Файл: Право социального обеспечения (пособия по безработице).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 352
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы занятости и безработицы
2. Пособие по безработице: порядок и размеры выплат
2.1 Пособие по безработице как основная форма материальной поддержки безработных граждан
2.2 Условия назначения и размер пособия по безработице
3. Пособие по безработице на примере МО «Северодвинск»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время в России, как и во многих других государствах, проблема безработице выходит на передний план, влияющий на развитие экономики страны в целом. Это связано с тем, что от уровня безработицы зависит уровень жизни и благополучия человека, уровень эмиграции, а также наличие и качество квалифицированной рабочей силы.
Несмотря на достаточное количество исследований проблемы безработицы, ее рассмотрение является важным моментом, потому что в условиях постоянных социально-экономических преобразований, важным является именно государственное регулирование, то есть реакция на данную проблему. И данное регулирование должно основываться на анализе текущей ситуации. Поэтому изучение данного феномена является необходимым. Безработица может складываться из множества различных факторов. Основными из них выделяют: демографическую ситуацию в стране, темпы роста экономики, спрос на разные виды профессиональной деятельности, алкогольную и наркотическую зависимость граждан.
Вопрос социальной поддержки безработных актуален в настоящее время. Многие граждане, оставшиеся без работы, не в состоянии самостоятельно подыскать себе новое место и адаптироваться в условиях динамически изменяющегося современного рынка труда. В данном случае пособие по безработице выступает как одна из форм материальной поддержки населения.
В связи с этим важным становится рассмотрение основных теоретических вопросов, связанных с безработицей, вопросами понятия и условий назначения пособия по безработице.
Цель курсовой работы: изучение и рассмотрение понятия и условий назначения пособия по безработице.
В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:
- Дать общую характеристику понятию занятости и безработицы, определить их основные признаки, рассмотреть виды и причины.
- Рассмотреть понятие и условия назначения пособия по безработице.
- Выявить особенности и условия назначения пособия по безработице на примере МО «Северодвинск».
Объектом исследования является: условия назначения пособия по безработице.
Предметом исследования: пособие по безработице.
Методы исследования:
- анализ нормативно-правовых актов, а также специализированной литературы;
- системный анализ;
- синтез.
Вопросами изучения юридических лиц и особенностей их функционирования занимались многие ученые. Среди которых можно выделить работы Кулешова В. В., Викторова И. С., Журавлевой Г.П..
1. Теоретические основы занятости и безработицы
Как утверждают исследователи, рынок труда как часть экономической системы возник тогда, когда «произошло отделение работника от средств производства, прежде всего от земли, с предоставлением ему юридической свободы». Однако, став юридически свободным, но лишенным средств производства, он оказался без средств к существованию. Чтобы прокормить себя и свою семью, он вынужден продавать свою рабочую силу. По мнению В. Кулешова, «рабочая сила – совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека», к тому же она является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата. Так и появился новый товар – труд, который дал названию новому рынку [12].
Как отмечает В. Кулешов, с развитием экономических систем усложнились и экономические отношения, существенные изменения претерпел рынок рабочей силы. В период домонополистического капитализма удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны работодателей и спроса на условия труда со стороны работников осуществлялось стихийно, без обязательств сторон. Условием обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества. С развитием капитализма рабочее движение привело к расширению понятия «условия найма». Они стали включать в себя не только зарплату и рабочее время, но и гарантии занятости, оплаченное, но неотработанное рабочее время – отпуск, различные социальные выплаты и т.д., также изменилось отношение к рабочей силе и у предпринимателей. При переходе к рыночной экономике трудовые отношения, управление трудом, его использование претерпевают кардинальные перемены. Рыночные отношения влияют на эффективность использования трудового потенциала, на производительность и качество труда, на отношение людей к трудовой деятельности. Рынок труда сложился как система общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке субъектами [10]. По словам Г. Журавлевой «современный рынок труда представляет собой систему социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда» [9, с. 89]. Иногда понятия «рынок труда» и «рынок рабочей силы» используют как идентичные. И. Викторов отмечает, что «под рабочей силой понимают потенциальные способности человека к труду, а под трудом – целесообразную человеческую деятельность или функциональную способность человека к труду… труд не может быть осуществлен без способности к труду, а последняя реализуется в процессе трудовой деятельности» [10]. Таким образом, можно сделать вывод, что данные понятия не тождественны, но взаимосвязаны.
