Файл: Право социального обеспечения (пособия по безработице).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 355
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы занятости и безработицы
2. Пособие по безработице: порядок и размеры выплат
2.1 Пособие по безработице как основная форма материальной поддержки безработных граждан
2.2 Условия назначения и размер пособия по безработице
3. Пособие по безработице на примере МО «Северодвинск»
При этом существует и рациональная занятость, которая понимается как занятость, обусловленная процессами создания, распределения и использования трудовых ресурсов с учетом их профессионально-квалификационной структуры. Эффективная занятость представляет собой занятость населения, включающая такие показатели, как: необходимый для достойной жизни доход, уровень образования и профессионального роста.
Занятость напрямую регулируется с помощью государственной политики и зависит от мер, программ и мероприятий, проводимых различными органами занятости путем косвенного и прямого влияния на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого человека в отдельности.
Занятость напрямую связана с показателем безработицы, представляющей собой такое состояние рынка труда, когда уровень предложения превышает уровень спроса. Безработными являются те, кто желает найти работу и активно занимается ее поиском, но не имеет возможность трудоустройства в данный момент на данной территории [7, с. 71].
Безработица складывается из следующих факторов:
- отсутствие работы;
- способность и желание работать в данный период времени;
- осуществление практических действий по поиску работы.
Для получения достоверной картины по существующей безработицы необходимо опираться на следующие показатели:
- трудоспособное население (включающее количество занятых, количество безработных в экономике, часть трудоспособного неработающего и не находящегося в поиске работы населения);
- рабочая сила (представляющая собой совокупность занятых и безработных);
- уровень безработицы (определяется как соотношение численности безработных к численности экономически активного населения; удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения);
- продолжительность безработицы (характеризуется продолжительностью периода поиска работы людей, имеющих статус безработных, а также безработными, трудоустроенными в определенный период).
Мировой опыт показывает, что в современной экономике существует множество причин формирования безработицы, причем в каждой стране они могут быть разными. Как отмечают исследователи, существуют 3 основные причины возникновения безработицы [8, с. 161].
1) высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец, приводит к тому, что рабочая сила человека остается непроданной, а сам он окажется безработным;
2) низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель, приводит к тому, что продавец (наемный рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя (работодателя);
3) отсутствие стоимости и цены рабочей силы приводит к тому, что определенная категория граждан (бродяги, инвалиды и т.п.) навсегда теряет работу и надежду ее найти и попадает в разряд застойных безработных».
Как одно из сложнейших явлений безработица имеет различные формы, классификация и характеристика которых представлена в таблице 1.
Таблица 1
Формы безработицы
Критерии классификации |
Форма безработицы |
Краткая характеристика |
По причинам возникновения |
Фрикционная |
Подразумевает добровольное изменение человеком места работы по различным причинам |
Институциональная |
Зависит от устройства рынка рабочей силы, включает влияние факторов на спрос и предложение рабочей силы |
|
Добровольная |
Появляется в связи с нежеланием работать трудоспособного населения |
|
Структурная |
Связана со структурными изменениями рынка труда, обусловленными научно-техническим прогрессом, повышением эффективности организации трудовой деятельности |
Окончание таблицы 1
По причинам возникновения |
Технологическая |
Подразумевает использование новых техник и технологий, автоматизации, механизации, высвобождающее часть рабочей силы |
Конверсионная |
Отраслевое высвобождение работник военной промышленности |
|
Циклическая |
Связана со спадом производства и снижением эффективности деятельности организации |
|
По причинам возникновения |
Региональная |
Включает комплекс воздействующих исторических, социально-экономических, демографических обстоятельств |
Экономическая |
Вызвана изменениями конъюнктуры рынка |
|
Сезонная |
Определяется сезонным характером деятельности организаций |
|
Маргинальная |
Безработица, проявляющаяся среди слабозащищенных слоев населения |
|
По продолжительности |
Краткосрочная |
До 4 месяцев |
Продолжительная |
От 4 до 8 месяцев |
|
Длительная |
От 8 до 18 месяцев |
|
Застойная |
Более 18 месяцев |
|
Форма проявления |
Открытая |
Учитываются численность всех незанятых граждан, находящихся в поиске работы |
Скрытая |
Учитываются работники, фактически являющиеся занятыми в экономике, но являющиеся «лишними» |
Таблица составлена на основании учебника Колосововй Р. П [8]. Безработица, являясь неотъемлемой частью рыночного механизма, регулируется путем введения государством политики в области занятости и оказанием помощи в защите населения от ее проявлений. В зависимости от действующих целей регулирования применяется как пассивная, так и активная политика, действие которых направлено на уменьшение отрицательного эффекта последствий безработицы.
