Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению профессионального стресса
1.1 Понятие «профессионального стресса»
1.2 Стресс в управленческой деятельности
Глава 2. Эмпирическое исследование специфики профессионального стресса в управленческой деятельности
2.1 Организация, анализ результатов исследования
2.2 Методические рекомендации профилактики организационного стресса
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в течение длительного времени проблему профессионального стресса изучали многие исследователи.
Такой интерес ученых обусловлен тем, что воздействие стресса происходит с различных сторон. С одной стороны он оказывает влияние на результативность профессиональной деятельности, а с другой воздействует на состояние специалиста, его психофизиологическое состояние и эффективность овладения специалистом профессиональных требований.
Профессиональная деятельность руководителя предполагает выполнение разнообразных видов деятельности, которые требуют высокой квалификации и ответственности со стороны руководителя, а так же высокий уровень умственных и творческих способностей. Многими исследователями было зафиксировано то, что деятельность руководителей может протекать как в стабильных условиях, так и в изменяющихся условиях. В результате многочисленных экспериментальных данных было зафиксировано, что существенно возрастает важность различных компонентов профессиональных способностей в изменяющихся условиях, осуществляется качественное изменение психических процессов, например, аналитическое мышление, может дополняться творческим.
Следует отметить, что главенствующие особенности управленческой деятельности находят свое выражение в хОООтично возникающих организационных ситуациях, а так же в результате проблемы ролевой и функциональной неопределенности.
В своей профессиональной деятельности, руководитель принимает участие в различных видах деятельности и выполняет различные функций, а так же принимает разного рода ответственность. Руководитель сталкивается с решением различных профессиональных задач, обязан обрабатывать большой поток информации. Во многих случаях такая деятельность протекает в условиях функциональной и ролевой неопределенности при дефиците времени. Помимо всего прочего, руководитель принимает решения, сопровождающиеся высоким уровнем ответственности, руководит и координирует работу своих подчиненных, работает в условиях экономических рисков.
Цель исследования: изучить специфику профессионального стресса в управленческой деятельности.
Объект исследования – профессиональный стресс.
Предмет исследования – специфика профессионального стресса в управленческой деятельности.
Задачи исследования.
1. Раскрыть, понятие «профессионального стресса».
2) Рассмотреть стресс в управленческой деятельности.
3)Провести эмпирическое исследование специфики профессионального стресса в управленческой деятельности.
4) Предоставить рекомендации по профилактики организационного стресса.
Гипотеза исследования: высокий уровень конфликтности руководителя оказывает влияние на развитие профессионального стресса в управленческой деятельности.
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования: теоретические - критический анализ литературы по теме исследования; тестирование; опрос.
Методики исследования: экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева); опросник «Оценка мотивации организационного поведения».
Практическая значимость заключается в использовании материалов исследования для профилактики профессионального стресса в деятельности менеджеров и руководителей.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проходило в ООО «Пробизнес». В исследовании приняли участие менеджеры по проектам в количестве 5 человек.
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению профессионального стресса
1.1 Понятие «профессионального стресса»
Стресс является нарушением психологического состояния впоследствии травмирующих ситуаций, это могут быть как негативные условия трудовой деятельности, так и другие аспекты человеческой деятельности.
Во многих случаях стресс возникает в результате утомления и усталости. Исследователями различается три стадии стресса: повседневный, средней тяжести и глубокий. Повседневный стресс является следствием накопительной особенности психики человека. Он возникает в результате выполнения сложной трудовой деятельности, из-за неблагоприятных условий трудовой деятельности, при наличии неблагоприятного психологического климата внутри коллектива и т.д.[1]
Практически каждому человеку приходилось сталкиваться со стрессом, который сопровождался при этом эмоциональным дискомфортом. В основном, стресс рассматривается как специфические психические, физические и химические реакции человека на стрессоры.
В условиях трудовой деятельности психологический стресс проявляется в реакции специалиста на сложную, трудно разрешимую, в соответствии с его представлением ситуацию [2].
Организационный стресс может негативно воздействовать на эффективность трудовой деятельности и общую трудоспособность специалиста. Из-за длительного пребывания в данном состоянии значительно снижается мотивация к труду, увеличивается брак на производстве, повышается уровень травматизма на предприятии.
Организационный стресс может приводить к алкоголизму, прогулам, воровству, текучесть кадров резко возрастает.
В результате проблемы трудового стресса в психологии возникла новая отрасль для изучения - «Психология профессионального здоровья». Данная отрасль рассматривает проблемы охраны здоровья работников и осуществляет превентивную работу с работниками организации.
Наличие стресса может спровоцировать развитие деструктивных физиологических состояний человека, на базе которых впоследствии возникают многочисленные психосоматические заболевания, которые трудно поддаются лечению. Поэтому, первоначально следует устранить причину – стресс[3].
Еще одним часто встречающимся понятием является “психическое выгорание”, который рассматривают, как синдром, который появляется в результате латентных профессиональных стрессов. При сопоставлении специфики развития и протекания синдрома “выгорания” в разных профессиональных группах было зафиксировано, наиболее часто оно выражено у специалистов занятых в профессии системы «человек - человек».
