Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема профессионального стресса уже на протяжении нескольких десятков лет является объектом пристального внимания ученых. С одной стороны, профессиональный стресс оказывает влияние на эффективность выполняемой деятельности, но, с другой стороны, представляет особую для нас важность, влияет на состояние субъекта труда, его физическое и психологическое здоровье и самочувствие, а также на успешность личности в овладении требованиями профессии в целом. Проблеме стрессогенных факторов и их влиянию на работоспособность человека, адаптации личности к условиям профессиональной деятельности посвящено много работ в отечественной науке. Тем не менее, проблема профессионального стресса на сегодняшней день не снижает своей актуальности.

На сегодняшний день проблема стресса в управленческой деятельности и борьбы с этим стрессом стоит очень остро. В управленческой деятельности стрессовые ситуации подстерегают на каждом шагу, поэтому очень важно знать каковы причины стрессов, как их можно избежать, или каким способом преодолеть стрессовые ситуации.

Актуальность выбранной темы позволяет определить объект, предмет, сформулировать цель и задачи настоящего исследования.

Объект исследования: профессиональный стресс.

Предмет исследования: особенности профессионального стресса руководителей.

Цель исследования: изучить специфические особенности профессионального стресса в управленческой деятельности.

Задачи исследования:

  1. определить понятие стресса;
  2. рассмотреть специфику профессионального стресса как одного из видов стресса;
  3. изучить понятие и особенности профессионального стресса в управленческой деятельности;
  4. выявить причины стресса в управленческой деятельности;
  5. рассмотреть возможности профилактики стрессов руководителей;
  6. проанализировать методы преодоления стресса в управленческой деятельности.

В ходе исследования были использованы такие методы: теоретический анализ специальной литературы, сопоставление и синтез данных.

Теоретическую базу исследования составили материалы учебных пособий, монографий, периодической печати и интернет-ресурсы.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, трёхх глав, заключения и списка литературы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

1.1 Понятие стресса

Сегодня стресс прочно вошёл в нашу жизнь. Он является её неотъемлемой частью, потому что большинство людей ведут напряженный образ жизни. Ведь жить в наше время не так уж просто, как кажется на первый взгляд. Жизнь в постоянной спешке, эта вечная суета, эти вечные проблемы, от которых никуда не деться. Люди, как муравьи в этом огромном муравейнике под названием планета Земля. И каждодневные стрессы – это уже норма жизни, потому что такова наша система, такова наша человеческая природа, и по-другому никак.

Следовательно, стресс — неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания — важный компонент личного опыта любого человека.

Стрессом (от англ. stress — давление, напряжение) обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия — стрессоры [5, с. 14].

Есть очень много формулировок данного определения. В некоторых статьях говорится, что это определение впервые было введено ещё в 1303 году, английским поэтом Робертом Маннингом.

В медицине впервые был введен Г.Селье. Он полагает, что понятие «стресс» пришло в английский язык из старого французского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс». Затем первый слог исчез из-за смазывания или «проглатывания».

Итак, стресс — это устоявшееся понятие и его чаще всего определяют, как попытку восстановить нарушенный гомеостаз психических, физиологических и биохимических процессов в организме. Стресс вызывает все условия, нарушающие гомеостаз [13, с. 29].

Специалисты считают, что предпосылкой стресса может стать любое эмоциональное, психологическое возбуждение. Считается, что стресс могут вызвать, как положительные эмоции, такие как например, рождение ребенка, замужество (женитьба) так и отрицательные - потеря работы, смерть близкого человека. Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке).

Один из авторов теории стресса Ганс Селье определяет его, как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, изначально подготавливающих организм к физической активности (к сопротивлению, борьбе, бегству). Это обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние тех или иных факторов (стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определённые гормоны, из-за чего изменяется режим работы внутренних органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней - в этом и состоит основное биологическое значение стресса [22, с. 34-39].


Вообще стрессоры принято различать как психологические, так и физиологические. Например, к физиологическим относятся: болевые воздействия, большая физическая нагрузка, высокие и низкие температуры (жара, холод) и прочее.

А к психологическим, например, можно отнести - необходимость принятия решения, ответственность за что-либо, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и подобное этому.

Опять же стресcоры (факторы) могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в перегрузок) и ( в конфликтных , при , обидах).

в жизни в своеобразного . идёт не о , которые мы , как .

С.А. Игумнов , что стресса в степени собственной за , за окружающих, его в . И на фоне перераспределение . Нередко в ситуации себя , полностью психическое , точные и , однако при его резерв и с тем повышается различным . , как правило, [11, с. 77].

авторы , что некая силы и частоты ( следствия ответственности ) в наблюдений . Из исследователей - . , учащение у контролеров в зависимости от их при подсчете или большого . При самолета в частота у того , принимает о , хотя и осознание одинаковы для экипажа. То сделать , что в основном мы , когда ответственную [25, с. 19].

Г. выделил три в стресса:

1. ( шока и ). В фазе с большим , он с нагрузкой с , или функциональной, без глубинных .

2. Резистентность. Это эффективной , сбалансированность резервов . При обеспечивается от нормы на воздействующие .

3. Истощение. продолжается или стрессоры , то неизбежно истощения. В принято на два основных : (физиологический) и . человек существом и в его систем играет , то чаще психический наиболее для регуляции [22, с. 45].

, стресс – это организма , в ответ на раздражитель. называют . Они быть и . Выделяют три : фаза и ; фаза ; истощения.

1.2 как один из

В настоящее различают ( стресс, с желательным и организм) и ( стресс с эффектом). При активизация и процессов , действительности, .

, возникающий в , имеет и на нерабочее .

общей и следующая стресса.

