, не работал по своему собственному желанию, на государственную поддержку рассчитывать не стоит.
Законом определены несколько пунктов, которые могут уменьшить или увеличить размер страховых начислений населению. На сегодняшний день, руководствуясь законом, можно определить следующие факторы, оказывающие влияние на размер пенсии: 1) индивидуальные отчисления в пенсионный фонд за год от гражданина; 2) уровень пенсионного коэффициента за тот или иной год; 3) стаж работы. Последний фактор оказывает косвенное влияние. Таким образом, чем больше средств человек за свою жизнь выплатил в Пенсионный Фонд, тем больший размер пенсии у него получится. Трудовой стаж оказывает влияние на количество полученных баллов каждым работником. В случае, если гражданин не набрал положенного минимума, получать страховую пенсию по старости он не сможет.
Федеральный закон «О страховых пенсиях» определяет некоторые периоды, которые хоть и не являются работой, при этом в общий трудовой стаж засчитываются. Такими периодами являются:
- срочная военная служба (по призыву);
- альтернативная служба в армии;
- служба по контракту;
- отпуск по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет (однако, не больше 6-ти лет в сумме);
- период, когда человек получал пособие по безработице;
- незаконное содержание под стражей;
- осуществление ухода за лицом старше 80 лет, а также за детьми-инвалидами и инвалидами 1 группы;
- период проживания с супругом в военном городке во время прохождении службы по контракту (ст. 11).
Все эти основания зачитываются в трудовой стаж.
Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлена категория лиц, имеющим право на государственное пенсионное обеспечение. Таковыми являются:
- федеральные государственные служащие;
- военнослужащие;
- участники Великой Отечественной войны;
- граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
- нетрудоспособные граждане (ст. 4).
И наконец, законом установлены четыре вида пенсий. Это пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности и социальная пенсия.[4]
Следующим федеральным законом, регламентирующим вопросы пенсионного обеспечения в РФ, является Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»
Данным документом, в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 15. 12. 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определены основания приобретения и порядок осуществления права застрахованных лиц на накопительную пенсию.
Правом на накопительную пенсию пользуются граждане РФ, которые были застрахованы в соответствии с положениями Федерального закона № 167-ФЗ. Условием реализации данного права является наличии средств пенсионных накоплений, которые учтены в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица.
При соблюдении условий, зафиксированных в настоящем законе, правом на накопительную пенсию, наравне с гражданами РФ, пользуются иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории РФ (п.2 ст. 4).[5]
Накопительная пенсия назначается застрахованным лицам, которые имеют право на страховую пенсию по старости, включая и досрочно, в соответствии с положениями Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Для этого нужно наличии средств пенсионных накоплений, которые подлежат учету в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица. При этом размер накопительной пенсии должен составлять более 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости. В этих расчетах учитывается фиксированная выплата к страховой пенсии по старости, и размер накопительной пенсии, которая рассчитывается по состоянию на день ее назначения. Если размер накопительной пенсии составляет 5% и меньше, такое лицо имеют право на получение данных средств в качестве единовременной выплаты.
Накопительная пенсия определяется и выплачивается независимо от того, получает ли лицо иную пенсию или ежемесячное пожизненное содержание.
Размер накопительной пенсии исчисляется, опираясь на сумму средств пенсионных накоплений, которые подлежат учету в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия. Учитываются также дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, которые уплачены в пользу застрахованного лица, а также взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений.