Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что в течение длительного времени проблему профессионального стресса изучали многие исследователи.

Такой интерес ученых обусловлен тем, что воздействие стресса происходит с различных сторон. С одной стороны он оказывает влияние на результативность профессиональной деятельности, а с другой воздействует на состояние специалиста, его психофизиологическое состояние и эффективность овладения специалистом профессиональных требований.

Профессиональная деятельность руководителя предполагает выполнение разнообразных видов деятельности, которые требуют высокой квалификации и ответственности со стороны руководителя, а так же высокий уровень умственных и творческих способностей. Многими исследователями было зафиксировано то, что деятельность руководителей может протекать как в стабильных условиях, так и в изменяющихся условиях. В результате многочисленных экспериментальных данных было зафиксировано, что существенно возрастает важность различных компонентов профессиональных способностей в изменяющихся условиях, осуществляется качественное изменение психических процессов, например, аналитическое мышление, может дополняться творческим.

Следует отметить, что главенствующие особенности управленческой деятельности находят свое выражение в хОООтично возникающих организационных ситуациях, а так же в результате проблемы ролевой и функциональной неопределенности.

В своей профессиональной деятельности, руководитель принимает участие в различных видах деятельности и выполняет различные функций, а так же принимает разного рода ответственность. Руководитель сталкивается с решением различных профессиональных задач, обязан обрабатывать большой поток информации. Во многих случаях такая деятельность протекает в условиях функциональной и ролевой неопределенности при дефиците времени. Помимо всего прочего, руководитель принимает решения, сопровождающиеся высоким уровнем ответственности, руководит и координирует работу своих подчиненных, работает в условиях экономических рисков.

Цель исследования: изучить специфику профессионального стресса в управленческой деятельности.

Объект исследования – профессиональный стресс.

Предмет исследования – специфика профессионального стресса в управленческой деятельности.

Задачи исследования.


1. Раскрыть, понятие «профессионального стресса».

2) Рассмотреть стресс в управленческой деятельности.

3)Провести эмпирическое исследование специфики профессионального стресса в управленческой деятельности.

4) Предоставить рекомендации по профилактики организационного стресса.

Гипотеза исследования: высокий уровень конфликтности руководителя оказывает влияние на развитие профессионального стресса в управленческой деятельности.

Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования: теоретические - критический анализ литературы по теме исследования; тестирование; опрос.

Методики исследования: экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева); опросник «Оценка мотивации организационного поведения».

Практическая значимость заключается в использовании материалов исследования для профилактики профессионального стресса в деятельности менеджеров и руководителей.

Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проходило в ООО «Пробизнес». В исследовании приняли участие менеджеры по проектам в количестве 5 человек.

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению профессионального стресса

1.1 Понятие «профессионального стресса»

Стресс является нарушением психологического состояния впоследствии травмирующих ситуаций, это могут быть как негативные условия трудовой деятельности, так и другие аспекты человеческой деятельности.

Во многих случаях стресс возникает в результате утомления и усталости. Исследователями различается три стадии стресса: повседневный, средней тяжести и глубокий. Повседневный стресс является следствием накопительной особенности психики человека. Он возникает в результате выполнения сложной трудовой деятельности, из-за неблагоприятных условий трудовой деятельности, при наличии неблагоприятного психологического климата внутри коллектива и т.д.[1]


Практически каждому человеку приходилось сталкиваться со стрессом, который сопровождался при этом эмоциональным дискомфортом. В основном, стресс рассматривается как специфические психические, физические и химические реакции человека на стрессоры.

В условиях трудовой деятельности психологический стресс проявляется в реакции специалиста на сложную, трудно разрешимую, в соответствии с его представлением ситуацию [2].

Организационный стресс может негативно воздействовать на эффективность трудовой деятельности и общую трудоспособность специалиста. Из-за длительного пребывания в данном состоянии значительно снижается мотивация к труду, увеличивается брак на производстве, повышается уровень травматизма на предприятии.

Организационный стресс может приводить к алкоголизму, прогулам, воровству, текучесть кадров резко возрастает.

В результате проблемы трудового стресса в психологии возникла новая отрасль для изучения - «Психология профессионального здоровья». Данная отрасль рассматривает проблемы охраны здоровья работников и осуществляет превентивную работу с работниками организации.

Наличие стресса может спровоцировать развитие деструктивных физиологических состояний человека, на базе которых впоследствии возникают многочисленные психосоматические заболевания, которые трудно поддаются лечению. Поэтому, первоначально следует устранить причину – стресс[3].

Еще одним часто встречающимся понятием является “психическое выгорание”, который рассматривают, как синдром, который появляется в результате латентных профессиональных стрессов. При сопоставлении специфики развития и протекания синдрома “выгорания” в разных профессиональных группах было зафиксировано, наиболее часто оно выражено у специалистов занятых в профессии системы «человек - человек».

По определению Г. Селье стресс является всем тем, что приводит к быстрому старению организма или вызывает болезни [4].

