Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (подробно).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
В избыточное , приводящее к неприятных и симптомов. них чаще отмечаются :
(телесные) : сердцебиения, боли, , спазмы и , пищеварения, и др. Исследования деятельности и болезней картину: , собственники и в раз чаще от миокарда, чем , и в два раза , чем или судьи [10, с. 87].
: резкие , чрезмерная , беспокойство, к окружающим, в том к близким , сосредоточить , чувства и склонность к [10, с. 89].
симптомы: от насущных - как , так и бытовых; , курением, ; возникновение , чреватых ; взаимопонимания с [там же, с. 92].
отмечают, что для руководителя ответственности за задач. принцип: «, дело хорошо, - его сам», или по мере контролировать все каждой . Наиболее в плане те руководители, правильно , распределять между . поступает тот , оставляет для приоритетные и доверяет нижестоящим . При очень компетентного , , помощника и т.п., «отфильтровывать» для лишь вопросы.
, специфика управленческой в том, что руководитель ряд внешних , сам и решать и цели, решения, к эффективному .
2.2 стресса в
Стрессоры подразделяются на и . Рассмотрим , представленные в по .
Плохая деятельности (, , неритмичность), в работе. работает в . Руководитель, в , действует в , выстроенной по , и неритмичность, в вышестоящего тут же на деятельности .
Недостаток , выполнять, обязанностей, еще и , что уменьшает , необходимого для обязанностей. В работа некачественно, так как ее увеличен, с высоким , но это дается ценой - напряжения сил.
рабочего ( в сверхурочные и ). Человеческому естественные, в течение , , года. периоды сна и . Когда нарушать - накапливается .
сверхурочного . руководителя в строгие служебного . того, руководителя с непредвиденных .
Статусные ( статус, , недостаточные продвижения). Для работа их личности. , при ее значимости, в общество и ее невысоко, склонны то, что руководитель, как не особого или же как , с которым кто угодно, чувство , значимости. продвижения как ценности , так и уверенности в .
Заорганизованность, и суета ( и процедуры). этого ненужное «» и совещания. Эти стресс по , так как у руководителя , что он тратит на , ненужных и на всевозможных не времени, чем на . Вероятность усиливается в руководителем скрываемого , что постоянных и длительных не что иное, как руководителей занятость, статус и , собственное .
отдельного стрессоры в . Под ними , присущие не работе, , с помощью управленческая на уровне. К относят [2, с. 96]:
1. ролевые . руководитель не служебных по того, что он и где границы его . перечень ставит в уязвимую : он ничего не , ему , что он должен ; же он проявляет , его в превышении .
2. конфликт, в , когда два руководителя .
3. Нереалистично , стремление к .
4. взаимодействия с , игнорирование ими .
5. Особенности с по горизонтали. лицом в , зачастую решений . В этих он в возможности проблемы с , не только , , но и замечания, , то то, что называется , успокоить того, что те же трудности, что и он.
6. с персоналом. «» могут , когда с либо , либо и . В первом ожидает (в случае - ) , а наталкивается на и агрессию. Во руководителю и обвинения, по относятся к , а не к руководителю . Стремление « и корректным» не ситуацию. С , в случае над собой себя еще , конфликт как непрофессионализма.
7. труда. С стрессогенности, имеет ряд .
, любого от времени профессиональной . У возникает , что ему не образования, , . Усилия же, для новых и , каждый год все времени и . стоит : либо изо сил угнаться за и непосильную , остаться в с своей и . В свою , или неспособность на своего влечет за ощущения , особенно у с чувством .
Во-вторых, связан с , прессингом, с одного на другой. силой для жесткие и фиксированное . Это не продолжаться , так как стрессом. , наряду с в работе, (от нескольких до дней) одной и переходом к . Во этого он может напряжение, , , избавиться от . Без этих чувствует в . У него нет ни , остановиться и результаты .
В-третьих, для характерна , разнообразия.
, зачастую при явном служебной при невозможности инструкции в . Обычно это неполного над . Иногда получить превращается из , выполнимой в , часто и ведущее к занятие.
со служебными, так называемые . К ним обычно :
Стресс, . Возникает, , в результате либо ( помогать по , на работе, , взгляды на , измена и др.).
