Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разновидности адаптационного синдрома в сфере организационных отношений часто обусловлены характером личности, однако при этом протекают у всех одинаковым образом.

На уровне высшей нервной деятельности адаптационный синдром подразделяется три стадии развития[11]:

1) запуск, возникает в том случае, когда напряженность скапливается до предела, в связи, с чем обратное развитие представляется невозможным. Некоторые могут подолгу находиться на данной стадии от нескольких дней до нескольких месяцев, а другим хватает и несколько минут;

2) состояние аффекта, проявляется в ситуациях, когда человек теряет над собой контроль и совершает опрометчивые поступки. Так, люди, которые были спокойными, могут стать агрессивными, а те, кто был общительным, становится мрачным и замкнутым;

3) упадок сил, выражается тогда, когда спадает внутренняя напряженность, спадает, и человек ощущает чувство вины и раскаяния.

Следует отметить, что даже один нервный срыв может привести к негативным последствиям. На уровне высшей нервной системы происходит закрепление патологического стереотипа. К примеру, организационный стресс становиться типичным обыденным состоянием. Негативные последствия сказываются не столько на нервных реакциях, сколько на внутренних органах. Из-за постоянной централизации кровообращения возникает кислородное голодание периферических органов, что приводит к обострению язвенных болезней, варикозному расширению вен, снижению потенцию[12].

Исследователями выделяются группы факторов, которые способствуют развитию ситуационных неврозов, связанных с профессиональной деятельностью[13]:

1) трудовые факторы, связаны с отсутствием или чрезмерной трудовой нагрузкой. При отсутствии должной нагрузки, специалист может посчитать себя недооценённым и в определенной степени неполноценным. Когда же работник находится в трудовой перегрузке, тогда возникает состояние тревоги;

2) должностные факторы возникают в том случае, когда работнику предъявляются непонятные требования к выполнению трудовой деятельности, из-за чего возникает чувство неопределенности. В такой ситуации работникам сложно понять, как будут оценены их результаты труда со стороны начальства;

3) карьерные факторы характеризуются двумя составляющими: боязнь увольнения и задержка профессионального продвижения;

4) личностные факторы связаны с проблемой распределения времени на семью и на работу.


Помимо психологических причин существуют физические стрессовые факторы: неустроенность рабочего места, шум, вибрация, контакты с вредными веществами.

Таким образом, стресс является нарушением психологического состояния впоследствии травмирующих ситуаций, это могут быть как негативные условия трудовой деятельности, так и другие аспекты человеческой деятельности. В организационных условиях психологический стресс выражается в реакции субъекта на сложную, трудно разрешимую, согласно его представлению ситуацию

1.2 Стресс в управленческой деятельности

Для осуществления анализа стрессоров профессионального стресса и стресса руководителей необходимо ориентироваться на следующую классификацию[14]:

* стрессоры служебной деятельности;

* стрессоры внеслужебной деятельности.

Стрессоры служебной деятельности подразделяется на общие и специфические. Рассмотрим общие стрессоры. К ним относят следующие [15]:

1) плохая организация служебной деятельности, связаны с отсутствием системы в трудовой деятельности. Часто компания работает в режиме пожарной команды. Руководитель, как правило, действует в вертикальной структуре, однако отсутствие необходимого ритма и системности в работе вышестоящего руководителя мгновенно сказывается на работе нижестоящих руководителей;

2) недостаток работников, выражается в необходимости выполнения помимо своих обязанностей, обязанности других, что существенно уменьшает количество времени, которое необходимо выполнить. В таких условиях, как правило, трудовая деятельность выполняется некачественно, в силу того, что ее объем резко увеличен, либо она реализуется с высоким качеством, которое достигается посредством чрезвычайного напряжения сил.

3) режим рабочего времени. Данный стрессор связан с тем, что организм человека располагается естественными, циклическими ритмами в течении суток, недели, года. Так же сюда относятся периоды сна и активной деятельности. Если трудовая деятельность нарушает естественный ритм, то накапливается стресс.

