Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Анализ научно – методической литературы.
1.1 Общая характеристика видов игр
1.4. Условия использования игры как воспитательного метода
Глава 2. Особенности проведения и применения игр на уроках.
2.1 Анализ педагогической деятельности при проведении игр.
2.2 Основные задачи учителя, как руководителя игры.
Глава 3. Практическое использование игры на уроках физической культуры.
3.1 Содержание работы по применению подвижных игр как метода физического воспитания школьников.
Введение
В современном мире школа, как образовательное учреждение нуждается в такой организации учебной деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого ребенка, внедрение различных инновационных учебных образовательных программ, реализацию принципа гуманного подхода и отношения к учащимся. Другими словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого отдельно взятого ребенка как индивида. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.
Уровень обучения и воспитания в школе в большой степени определяется тем, насколько педагогический процесс направлен и ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития учащегося. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого учащегося, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебном процессе или неудовлетворительном поведении. Наиболее ярко это проявляется в младшем школьном возрасте, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учебная деятельность становится ведущей деятельностью, в чреве которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (самооценка, познавательные мотивы, способность к сотрудничеству и т.д.).
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что учителя рассматривают игру как один из важнейших метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и другими.
В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В. Петрусинский, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков, М.В. Кларин, А.С. Прутченков и др.)
Увлекательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по повторению, запоминанию, закреплению или усвоению учебной информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ученика. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний и умений в новой ситуации, то есть усваиваемый учениками материал проходит через своеобразную практическую деятельность, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
В рамках моей курсовой работы я предприняла попытку вынесения и анализа воспитательных возможностей игры на уроках физической культуры.
Цель – выявить и проанализировать воспитательные возможности игры как метода воспитания при обучении.
Объект исследования – воспитательная деятельность учителя физической культуры.
Предмет исследования – игра как метод воспитания на уроках физической культуры.
Гипотеза: как эффективно применять и использовать игру, чтобы она способствовала эффективному усвоению знаний по физической культуре младшими школьниками.
Задачи:
- На основе анализа психолого – педагогической литературе охарактеризовать виды игр и условия их применения на уроках физической культуры.
- Проанализировать опыт педагогической деятельности учителя, Булановой Людмилы Анатольевны, по использованию игры как метода воспитания на уроках физической культуры.
В курсовой работе использовались следующие методы: анализ психолого – педагогической литературы, синтез полученных знаний.
Актуальность игры в двадцать первом веке повышается не только из-за перенасыщенности современного школьника информацией, но и малоподвижным образом жизнедеятельности. Во всем мире, и в Российской Федерации в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на ребенка большой объем получаемой информации. Актуальной задачей любой школы становится развитие самостоятельной оценки и способности отбора получаемой информации из разнообразных источников. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как ученикам удобно и естественно его взять.
Глава 1. Анализ научно – методической литературы.
1.1 Общая характеристика видов игр
«Игра - исторически сложившееся общественное явление самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Первоначально игра отображала только трудовые или бытовые действия. Позже это понятие расширилось и в него вкладывалось уже более широкое содержание». [8]
Игровая деятельность очень разнообразна и многообразна: детские игры с игрушками, настольные игры, хороводные игры, подвижные и спортивные игры.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием общего всестороннего развития детей и одним из основных средств их обучения и воспитания. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности и развития физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, гибкости и силы. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь ученика радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха и хорошее настроение. А так же при рациональном использовании - игра становится эффективным методом физического воспитания. [12]
Для решения поставленных целей и задач на уроках физической культуры используются следующие виды игр:
1. подвижные;
2. спортивные.
Подвижные игры используются как средство общего физического развития и воспитания учащихся, а также как метод подготовки к спортивным играм и другим видам спорта, подготовке к сдаче норм Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта: «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др». [5]
Подвижные игры могут быть:
1. индивидуальными (одиночными), которые чаще всего организуются детьми самостоятельно (пример: «мяч капитану», «охотники и утки», катание обруча и другие). Так же они могут быть использованы и учителями, воспитателями, и пионервожатыми в целях организации досуга, активного отдыха (на переменах, при продленном дне, при проведении физкультурных пауз и в других случаях).
2. коллективные (групповые) подвижные игры, в которых участвуют группа играющих или весь класс. [3]
Коллективным подвижным играм характерен соревновательный элемент (каждый за себя или каждый за свой коллектив), а также взаимопомощь, взаимовыручка, взаимная поддержка в интересах достижения установленной цели. В коллективных играх характерной особенностью является быстрая смена игровых ситуаций, требующая от играющих быстроты реакции при принятии решений. Поэтому в процессе игры постоянно происходит смена взаимоотношений: каждый стремится создать как для себя, так и для своего коллектива наиболее благоприятные по сравнению с «соперником» условия или игровую ситуацию.
П.Ф. Лесгафт отводил подвижной игре большое место в процессе обучения. Определяя игру как упражнение, с помощью которого ребенок готовится к жизни, он отмечал, что в игровой самостоятельной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка. Он также указывал на наличие в подвижной игре определенной цели. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой и вызывать «возвышающее чувство удовлетворения». Движения, используемые в игре, предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях. [10]
Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.[7]
В процессе применения подвижных игр развитие физических качеств, происходит в комплексе, то есть одновременное воздействие на различные группы мышц.
Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет использовать народные подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми. Правильный отбор и руководство играми приобретают решающее значение в воспитании учащихся чувства коллективизма, активности, инициативы, сознательной дисциплинированности, настойчивости в достижении поставленной цели, смелости. [1]
Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных игр развитием не только основных групп мышц, но и едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, инвентарь и оборудование. Игра сейчас встаёт в ряд самых востребованных потребностей детского организма. Без неё невозможно нормальное развитие умственных способностей и тела. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства. Игра воспитывает и развивает в ребёнке всё, что составляет богатство человеческой личности. [3]
Игра – главная сфера общения детей (коммуникация): в ней расширяются проблемы межличностных отношений, партнёрства, дружбы и товарищества, совместимости, а так же познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отражённой моделью поведения, проявления и развитие сложных самостоятельно организующих систем, и практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребёнка, сферой неповторимой человеческой двигательной активности.
Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь взрослых и своих кумиров, следовательно её функции разнообразны.
1.2. Функции игры
Каждый вид игры выполняет определённые функции:
1. Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают внимание, наблюдательность, речь, память, мышление, повышают эффективность обучения.
2. В сюжетно - ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.
3. Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик.
4. Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, т.к. большинство таких детей имеют двигательные нарушения.
5. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.
Игра – понятие многогранное. Игра сейчас встаёт в строй самых насущных потребностей человека. Без неё невозможно нормальное развитие мозга и тела. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства. Детские игры воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет богатство человеческой личности.
Игра – главная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отражённой моделью поведения, проявления и развития, сложных самоорганизующих систем, и практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребёнка, сферой неповторимой человеческой активности.