. Большинство к внешнему с этим . Эта область как бы силой, влияние на все человека. мы не в мире с , то в категорию такие , как ожидания, , бессмысленность и , болезненные . межличностного с определенными . Поскольку приходится разнообразные в своей , то с другими и его оказывают на наше , , отношение к и проблемами людьми [6, с. 59].

имеет к , что делает и что с ним. Когда он не , определенные роли, как родителя, , и т.п. На стресс явлениями как , плохие , трудности, , , уход на .


стресс все по поддержанию и в ней – работа по , проблемы, поколениями, с болезнь и в , алкоголизм, .

стресс с тяжелой , отсутствием за работы, и ролевым . обеспечение , несправедливые , нарушение его стать .

Общественный к проблемам, , переживают людей, - , спад, , , расовое и .

Экологический воздействием окружающей , такого или его – загрязнение и , суровые , недоброжелательные , отня, шума и т.п.

не требует . оплатить , не расходов , в получении , уровня работы, и финансово , эти и другие являться . Данные выделены в от , в какой человека они .

подробнее на стресса.

— многообразный , в психических и на напряженные в деятельности [10, с. 92].

Е.А. предлагает виды профессионального [23, с. 84]:

  • ,

Информационный в случаях , когда не с возникшей ним и не успевает решение в ограничения во . может , принятие высокой , а также в , при недостатке , слишком или изменении профессиональной .

  • ,

Эмоциональный остро , поскольку установки и , связанные с его . стресс при или предполагаемой , унижения, , и обиды, в или разрыва с коллегами по или с руководством.

  • .

стресс, с проблемами , проявляется в , неумении от агрессии, отказ там, где это , в специальных от манипулирования, по общения.

на рабочем , ряд причин, встречающихся в деятельности:

труда. и отдельные характеризуются труда, не совпадают с . Способность с отработкой рабочих , производственной поставленных и труда, не характеризуется со .

Кроме , и интеллектуальные не всегда заявленным на . Такая приводит к профессионального . , около 20% смены дисфункции, в том – патологии.

на уровне . в трудовой немаловажную для уравновешенности . , что профессиональному подвержены звена, чем руководство или . Связан прежде с напряженностью – сложно между начальства и подчиненных.

карьеры и по карьерной . свойственно . Получить должность, более и уровень . А для некоторых – и своего эго. возможности стресс-фактором.

с коллегами и . производственный трудовые , крайне гладкими и . фактор частой профессионального .

трудовой в . Общая взаимоотношений руководством и на через . Как правило, чем и выше ее , тем тяжелее климат на .

Эмоциональный на соответствия сотрудником и им задач. В от фактора, умеет, но не справляться с , здесь несоответствие . В условиях это крайне фактор – как , чем образование и при этом, тем к стрессам.

В от развитых , в , одной из профессионального низкий платы на объема обязанностей;

условия субъективный стресса. возникает от , раскрытия сотрудника, процессов, алгоритмов задач, непосредственного .


трудовая без оплаты за . явление встречается в трудовой .

угрозы со о предстоящем , часто на местах. работу как средств к сотрудника с условиями и уровнем . Зачастую встречается в местности, где больше, чем мест, тем – с уровнем .

Сексуальные , к , находятся на как факторы развития в нашей . всего подвергаются , условно и работающие в с мужчин на . Как ни странно, подвержены, , недавние учебных , на службу в .

Итак, виды : , дистресс, , , личностный, , , финансовый, , . Одним из является , под понимается , выражающийся в и реакциях на в трудовой . Профессиональный информационным, , . Причины : условия ; работника; ; межличностные в ; общий в организации и .

2. ОСОБЕННОСТИ СТРЕССА В

2.1 Понятие и стресса в

Во всем и фирмы профиля убытки, неблагополучием . По данным «Бизнес», не 20% и потерь от , прогулов, переменам и труда стрессами и [17, с. 54].

людей , что на работе у них озабоченность, и , приводят к и самочувствия, сна, и даже . По данным , каждый россиянин бы раз в по окончании дня сильный , а 13% - ежедневно. сложные, и не доброжелательные с , давление со , тревоги, и , связанные с . Многие как выше по лестнице, , что это не повысит их и благосостояние, но и равновесие, от проблем [там же, с. 57].

это не верно. , что повышение в не снижает , - приводит к их и . В подтверждение множество . из них неожиданно не психологи, а компании Services (), 14000 , она сдает в учреждениям в автопарка. , что частота , в эти машины , связана со человека, за рулем [17, с. 61].

У и управленческого , пользующихся FMS, происходят в 9250 км), у руководителей - каждые (17600 км), у лиц, продажами, - миль км), у среднего , в работающих в , - 14500 км). При этом после , в попал , в среднем , что почти , чем ущерб, более . Эту закономерность FMS душевной , свойственна в степени, чем их . И готовы с наблюдением. Они особое – « руководителя», в от «» нервно-психического сотрудников [17, с. 65].

Как Ю.Д. , руководитель от психологических подчиненных. Он в зависим от с коллегами, по , над ним не довлеет начальства со , а порой и и претензиями. руководитель для сам. К тому же ростом ему не - он и так уже добился положения. это не дает на лаврах [14, с. 119].

В от подчиненных, в озабочены фирмы, решать еще и ряд проблем. Это с и конкурентами, с , налоговыми и т.п. рядовой возможность на поставленной ним , то руководителю ставить и цели, способы их , возможные и при удерживать в разнообразных и . Современному приходится решения, и переключать с неожиданно , работать в , неопределенности, или информации. К же приходится со людей, в том и , которых к эффективному . иногда « мер», наказаний и . А это редким приносит . руководителей, , , что необходимость , а тем более связана для них с стрессом.