Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
1.1 Адаптация ребенка к школьной жизни как сфера социальной адаптации.
1.2.Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.
1.3 Педагогические аспекты школьной адаптации
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
2.2 Исследование уровня адаптации первоклассников к школьной жизни
Методика «Лесенка» (Приложение 2).
Полученные данные позволили так же разделить учеников на три вышеназванные группы. Критериями отнесения к той или иной позиции были примерно такими же.
Отличительной особенностью данной методики было, что ученикам нужно было отнести не к одной из двух групп, а к одной из трех. Результаты интерпретировались следующим образом. К списку предпочитаемых относились те ученики, у которых преобладало число положительных выборов (размещение на самой высокой и средней «ступенях». В группе принимаемых вписывались те ученики, у которых количество положительных выборов и отрицательных выборов было на одном уровне или с незначительным преобладанием положительных или негативных оценок. К последней группе, отвергаемых, были отнесены те, число негативных выборов которых преобладало.
Примечание: большинство учеников поставило себя на средние позиции.
Таблица 2
Показатели социального статуса первоклассников по методике
«Лесенка»
№ п/п |
Позиции |
Количество человек |
1 |
Предпочитаемые |
10 |
2 |
Принимаемые |
6 |
3 |
Отвергаемые |
4 |
По результатам двух проведенных методик можно сделать следующие выводы:
1. Основная масса учеников довольно успешно взаимодействует с одноклассниками;
2. В отношении некоторых ребят не все ученики окончательно определились со своим отношением к ним;
3. Ряд учеников (3 человека) прочно закрепили свои позиции в списке отвергаемых. Двое из них – из группы проблемных учеников класса.
4. Группа учеников сохранили позиции в списках предпочитаемых.
Обстановка в классном коллективе, в целом, не плохая, но ее все же нельзя назвать стабильной. Социальный статус четырех учеников очень низок, но сами они оценивают себя крайне позитивно.
Выявление отношения ребенка к школе.
Чтобы продиагностировать отношение ребенка к школе, выявить, сформировалась ли внутренняя позиция школьников и какой мотив в деятельности преобладает, был проведен ряд методик. Работа проводилась со всем классом, так как проблемы могут быть у всех, не смотря на внешне благополучную ситуацию. Проблемы могут быть скрытыми.
Метод неоконченных предложений (Приложение 3).
В процессе выполнения задания ученики не испытывали затруднений. Общий эмоциональный фон был положительным.
Чтобы интерпретация была более полной и качественной, было подсчитано количество положительных, нейтральных и отрицательных ответов по каждому предложению. В целом, общая динамика ответов положительная, что говорит о позитивном отношении к школе, учителю и занятиям.
По некоторым параметрам, в некоторых предложениях негативная оценка возникала у тех детей, которые, как правило, не вызывают практически никаких нареканий со стороны усвоения материала и поведения на уроках.
Ответы положительной окраски так же давали те дети, у которых имеются некоторые затруднения в области самоконтроля и усвоения учебной программы.
Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка (Приложение 5).
В процессе чтения сказки были сделаны две паузы в наиболее интересных моментах. Оба раза практически все дети (за исключением двух человек) выбирали игру. Это говорит о доминировании игрового мотива над познавательным.
Подводя итог проведенному исследованию всех проведенных на данном этапе диагностик можно сделать следующие выводы:
1. В целом, у учеников преобладает положительное отношение к школе, учителю, обучению;
2. Позиция школьника у большинства учеников сформирована, что так же говорит о положительной динамике в процессе адаптации;
3. Так как учебная деятельность является совсем новой для первоклассников им, естественно, хочется больше играть, нежели усердно заниматься на уроках;
4. Главными затруднениями в процессе адаптации к школьной жизни у первоклассников вызывало взаимоотношение со сверстниками;
5. Из-за высокой двигательной активности и физической утомляемости существуют некоторые проблемы в усвоении учебной программы, а именно из-за недостаточной концентрированности внимания.
Полученные выводы говорят о необходимости разработки программы по нормализации межличностного взаимодействия первоклассников, а так же стабилизации двигательных проявлений, с целью повышения концентрации
внимания в процессе познавательной активности.