Таким образом, для эффективного функционирования рынка труда необходима достоверная информация о его состоянии, что подразумевает проведение анализа всех составляющих.
2. Пособие по безработице: порядок и размеры выплат
2.1 Пособие по безработице как основная форма материальной поддержки безработных граждан
Вопрос занятости населения всегда актуален, так как эта категория напрямую влияет на производство и его сокращение, возможность потери работниками квалификации и опыта в связи с тем, что есть вероятность потери человеком возможности получать заработную плату и обеспечивать себя и свою семью.
По данным Росстата в России уровень безработицы как отношение численности безработных к численности рабочей силы в августе 2019 года составил 4,3%, как для населения в возрасте 15 лет и старше, так и для населения в возрасте 15-72 лет [15]. Наглядно это отражено на рисунке 1.
Рис. 1. Уровень безработицы населения в возрасте 15-72 лет
В Конституции Российской Федерации в седьмой статье закреплено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека [1].
Функционирование рынка труда подразумевает возможность проявления некоторых социальных рисков. В связи с данных фактором необходимым становится обеспечение компенсации социальных услуг, подразумевающее организационную деятельность государственных органов и негосударственных организаций, а также предоставление материальной помощи.
Социальные услуги и организационная деятельность воплощаются в различных мерах поддержки безработных. Реализация проходит в форме обеспечения условий для получения безработным подходящей работы и перехода в статус занятых.
Социальная поддержка безработных включает в себя меры, формы, мероприятия, обеспеченные государством, направленные на оказание помощи гражданам в преодолении тяжелой жизненной ситуации, вызванной отсутствием работы. Данная поддержка позволяет безработным гражданам обеспечивать свои минимальные потребности и стимулирует к поиску работы и трудоустройству.
Согласно Закону РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней [3].
Социальная поддержка безработных включает в себя два момента:
- помощь в трудоустройстве;
- материальная поддержка во время того, как гражданин находится в поиске рабочего места.
Государство предоставляет гарантии:
- в выплате пособия по безработице;
- в выплате стипендии в период прохождения профессионального обучения;
- в получении дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
Среди пассивных форм социальной защиты, подразумевающее денежные выплаты основное место занимает пособие по безработице. Это обязательство государства оказывать помощь гражданам при потере работы, которое представляет собой денежную сумму, периодически выплачиваемую из государственного фонда. Данная форма социальной поддержки ведет свое начало еще со времен СССР [13].
Пособие по безработице – это регулярная государственная социальная денежная выплата лицам, признанным по закону безработными, в установленном надлежащем порядке.
Поддержка в форме материальной помощи реализуется путем компенсации материальной необеспеченности безработного, возникшей в результате невозможности получения подходящей работы по той или иной причине.
С момента признания гражданина безработным у него возникает право на получение пособия по безработице, то есть появляется возможность получать денежную выплату, гарантируемую государством.
Размер пособия варьируется и зависит как от категории безработного, так и от районных коэффициентов. Например, гражданам, находящимся в поиске работы впервые пособие устанавливается в минимальном размере.
В случае прохождения безработными гражданами профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости им выплачивается стипендия, размеры которой установлены ст. 29 Закона РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» [3].
Одной из гарантий социальной поддержки безработных граждан является обеспечение возможности участвовать в оплачиваемых общественных работах. Согласно ст. 24 вышеуказанного закона под общественными работами рассматривается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Общественные работы обеспечивают потребность организаций в выполнении работ, носящих сезонный либо временный характер и обеспечивают сохранение мотивации к труду у лиц, которые имеют длительный перерыв в работе [14].
В связи с тем, что пособие по безработице выступает как одна из основных форм социальной поддержки безработных граждан, важным становится ее рассмотрение и изучение условий и особенностей ее назначения, а также определение ее размеров.
2.2 Условия назначения и размер пособия по безработице
В настоящее время в России, как и во многих других государствах, проблема безработицы является одной из глобальных и актуальных проблем развития экономики страны.
Зачастую именно от уровня безработицы зависит уровень жизни каждого человека, уровень эмиграции, а также наличие квалифицированной рабочей силы.
На безработицу влияют множество различных факторов. В качестве примера можно привести следующие: демографическая ситуация в стране, темпы роста экономики, спрос на разные виды профессиональной деятельности, алкогольная и наркотическая зависимость граждан и другие.
Пособие по безработице выступает в качестве одной из форм материальной поддержки населения, а именно безработных граждан. Данные выплаты осуществляются в пределах определенного срока. Причем правом на данный вид обеспечения претендуют граждане, признанные безработными в установленном порядке.
Для признания гражданина безработным необходимо наличие совокупности следующих условий:
- гражданин должен быть трудоспособным и не имеющим работы и заработка;