, детьми. и детей , как мир, , как глава , , что дети все не так, «как », , что в свое сам точно так же. Он « их жизни», им свой , однако с , что дети не у него, а у как . Почему-то им учиться на . Все вышесказанное и к у руководителей-женщин.
, родителями и . та же проблема и , но уже с другой . не может , он - человек, на многих , - все еще сыном (), родители . Если это с формой , то выступать в .
Стресс, обстановкой. у слишком домашних и малое для их , такое может . К этому можно соседей, , связанные с по счетам, от времени и т. д.
Таким , причинами в деятельности организация ; недостаток ; режима ; использование ; статусные ; , бюрократизм, ; ролевые ; конфликт; притязаний; с вышестоящим , по горизонтали и ; управленческого .
3. ВОЗМОЖНОСТИ И БОРЬБЫ С В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
3.1 стрессов
Р по профилактике , управленческой , как бы на два «фронта»: , в чьи вменяется стресса у , и , которым от стрессов и не стрессодателями для .
неотъемлемая в руководителя. Но слова , нобелевского Селье: « - это и вкус . стресс с деятельностью, его лишь тот, кто не . Но кому без дерзаний, без , без ? Поэтому не избегать , а удовольствие от » [22, с. 54].
А для весьма благоприятных , включающее в освещение, воздух, и цвет , возможное фона. Там, где не эргономикой, и эффективность выше. Для , приводящих к , грамотно , разводя в комнаты или друг к тех, кто в отношениях и . В то же время мероприятия, коллектив, , конкурсов среди с их последующим . , улучшение в - один из и серьезных в стратегии . скрипку по играет , который демократическим . Авторитарный всегда стресса для . Психологи эффективным подчиненного , производится по « ». Она начинается с работника в и с положительного к со стороны . высказываются по конкретному , чего уверенность, что с проблемой. же другая , , «минус-плюс-минус», то стресс . По психологов 1 с руководителем , в среднем, на . Демократический с прибеганием к лишь в снижает в .
Очень антистрессовой является при на работу. Оно фильтрацию , к стрессу и не , в коллективе большое работников. множество на , которые во время с трудоустроиться по . Как показывает , не просто человека к , но его психотип. по-иному стресс, чем . А и гипертим иные из стрессового , астеник. мало , стрессовый и помогающих людей с или акцентуациями с людьми с [16, с. 121].
Профилактика – это, прежде , всех , способствующих напряженности, как во , так и во пространстве . методы , наиболее .
первым, и наи методом , является релаксация, то адаптация к факторов, при сам начинает на , а при постоянной вовсе.
стратегий в ситуации, с из него, с потери , что на два типа – или побег, нет сил - .
Устранение и информации о ней.
неприемлемым профилактики, но в к специалисту в , помогает не стресс, но и не ему возникнуть .
лучшим организма энергией, со стрессом, от жизни, и , не дадут шансов.
3.2 стресса в
Многообразие , а также состояний, у менеджеров, отражение и в стратегий и (копинг-стратегий).
из социологических по методов стрессов исследователями стресса в . Они проанализировали тысяч , руководителями и звеньев. управленческого : полномочий, ситуаций, целей и заданий, , приводящих к , с коллегами, , беседы по с и встречи с ( работы), занятия ( ), переключение на (вне ), оптимально дня (на работе и вне ее), от ситуаций ( , перерыв в ), интересная, , ежедневные для коротких , отпуска на (два или ), специальных , тренировка, в тренингах, (психологические ) [24, с. 356].
отметить, что, по исследователей, пре стресса в не являются , то одни и те же быть в ситуациях и в . Так, стрессовые , ролевой и в направлении , лучше с стратегий, на ситуации; а на решения – разговорами с . , неэффективно пре перегрузки с с другими, а на решения – из ситуации.
Еще к преодолению в управленческой развитие мышления, на отношения к стрессогенной и возможностей с ней. Так, в , проведенном интервью с по выборке 75 среднего , уровень в для индивида , сопряженных с . Авторы , что уровень был у тех менеджеров, стрессовые как , стимулирующий их , того, их поведения . Причем в три составляющие: к действиям , риска, трудностей и (то есть «» ошибок и ).
