Файл: Понятие и классификация источников отрасли права социального обеспечения (Роль и значении Указов президента Российской Федерации).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Анализ федеральных законов как источников права социального обеспечения
1.1. Федеральные законы в сфере пенсионного обеспечения
1.2. Федеральные законы в сфере социального обслуживания и социальной защиты
Глава 2. Роль и значение подзаконных актов в сфере социального обеспечения
2.1. Подзаконные акты как источники права социального обеспечения
2.2 Роль и значение указов президента Российской Федерации в сфере социального обеспечения
Правопреемники (наследники) умершего застрахованного лица имеют право на получение его пенсионных накоплений. Такая выплата происходит после обращения за ней к страховщику, у которого формировались средства пенсионных накоплений на дату смерти застрахованного лица. Такое обращение должно произойти в течение 6-ти месяцев со дня смерти застрахованного лица. Если срок за обращением наследником был пропущен, он может быть восстановлен в судебном порядке.
Из накопительной пенсии производятся удержания в соответствии с основаниями и в порядке, предусмотренными для удержаний из страховых пенсий положениями Федерального закона «О страховых пенсиях».
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» определяет необходимые организационные, правовые и финансовые основания обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Нормы данного закона направлены на формирование юридических, экономических и организационных мер, для обеспечения компенсации заработка гражданам, который они получают до момента определения им трудовой пенсии.[6]
Субъектами обязательного пенсионного страхования выступают страхователи, страховщик и застрахованные лица (ст. 4). Страхователи - это лица, производящие уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховщик – орган, осуществляющий пенсионное страхование. Ним является Пенсионный фонд РФ. Застрахованные лица – это те, за которых осуществляется уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом иногда одно и то же лицо может являться одновременно и страхователем, и застрахованным лицом. Застрахованными лицами являются граждане РФ и иностранцы при условии их постоянного проживания или временного пребывания на территории Федерации (ст. 7).
Страховым риском, в соответствии с рассматриваемым законом, является утрата застрахованным лицом заработка или другого дохода в результате наступления страхового случая. Видами социальных страховых рисков являются:
- необходимость получения медицинской помощи;
- временная нетрудоспособность;
- трудовое увечье и профессиональное заболевание;
- материнство;
- инвалидность;
- наступление старости;
- потеря кормильца;
- признание безработным;
- смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
В системе обязательного пенсионного страхования существуют три страховых случая, а именно: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности и потеря кормильца (ст. 8)
Действием Федерального закона от 1.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» охватываются те категории граждан, по отношению к которым функционирует законодательство об обязательном пенсионном страховании. Таковыми являются: физические лица, то есть граждане Российской Федерации, которые осуществляют трудовую деятельность и юридические лица, то есть предприятия, учреждения, организации и индивидуальные предприниматели, которые производят выплаты физическим лицам. В отношении вышеуказанных категорий лиц закон формулирует организационные основания и принципы учета этих граждан. Основная цель ведения индивидуального (персонифицированного) учета - создание условий для назначения трудовых пенсий, которые бы соответствовали результатам каждого застрахованного лица.[7]
Подводя промежуточные итоги, отметим следующее. Пенсионное обеспечение в России существует около четырех веков. За последние полвека государство стало уделять больше внимания пенсионной системе: произошло повышение пенсий, помимо страховой части пенсии, появилась накопительная часть. Наряду с государственными пенсионными фондами образовались негосударственные пенсионные фонды, все большую популярность получают профессиональные пенсионные системы. Пенсионное обеспечение является социальной гарантией для граждан любого государства. Исходя из международных требований, право россиян на пенсионное обеспечение по возрасту, в случае болезни и инвалидности, а также в иных случаях, установленных законом, закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации. Эффективно функционирующая система пенсионного обеспечения как часть общегосударственной системы социальной защиты должна опираться на развитое пенсионное законодательство, действенный административный механизм управления этой отраслью социальной сферы, а также на макроэкономические пропорции, определяющие ее развитие.
1.2. Федеральные законы в сфере социального обслуживания и социальной защиты
Одной из форм социальной защиты населения выступает социальное обслуживание. На сегодняшний момент оно является одним из важнейших принципов социальной работы и организационной формой данного вида социальной деятельности.[8]
В регламентировании вопросов социального обслуживания населения ведущее место также принадлежит Конституции РФ. В ней гарантируется каждому социальное обеспечение, в том числе в случае инвалидности (ст. 39).