4) от руководителя требуется трата сверхурочного времени, так как его профессиональная деятельность часто сопряжена с решением внезапных кризисных проблем.

5) статусные проблемы. Часто руководителям приходится сталкиваться с проблемой низкой оценки со стороны общества и государства по отношению к серьезности выполняемой ими деятельности. В такой ситуации сложно сохранить чувство достоинства и собственной значимости.


6) зОООрганизованность, формализм и заседательская суета Наиболее явными проявлениями этого стрессора являются ненужное «бумаготворчество».

7) неопределенность и непредсказуемое развитие событий в организации могут уводить руководителя от привычной среды, в которой он хорошо ориентируется и стабильно ощущает себя.

К специфическим стрессорам относят следующие [16]:

1) нечеткие ролевые обязанности выражаются в отсутствии четких служебных инструкций по поводу того, что необходимо делать руководителю и где границы его ответственности, из-за чего он попадает в уязвимую позицию;

2) ролевой конфликт, появляется в ситуациях, когда два аспекта деятельности руководителя оказываются несовместимыми. Такой стрессор может появиться в результате лояльности к интересам организации, требованиям вышестоящих руководителей и такого же отношения к подчиненным.

3) нереалистично высокие притязания, стремление к совершенству. Руководитель может постоянно ждать от себя слишком многого, заставляя себя трудиться в полную силу, тем не менее, оставаться недовольным результатами. В силу этого он лишен возможности расслабиться и ощутить, что работа сделана им хорошо. Эти нереалистические притязания отличает ряд особенностей[17]:

* установка «Я в любом случае должен»;

* глобальная отрицательная самооценка и самоуничижение вроде: «Если я потерпел поражение, значит, я неудачник»;

* низкий порог фрустрации, выражающийся в том, что руководитель не видит возможности преодолеть возникшие трудности;

* катастрофичность;

* неправомерные обобщения.

За нереалистичной оценкой перспектив неотступно следуют отрицательные, тягостные чувства и сама неудача. Следует отметить, что не сама ситуация, как таковая, доводит руководителя до стресса, а исключительно то, как он ее оценивает и примеряет к себе[18];

4) особенности взаимодействия с вышестоящими руководителями, игнорирование ими мнения руководителя. В результате у руководителя возникает чувство, что его недооценивают, притупляется удовлетворение от работы и в конечном счете - стресс [19];

5) особенности взаимодействия с коллегами по горизонтали. Руководитель, как правило, связан только отношениями по вертикали, в ущерб горизонтальному взаимодействию, а так же неадекватный стиль вышестоящего руководства, не удовлетворяющий потребности сотрудников, зачастую создает вакуум власти. Его с неизбежностью начинают заполнять борьба за власть между сотрудниками, давление на руководство, склоки, разброд и шатания как по горизонтали, так и по вертикали.


6) особенности взаимодействия с клиентами и подчиненными. Трудные клиенты или подчиненные могут вызвать стресс, когда стычки с ними либо абсолютно неожиданны, либо несправедливы и неправомочны. В первом случае руководитель ожидает приятных (в крайнем случае — нейтральных) отношений, а наталкивается на холодность и речевую агрессию. Во втором случае руководителю предъявляют претензии и обвинения, которые по своей сути относятся к системе и общей ситуации, а не к конкретному руководителю этой системы. Стремление оставаться «вежливым и корректным» нисколько не облегчает ситуацию. С другой стороны, в случае потери контроля над собой руководитель чувствует себя еще хуже, воспринимая этот конфликт как свидетельство своего непрофессионализма[20].

Несколько слов о влиянии эмоционального фактора. Здесь трудно избежать двух крайностей. С одной стороны, руководитель не может, как по волшебству, отказаться от чувств приязни и неприязни, симпатии и антипатии и даже любви и ненависти. В функции руководителя входит принятие решений, влияющих на судьбы других. Решения эти окрашены в различные чувства, каким бы беспристрастным не пытался выглядеть руководитель[21].