В трудовых условиях стресс является одной из главных причин оказывающих воздействие на высокий уровень заболеваемости, главным образом, сердечнососудистыми и нервно-психическими, которые приводят к стойкой и длительной утрате трудоспособности.

Распространение организационного стресса приводит к снижению трудоспособности специалистов, и приводят организацию к экономически неэффективному состоянию[5].


С нервным перенапряжением и стрессом на работе сталкиваются все категории работников – от руководителей самого высокого ранга до работников, которые выполняю вредные и опасные работы и специалистов с низкой квалификацией.

Причинами профессионального стресса выступают как физические, так и психологические факторы, притом как действительно существующие, так и воображаемые. Физическими стрессорами могут выступать деструктивные воздействия профессиональной деятельности: значительная физическая нагрузка, недостаточная разработка эргономических аспектов и т.д.[6]

Среди психологических стрессоров выделяются такие как: повышенная ответственность, недостаточный или чрезмерный уровень информации, неточность обстоятельств, повышенная мотивация, недостаток времени, частая или быстрая перестройка стратегий поведения в процессе сложившейся ситуации, неудовлетворенность карьерным ростом, повышенная конфликтность в коллективе и т.д.[7]

В рамках профессионального стресса выделяются определенные стресс-синдромы, которые рассматриваются как комплекс в относительной степени стабильных проявлений стрессовой рефлексии в организационно сложных обстоятельствах.

Стресс-синдромы являются деструктивными последствиями, появляющимися в контексте взаимодействия работника с трудовой деятельностью, выполнение которой осуществляется в конкретных трудовых условиях при наличии различных стресс-факторов.

Теоретические теории и эмпирические практики стресс-менеджмента определяют специфику развития профессионально детерминированных синдромов стресса, среди которых выделяются[8]:

  • причины стресса, обусловленные содержательными характеристиками и условиями трудовой деятельности определенного типа;
  • симптоматика переживаний стресса вроде острых и хронических стрессовых состояний;
  • фиксация деструктивных последствий стресса в форме устойчивых индивидуальных и поведенческих деформаций.

На базе данного подхода выделяют несколько уровней синдромов стресса трудовой деятельности:

1) отображение индивидуальных репрезентаций определенных стресс-факторов или стрессовых ситуаций, которые для человека воспринимаются как отягощающие или затрудняющие эффективное выполнение трудовой деятельности, и оказывающие деструктивное воздействие на качество его жизни и душевный комфорт;

2) переживание стресса в виде симптомов острых, кратковременных, хронических, главенствующих стрессовых или постстрессовых состояний. Среди таких стояний можно в качестве примера обозначить сниженную работоспособность, которая может возникать из-за монотонии, психического пресыщения, напряженности, стресса, утомления.


Согласно воззрениям Н. Е. Водопьяновой стрессовые симптомы можно обнаружить во всех сферах психики:

- эмоциональная сфера проявляется в чувстве тревоги, переживания значимости текущей ситуации;

- когнитивная сфера проявляется в восприятии угрозы, опасности, оценки ситуации как неопределенной;

- мотивационная сфера выражается в мобилизации или капитуляции сил, в подъеме или торможении, которое сопровождается чувством усталости, ощущениями вялости и потерей интереса.

- поведенческая сфера связана с изменением активности, типичных темпов деятельности, возникновения скованности в движениях или в коммуникации[9];

3) симптомы устойчивых личностных и поведенческих деструкций и деформаций.

Профессиональные деструкции являются постепенно накопившимися деструктивными последствиями трудовых стрессов в форме стабильных изменений структуры и содержания трудовой деятельности, в том числе и структуры личности. Такие деструкции оказывают негативное воздействие на производительность, удовлетворенность трудовой деятельностью, на развитии личности работника.

В рамках выполнения профессиональных обязанностей перенапряжение нервной системы выражается в эмоциональных вспышках, способных провоцировать экстремальные ситуации. Через некоторое время порог экстремальности снижается, в результате чего у работника наблюдается постоянное перенапряжение, из-за чего у него развивается эмоциональная неустойчивость. И порой, сотрудника из состояния эмоционального равновесия может вывести громкий звук или яркий свет.

Исследователями различаются следующие виды профессионального стресса[10]:

  • информационный стресс появляется в результате острой нехватки времени, в связи, с чем специалист не может справиться с возложенными задачами в краткий период времени из-за чрезмерной ответственности за принятые решения. Часто меняющиеся требования вызывают напряженность высшей нервной деятельности. Часто информационные критерии могут вноситься на завершающем этапе трудовой активности, из-за чего возникает необходимость в кардинальной переделке;
  • эмоциональный стресс проявляется в результате затянувшихся конфликтных ситуаций в трудовом коллективе, главным образом, с руководством. Психологический настрой работника примеру, может существенно снижаться из-за постоянных угроз увольнения.
  • коммуникативный стресс является разновидностью эмоционального стресса, который выражается в проблемах взаимодействия с коллегами.