Исходя из вышесказанных определений, отметим, что на рынке труда складываются отношения между работодателями и наемными работниками, способствующие слиянию рабочей силы со средствами производства. Основная задача работника на рынке труда – найти походящую работу, соответствующую профессиональным и иным деловым качествам, желаемому уровню заработной платы и условиям труда, престижности и т.д. Основная задача работодателя на рынке труда – найти подходящего работника, соответствующего рабочему месту за приемлемую оплату и другие условия труда. В случае достижения согласия, работник и работодатель заключают сделку в виде трудового договора. Таким образом, рынок труда обеспечивает работникам занятость, работодателям – трудящихся, и регулирует их взаимоотношения. Таким образом, можно выделить функции рынка труда.
Г. Журавлева подчеркивает, что «функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, где труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния… исходя из этого, выделяют главные функции рынка труда – социальную и экономическую, и вытекающие и них – размещающую и селективную» [9, с. 101].
Следует отметить, что «конечной целью рынка труда является: удовлетворение профессионально-трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.» [5, с. 201].
Согласно Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» следует, что «занятость представляет собой деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству страны и приносящая им, как правило, заработок или трудовой доход [3].
На рынке труда в качестве одного из предметов социально-трудовых отношений выделяют отношения занятости. Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход) [7, с. 69].
Занятость также трактуется как общественно-экономическое отношение, в которое люди вступают для участия в общественно полезном труде на определенном рабочем месте. На основании данных определений, под занятостью можно понимать:
- совокупность отношений;
- характеристику рынка труда;
- общественно-полезную деятельность.
К занятым можно отнести людей старше 16 лет, работающих по найму за определенную плату; работающих на себя, то есть самозанятых; находящихся в отпусках; временно не работающих по болезни.
Занятых можно классифицировать по роду деятельности:
- занятые в экономике (имеющие оплачиваемую деятельность);
- военнослужащие (при этом, при выходе на контрактную службу они приближаются по статусу к занятым в экономике);
- учащиеся с отрывом от производства;
- вовлеченные в трудовую деятельность (к ним относятся: наемные работники, самозанятые, работодатели).
Занятость как экономическая категория подразумевает выполнение некоторых принципов:
- добровольность труда (выражается в свободе распоряжения людьми способностями к труду);
- проявление ответственности государства по созданию условий для возможности реализации прав работников на труд и свободу в выборе занятости;
- комплексный подход (в решении проблем занятости участвуют органы власти всех уровней, используются механизмы государственной регуляции, принципы рыночного регулирования, финансовые ресурсы, объединения граждан, программы социальной и экономической эффективности).
Согласно Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» следует, что «занятость представляет собой деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству страны и приносящая им, как правило, заработок или трудовой доход» [3].
Исходя из закона, «занятыми считаются граждане:
1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;
2) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и лицензированию;
3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
4) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
5) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
6) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
7) проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;
8) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
9) являющиеся учредителями организаций, за исключением учредителей некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;
10) являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства».
А. Булатов подчеркивает, что «уровень занятости является относительным показателем числа занятых в общем объеме рабочей силы» [5, с. 154]. Уровень занятости зависит от соотношения количества трудоспособного населения и рабочих мест, а также соответствия рабочих мест возможностям работников использовать их, ограниченным профессией, специализацией, опытом работы, знаниями и умениями.
В последнее время централизованное управление занятостью уходит на второй план и основной становится система регулирования занятости, включающая различные законы, программы стимулирования, а также соглашения, заключаемые на различных отраслевых уровнях и в рамках организаций в целом.
Состояние на рынке в том случае, когда спрос на актуальные и экономически обусловленные рабочие места будет удовлетворен отвечающим профессиональной и компетентностной структуре предложением рабочей силы определяется как полная занятость. Полная занятость достигается только с учетом естественной безработицы.