По определению Г. Селье стресс является всем тем, что приводит к быстрому старению организма или вызывает болезни [4].
В трудовых условиях стресс является одной из главных причин оказывающих воздействие на высокий уровень заболеваемости, главным образом, сердечнососудистыми и нервно-психическими, которые приводят к стойкой и длительной утрате трудоспособности.
Распространение организационного стресса приводит к снижению трудоспособности специалистов, и приводят организацию к экономически неэффективному состоянию[5].
С нервным перенапряжением и стрессом на работе сталкиваются все категории работников – от руководителей самого высокого ранга до работников, которые выполняю вредные и опасные работы и специалистов с низкой квалификацией.
Причинами профессионального стресса выступают как физические, так и психологические факторы, притом как действительно существующие, так и воображаемые. Физическими стрессорами могут выступать деструктивные воздействия профессиональной деятельности: значительная физическая нагрузка, недостаточная разработка эргономических аспектов и т.д.[6]
Среди психологических стрессоров выделяются такие как: повышенная ответственность, недостаточный или чрезмерный уровень информации, неточность обстоятельств, повышенная мотивация, недостаток времени, частая или быстрая перестройка стратегий поведения в процессе сложившейся ситуации, неудовлетворенность карьерным ростом, повышенная конфликтность в коллективе и т.д.[7]
В рамках профессионального стресса выделяются определенные стресс-синдромы, которые рассматриваются как комплекс в относительной степени стабильных проявлений стрессовой рефлексии в организационно сложных обстоятельствах.
Стресс-синдромы являются деструктивными последствиями, появляющимися в контексте взаимодействия работника с трудовой деятельностью, выполнение которой осуществляется в конкретных трудовых условиях при наличии различных стресс-факторов.
Теоретические теории и эмпирические практики стресс-менеджмента определяют специфику развития профессионально детерминированных синдромов стресса, среди которых выделяются[8]:
- причины стресса, обусловленные содержательными характеристиками и условиями трудовой деятельности определенного типа;
- симптоматика переживаний стресса вроде острых и хронических стрессовых состояний;
- фиксация деструктивных последствий стресса в форме устойчивых индивидуальных и поведенческих деформаций.
На базе данного подхода выделяют несколько уровней синдромов стресса трудовой деятельности:
1) отображение индивидуальных репрезентаций определенных стресс-факторов или стрессовых ситуаций, которые для человека воспринимаются как отягощающие или затрудняющие эффективное выполнение трудовой деятельности, и оказывающие деструктивное воздействие на качество его жизни и душевный комфорт;
2) переживание стресса в виде симптомов острых, кратковременных, хронических, главенствующих стрессовых или постстрессовых состояний. Среди таких стояний можно в качестве примера обозначить сниженную работоспособность, которая может возникать из-за монотонии, психического пресыщения, напряженности, стресса, утомления.
Согласно воззрениям Н. Е. Водопьяновой стрессовые симптомы можно обнаружить во всех сферах психики:
- эмоциональная сфера проявляется в чувстве тревоги, переживания значимости текущей ситуации;
- когнитивная сфера проявляется в восприятии угрозы, опасности, оценки ситуации как неопределенной;
- мотивационная сфера выражается в мобилизации или капитуляции сил, в подъеме или торможении, которое сопровождается чувством усталости, ощущениями вялости и потерей интереса.
- поведенческая сфера связана с изменением активности, типичных темпов деятельности, возникновения скованности в движениях или в коммуникации[9];
3) симптомы устойчивых личностных и поведенческих деструкций и деформаций.
Профессиональные деструкции являются постепенно накопившимися деструктивными последствиями трудовых стрессов в форме стабильных изменений структуры и содержания трудовой деятельности, в том числе и структуры личности. Такие деструкции оказывают негативное воздействие на производительность, удовлетворенность трудовой деятельностью, на развитии личности работника.
В рамках выполнения профессиональных обязанностей перенапряжение нервной системы выражается в эмоциональных вспышках, способных провоцировать экстремальные ситуации. Через некоторое время порог экстремальности снижается, в результате чего у работника наблюдается постоянное перенапряжение, из-за чего у него развивается эмоциональная неустойчивость. И порой, сотрудника из состояния эмоционального равновесия может вывести громкий звук или яркий свет.
Исследователями различаются следующие виды профессионального стресса[10]:
- информационный стресс появляется в результате острой нехватки времени, в связи, с чем специалист не может справиться с возложенными задачами в краткий период времени из-за чрезмерной ответственности за принятые решения. Часто меняющиеся требования вызывают напряженность высшей нервной деятельности. Часто информационные критерии могут вноситься на завершающем этапе трудовой активности, из-за чего возникает необходимость в кардинальной переделке;
- эмоциональный стресс проявляется в результате затянувшихся конфликтных ситуаций в трудовом коллективе, главным образом, с руководством. Психологический настрой работника примеру, может существенно снижаться из-за постоянных угроз увольнения.
- коммуникативный стресс является разновидностью эмоционального стресса, который выражается в проблемах взаимодействия с коллегами.