Социальное обслуживание, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» - это особая деятельность по оказанию социально-экономической помощи, социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, по осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации (ст. 1).[9]
Государство гарантирует всем гражданам право на социальное обслуживание в системе государственных социальных служб в соответствии с основными видами, определенными настоящим Федеральным законом. Этот нормативный акт призван регламентировать деятельность государства и негосударственных организаций в сфере оказания социальной помощи населению. Закон вступил в силу с 1 января 2015 года. Предшествующие ему нормативные акты Федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2. 08. 1995 г № 122-ФЗ и «Об основах социального обслуживания населения в российской Федерации» от 10. 12. 1995 г. № 195-ФЗ с этого времени утратили свою силу.
Основной особенностью данного закона является то, что в нем впервые были прописаны условия допуска к социальному обслуживанию негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей.
Данным федеральным законом устанавливаются:
- юридические, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в РФ;
- полномочия и компетенция федеральных органов государственной власти, а также полномочия и компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в вопросах социального обслуживания граждан (ст. 7.8);
- права и обязанности лиц, которые получают социальные услуги (ст. 9, 10);
- права и обязанности лиц, которые предоставляют социальные услуги (ст. 11-13).
Действием настоящего федерального закона охватываются граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцы, а также юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют социальное обслуживание граждан.
Следующим нормативно-правовым актом, регламентирующим сферу социального обслуживания в России, является Федеральный закон от 24. 11. 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Им определяется государственная политика в сфере социальной защиты инвалидов в РФ. Цель закона и его положений - обеспечение инвалидам равных возможностей, наравне со здоровыми гражданами, реализовывать свои гражданские, экономические, политические и иные права и свободы, предусмотренные конституционным законодательством РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. [10]
И еще один закон - Федеральный закон от 12. 01. 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». В нем определяются гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, включая инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий. Целью закона и его положений является создания всех необходимых условий для обеспечения данным категориям граждан достойной жизни. Законом сформулированы категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, а также ветераны труда.[11]
Подводя промежуточные итоги, можно сделать следующие выводы. В сложных условиях перехода к рынку особо обостряются проблемы уровня жизни населения, способности граждан пожилого возраста, инвалидов, лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, обеспечить себе достойный уровень жизни. Несомненно, что порой эти граждане не могут решить такую проблему самостоятельно. Тогда на помощь должно прийти государство.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст.7), Российская Федерация является социальным государством.[12] Это означает, что при любых системных и структурных преобразованиях экономики страны приоритетной целью ее политики является обеспечение высоких жизненных стандартов для большинства граждан. Социальное государство призвано заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. И одним из важнейших направлений социальной политики государства является обеспечение социально гарантированных условий для жизнедеятельности граждан, то есть социальная защита населения и особенно ее наиболее уязвимых слоев от негативного воздействия рыночных отношений в экономике
При всей своей социальной значимости социальных услуг как одной из форм удовлетворения потребностей субъектов права социального обеспечения существующее обширное и динамично развивающееся законодательство не кодифицировано. Именно кодекс как законодательный акт сводного характера позволит охватить всю важнейшую часть нормативного материала законодательства о социальной сфере и на основе единых принципов достаточно детально, полно и непосредственно урегулировать соответствующие общественные отношения. Социальный кодекс Российской Федерации станет законом, рассчитанным на длительный период действия и излагающим в систематизированном виде различные правовые нормы.
Глава 2. Роль и значение подзаконных актов в сфере социального обеспечения
2.1. Подзаконные акты как источники права социального обеспечения
Признаками подзаконных нормативных актов, которые отличают их от законов, является то, что они:
- издаются в соответствии с законом;
- регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений.
Таким образом, подзаконный акт — это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.
Подзаконные акты многообразны, между собой они различаются по юридической силе и образуют довольно сложную иерархическую систему. Их классификацию по субъектам издания и сфере распространения см. табл. 1
Таблица 1.
Классификация подзаконных актов по субъекту издания и сфере распространения.
Вид подзаконного акта |
Кем издается |
Действие подзаконного акта в пространстве |
Общий |
Высшими органами власти и управления |
На территорию всей страны |
Местный |
Органами власти на местах |
На территорию подведомственную данной власти |
Локальный |
Отдельными организациями |
На членов эти организаций |
Принимая во внимание федеративное строение РФ. Все подзаконные акты можно разделить на общие и местные.
К общим подзаконным актам относятся:
- указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- приказы, инструкции, положения министерств и ведомств.
К местным подзаконным актам относятся:
- решения и постановления местных органов государственной власти;
- решения и постановления местных органов государственного управления.
К локальным подзаконным актам относятся:
- нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;
- акты, издающиеся различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов (Правила внутреннего распорядка).[13]