установлено, что часто к «» формам как преодоления – например, , как алкоголя и , а также .
популяционное , в 1996 , в , показало, что по алкоголя среди принадлежит . уровень , оказалось, у них употребление и его с употреблением . следует , что для предпринимателей давность [20, с. 131].
В исследованиях данные, о том, что деятельность благоприятные для алкогольной , В факторов для алкоголизма на в литературе особенности :
- гибкость и возможность свой ;
- работа вне прямого со как начальства, так и ;
- наглядности активности;
- как часть роли ( , презентации, и др.);
- на износ.
вполне для деятельности , что, в свою , потенциальную для его здоровья. , что не только в том, что заглушить алкоголем, но и в том, что устанавливают в употребления . , что в некоторых (в том и в России) довольно к проблеме: в них рассматривается как « деловой ».
того, , при интервьюировании звена, о том, что может как важный по служебной . вначале , такой теряет к эффективных и сам руководить или ее . Достигнув , такой окружает лицами, поступающую к и таким доступ к . Между и его формируются , поскольку с их он свой в , престиж, и продолжать .
бы также на тот факт, что трудно исследования менеджерами . Этические жесткие на алкоголя и в условиях. на псмхоактивных во странах с гражданско-правовых , , в частности, прав в его принуждения к . того, социальной , самоотчетов ( , о количестве ) также как достоверные.
К преодоления и в программах или стрессом. профилактики и , связанных с , является из задач их профессионального . В время все чаще и как неотъемлемая за возможность . Как , основные на повышение менеджеров к , а не на их .
К мероприятиям, на стресса, разминки на , физические , , а также временем. Все распространение методик, на возбудимости, : дыхания, релаксации, связи и .
В конкретного привести навыков ситуаций для Дж. (1987). Про высокую в и основывается на клинического с 200 на тему стрессом. в себя три :
1. Самостоятельная (выделение стресса и им реакций, стрессоустойчивости).
2. по вопросам профессионального ( о стрессе и об (стратегиях) его в с современным и и м и).
3. Оценка стратегии и по их использования [20, с. ].
В время и в на психологических достаточно программ стрессом, на разного . целью является навыкам ситуациями. Для цели следующие управленческого : навыкам и ; освоение и расслабления (); систем рабочего ( ); обучение конфликтными ; навыками ; формирование мышления.
, к самостоятельным стратегиям преодоления относится и участие в программах психопрофклактики или управления стрессом. К мероприятиям, направленным на профилактику стресса, можно отнести разминки на рабочем месте, физические упражнения, медитацию, а также программы управления временем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель настоящего исследования заключалась в том, чтобы изучить специфические особенности профессионального стресса в управленческой деятельности.
В ходе исследования был решён ряд задач и сделаны следующие выводы:
Стресс – это особое состояние организма человека, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. Такие раздражители называют стрессорами. Они могут быть психологическими и физиологическими. Выделяют три стадии стресса: фаза шока и противошока; фаза резистентности; фаза истощения.
Выделяют следующие виды стресса: эвстресс, дистресс, межличностный, личностный, семейный, рабочий, финансовый, общественный, экологический. Одним из видов стресса является профессиональный, под которым понимается многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. Профессиональный стресс бывает информационным, эмоциональным, коммуникативным. Причины профессионального стресса: условия труда; статус работника; развитие карьеры; межличностные отношения в коллективе; общий трудовой климат в организации и другие.
Специфика профессионального стресса управленческой деятельности заключается в том, что руководитель должен решать ряд внешних проблем, сам ставить и решать стратегические и тактические цели, принимать нестандартные решения, стимулировать подчинённых к эффективному труду.
Основными причинами стрессов в управленческой деятельности являются плохая организация служебной деятельности; недостаток сотрудников; нарушение режима рабочего времени; использование сверхурочного времени; статусные проблемы; заорганизованность, бюрократизм, формализм; нечёткие ролевые обязанности; ролевой конфликт; высокий уровень притязаний; особенности взаимодействия с вышестоящим руководством, коллегами по горизонтали и персоналом; специфика управленческого труда.