Файл: Понятие и классификация источников отрасли права социального обеспечения (Роль и значении Указов президента Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим их подробнее.

Акты Правительства РФ

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство Российской Федерации может издавать постановления и распоряжения. Исходя из этого можно отмстить, что акты Правительства РФ имеют подзаконный и даже «подуказный» характер.

Постановления Правительства РФ, как правило, нормативны, т. е. в большинстве своем они являются нормативно-правовыми актами. Исполнение постановлений Правительства РФ осуществляется в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

Распоряжения, как правило, адресуются узкому кругу исполнителей и являются правоприменительными актами.

Акты федеральных министерств и ведомств

Они подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Иногда в связи с межотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел.

Акты федеральных министерств и ведомств издаются в виде приказов и инструкций.

Приказы могут быть нормативными и ненормативными.

Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы федеральных органов исполнительной власти: их структуре, задачам, функциям. Ненормативные приказы являются правоприменительными актами.

Инструкции регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников. Они имеют нормативное содержание.

Подзаконные акты на уровне субъекта РФ

Акты исполнительной власти субъектов РФ

Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, издают указы и распоряжения.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения, правительство регионов (если таковое имеется) при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.

Соответствующие региональные министерства, ведомства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правом издания приказов и инструкции. Эти акты издаются на основе полномочий каждого из органов, в соответствии с конституциями, уставами и законами субъектов Федерации, а также в соответствии с Конституцией и законами РФ. Они имеют локальную сферу действия, распространяются лишь на территорию соответствующих субъектов Федерации. Все отмеченные акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.


Акты органов местного самоуправления

В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В пределах своих полномочий органы местного самоуправления издают соответствующие правовые акты:

постановления и распоряжения глав органов местного самоуправления;

акты поселковых и сельских сходов (собраний);

акты представительных органов.

Все отмеченные выше акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)

Они регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с назначением предприятия или учреждения. Так, каждое предприятие или учреждение имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка и т. п. Их действие имеет правовое значение. А посему все эти акты подлежат регистрации или утверждению государственными органами.

В качестве примеров локальных нормативно-правовых актов можно привести:

  • приказы, распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями предприятий, учреждений и организаций. Сих помощью регулируются вопросы внутреннего распорядка, материального поощрения;
  • решения коллегиальных органов управления (общего собрания акционеров, совета директоров и т. п.).

2.2 Роль и значение указов президента Российской Федерации в сфере социального обеспечения

Президенту Российской Федерации, в соответствии с положением Федерального закона от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией (п.5.ст.1), предоставлено право устанавливать дополнительное материальное обеспечение тем гражданам, которые имеют особенные заслуги перед народом и государством в сферах государственной, общественной и хозяйственной деятельности, а также имеющие выдающиеся достижения в культурной, научной и технической сферах. Данная норма действует в том случае, если лицо не подпадает под непосредственное регулирование вышеуказанным законом.


Например, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации № 583-рп от 8.12.2003 г. гражданину Хиже Г.С. было определено ежемесячное дополнительное материальное обеспечение к трудовой пенсии по старости в размере 3000 рублей, принимая во внимание его особые заслуги перед Российской Федерацией в сфере государственного управления народным хозяйством. [14]

Заметим, однако, что такие акты Президента Российской Федерации не относятся к формам пенсионного права, потому что они являются не нормативными, а индивидуальными, то есть определяют права отдельных лиц.

По аналогии с любым нормативно-правовым актом, нормативные указы и распоряжения Президента, содержащие общие правила поведения, распространяются на неопределенный круг лиц и рассчитаны на многократность применения. Что касается индивидуальных актов, то они содержат отдельные, конкретные правила поведения, относятся к конкретным лицам (или лицу), издаются по определенному поводу и применяются однократно.[15]

В системе источников права социального обеспечения указам Президента принадлежит одно из ведущих мест. С их помощью конкретизируются, дополняются, определяются условия и порядок назначения и выплат разнообразных видов социального обеспечения, а иногда, до издания соответствующего закона, с их помощью оперативно разрешается проблема в сфере материального обеспечения. Являясь гарантом Конституции, Президент РФ обеспечивает реализацию социальных прав граждан РФ. Издавая соответствующие указы, которые регламентируют широкий спектр вопросов в области социального обеспечения. Это оказание поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и людей пожилого возраста, а также определение государственных пенсий и социальных пособий.

В качестве примеров можно привести различные указы Президента о выплате разных видов пособий лицам, участвовавшим в государственной программе по оказанию помощи при добровольно переселении в Россию соотечественников и членов их семей, которые проживали за рубежом. Индивидуальные указы по обеспечению жильем, транспортными средствами и компенсациями отдельных категорий граждан.