Самые здоровые и красивые, пропорционально сложенные люди это те, которых ничто не раздражает.

С другой стороны, любой руководитель может находиться под воздействием так называемого «синдрома эмоционального выгорания (истощения)», когда он воспринимает подчиненного не как «живого» человека, а как некий объект своей деятельности, элемент сложной системы. Иногда руководитель может утвердиться в мысли, что у подчиненного есть различные чувства, мнения, желания, взгляды, но руководитель не обязан их учитывать в своей деятельности, более того, их учет только вредит общему делу. Такие подходы не могут время от времени не вызывать у руководителя стрессы [22].

7. Особенности управленческого труда. С точки зрения стрессогенности управленческий труд имеет ряд особенностей. Во-первых, любого руководителя время от времени охватывает чувство профессиональной несостоятельности. Темпы технологических изменений в наше время настолько велики, что количество знаний, требуемых для того, чтобы не отставать от жизни, достигает головокружительных размеров. У руководителя возникает ощущение, что ему не хватает образования, опыта, навыков. Усилия же, необходимые для усвоения новых знаний и опыта, каждый год отнимают все больше и больше времени и энергии. Руководитель стоит перед выбором: либо изо всех сил пытаться угнаться за временем и решить непосильную задачу, либо остаться в хвосте с отрицательным самоощущением о своей компетентности и профессионализме. В свою очередь, невозможность или неспособность оказаться на высоте своего профессионального долга влечет за собой появление ощущения личностного поражения, особенно у специалистов с высоким чувством профессиональной ответственности [23].


Во-вторых, управленческий труд связан с перегрузками, временным прессингом, постоянным переключением с одного вида деятельности на другой. Иногда побуждающей силой для работы становятся жесткие временные рамки и фиксированное расписание. Однако это не должно продолжаться постоянно, так как чревато стрессом. Любому руководителю, наряду с традиционными перерывами в работе, необходимы короткие паузы (от нескольких часов до нескольких дней) между завершением одной служебной задачи и переходом к следующей. Во время этого относительного затишья он может сбросить накапливающееся напряжение, оглядеться вокруг, расслабиться, действительно избавиться от всего лишнего. Без этих кратковременных передышек руководитель чувствует себя почти в ловушке. У него нет ни минуты, чтобы остановиться и объективно проанализировать результаты своей работы [24].

В-третьих, для управленческого труда характерна монотонность, недостаток разнообразия. Руководитель время от времени нуждается в новых впечатлениях, чтобы сохранить собранность и творческие потенции. Его деятельность, в основе своей состоящая из выполнения административных обязанностей, ведет к состоянию монотонности. Ряд профессионалов, по меткому замечанию Д. Фонтаны, признаются, что по утрам, собираясь на работу, они испытывают почти паническое состояние, поскольку уверены в однообразности и непреложности всех событий предстоящего трудового дня. Дело не в том, что сами по себе эти события нежелательны. Просто их предсказуемость достигает той точки, за которой утрачивается ее успокаивающий эффект и появляется однообразие, монотонность, серость и ограниченность. Почему монотонность сопряжена со стрессом? Потому что однообразие некоторых аспектов работы остро напоминает руководителю об утекающем времени.

В-четвертых, руководитель зачастую принимает решения при явном недостатке необходимой служебной информации либо при не возможности передать необходимые инструкции в соответствующие инстанции. Обычно это создает ощущение неполного контроля над событиями. Иногда прямая попытка получить нужную информацию превращается из короткой, легко выполнимой задачи в нечто длительное, часто крайне бесплодное и ведущее к сильному стрессу.

Успешно конкурируют со стрессом на работе так называемые внеслужебные стрессоры. К ним обычно относят следующие [25].

1. Стресс, вызванный супругом. Возникает, главным образом, в результате столкновения либо темпераментов, либо интересов (нежелание помогать по дому, задержки на работе, ревность, разные взгляды на жизнь, супружеская измена и др.).