Правительство также регламентирует социальную сферу. Своими Постановлениями оно устанавливает механизм применения норм законов в отношении отдельных видов социального обеспечения (пособия, пенсии, компенсации). Кроме этого, Постановлениями Правительства РФ могут быть также установлены дополнительные меры социальной защиты в отношении отдельных слоев населения РФ.


Весомая роль в нормотворчестве в сфере социального обеспечения, исходя из своих компетенции и полномочий, отведена отраслевым ведомствам и министерствам. Среди них ведущее место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Это объясняется тем, что оно выступает центральным органом федеральной исполнительной власти, который осуществляет руководство, связанное с обеспечением единой политики государства в области социальной защиты женщин, людей пожилого возраста, инвалидов, детей и иных слоев населения, требующих государственной поддержки [16] В условиях активных процессов формирования рыночной экономики в нашем государстве в качестве источников права социального обеспечения важное значение приобретают нормативные акты локального.

В соответствии с Конституцией (ч. 2 ст. 76) по сферам и предметам совместного ведения кроме нормативных актов федерального уровня принимаются и издаются акты субъектов Российской Федерации. Основная цель этих источников – неуклонный рост уровня социальной защиты граждан на соответствующих территориальных уровнях (муниципальном, региональном). Кроме этого, это может быть и уровень отдельной организации. Локальными документами предусматриваются увеличение, дополнительные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.[17]

Источниками локального уровня являются также территориальные согласия, акты органов местного самоуправления. Их цель - определение более высокого уровня социальной защиты людей на муниципальном или территориальном уровнях, на уровне определенной организации с учетом специфики условий в конкретном регионе.

Заключение

Проведя данное исследование, мы пришли к следующим выводам:

Определяющей основой всего российского законодательства, всей правовой системы является Конституция РФ. Анализ конституционных норм, относящихся к сфере социального обеспечения (ст. 7, 38, 39, 41, 43, 58, 59 и др.), показывает, что они по преимуществу действуют прямо, непосредственно, определяя правовое положение (статус) участников общественных отношений.

Система важнейших федеральных источников права в сфере социального обеспечения граждан (законов РФ) формируется в результате правотворческой деятельности высшего органа государственной власти нашей страны – Федерального Собрания РФ и, в частности, его нижней палаты – Государственной Думы РФ (ст. 108 Конституции РФ). Специфика Федерального Собрания РФ как высшего представительного и законодательного органа Российской Федерации обусловливает и особенности принимаемых им актов. Федеральные законы, принимаемые Государственной Думой РФ, выражают суверенитет и волю всего народа и обладают высшей юридической силой по отношению к актам всех других государственных органов.


Специфика указов Президента РФ в области социального обеспечения (по сравнению с законами) состоит в том, что они, как правило, регулируют вспомогательную область отношений, когда необходимо оперативно решить те или иные конкретные вопросы. Они являются действенной формой установления гарантий статутных прав граждан Российской Федерации на социальное обеспечение, а также непосредственным и наиболее конструктивным правовым выражением воли государства.

В правовом регулировании отношений по социальному обеспечению большую роль играют акты, издаваемые высшим исполнительным органом государственной власти – Правительством РФ. Эти нормативные акты принимаются па основе законов РФ и указов Президента РФ (ст. 115 Конституции РФ).

Следует заметить, что постановления Правительства РФ по разнообразию затрагиваемых вопросов и общему количеству издаваемых актов занимают ведущее место в системе источников социального обеспечения. Они практически касаются всех сторон правового регулирования социального обеспечения как материальных, так и процедурных (процессуальных) отношений.

Особое место среди источников института социального обеспечения занимают акты Минтруда России. Являясь органом государственного управления, Министерство несет ответственность за осуществление единой государственной политики в области труда и социального обеспечения. В соответствии с возложенными на него задачами Минтруда РФ: а) издает постановления, инструкции и разъяснения по вопросам социального обеспечения; б) разрабатывает предложения по дальнейшему развитию и совершенствованию социального обеспечения. Издаваемые им инструкции, правила и разъяснения детализируют отдельные положения законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Акты Минтруда России по вопросам социального обеспечения представляют собой функциональные права, поскольку других государственных органов, на которых специально возлагалась бы функция государственного управления социальным обеспечением, сейчас в стране нет.

Минтруда России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения. Основной задачей Минтруда России является разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики по решению комплексных проблем социального развития, организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания, обеспечению социальной защиты семьи, детей, лиц пожилого возраста и инвалидов.