2.3 Социально-педагогические мероприятия по повышению общего уровня адаптации первоклассников к школьной жизни
В процессе диагностики адаптации первоклассников к школьной жизни серьезных проблем в сфере учебной деятельности выявлено не было. Внутренняя позиция школьника у учеников сформирована, социальная роль ученика усвоена, страхов перед школой у детей не наблюдается.
Но проведенное наблюдение показало, что имеющиеся небольшие затруднения в процессе усвоения учебного материала имели место быть. И это было вызвано не низкой познавательной активностью, а повышенной двигательной расторможенностью и быстрой утомляемостью.
Трудности в установлении взаимоотношений между первоклассниками так же негативно сказывались на учебе. Некоторое число конфликтов возникало непосредственно в процессе уроков, из-за чего концентрация внимания учеников на познавательной деятельности снижалась.
Систематизируя все полученные данные, был разработан ряд социально-педагогических мероприятий, целью которых было создание благоприятной обстановки в классном коллективе для нормализации межличностного взаимодействия между учениками, и снижения двигательной активности во время занятий, а так же фиксации внимания первоклассников на заданиях учителя.
Программа мероприятий включала в себя 11 занятий и была разделена на несколько направлений:
1. Проведение упражнений и игр с целью снижения двигательной активности и усталости ребенка (Приложение 7, 8):
- Игра «Маленький пушистый зверек», целью которой была нормализация обстановки в классе, установление тишины и рабочей атмосферы;
- Глазная гимнастика на уроках чтения, пальчиковая на уроках письма, дыхательная после перемены и уроков физкультуры;
- Физические минутки и расслабляющие упражнения, целью которых было восстановление рабочего настроения у учеников, снижение мышечных зажимов и двигательной расторможенности, а так же для концентрации внимания на заданиях учителя.
Стоит заметить, что такие формы работы были наиболее предпочтительными для первоклассников. Особенно полюбились физические минутки («Капуста», «Замок» - они были выучены наизусть) и игра («Запрещенное движение»).
2. Проведение игр на тренировку внимания, в связи с имеющимися затруднениями. Работа по данному направлению была определена не только результатами наблюдения, но также велась по просьбе классного руководителя.
По данному направлению работы проводились следующие игровые мероприятия (Приложение 8):
- «Хлопни столько раз, сколько букв в слове» (Модификация игры «Пиши кружочками». Такие изменения в структуре игры так же были продиктованы результатами наблюдения. Ученики плохо воспринимали задания на слух и двигательные формы работы им нравились больше);
- «Замри по хлопку».
3. Проведение игр с целью установления контакта и укрепления межличностного взаимодействия между первоклассниками.
Так как общение является одним из главных компонентов адаптации учеников к школьной жизни и в связи с выявленными затруднениями в данной сфере жизнедеятельности учеников был подобран ряд игр, способствующих сплочению детского коллектива, предполагающих тесное взаимодействие друг с другом. А так же в процессе игр происходило преодоление таких проблем, как заниженная или завышенная самооценка, зажатость и стеснительность (Приложение 8,9):
- «Тень»;
- «Скульптор»;
- «Танец»;
- «Волшебные очки»;
По итогам реализации программы социально-педагогических мероприятий с первоклассниками были сделаны следующие выводы:
- Стабилизировалась обстановка в классном коллективе. Физические минутки помогали держать под контролем двигательные проявления учеников, различные виды гимнастик способствовали снятию усталости после чтения или письма.
- Игры, проводимые с целью тренировки внимания так же принесли свои положительные результаты. С каждым проводимым занятием количество ошибок у первоклассников снижалось.
- Тренировка внимания с помощью игр, практически никак не отразилась на учебной деятельности. Положительная динамика наблюдалась только в процессе самого игрового взаимодействия.
- Игры, проводимые с целью стабилизации взаимоотношений в коллективе, и нормализации самооценки было успешным. В процессе игры первоклассники старательно выполняли задания, прислушивались друг к другу.
Очень показательными были результаты игры «Волшебные очки». В ходе нее ученикам нужно было сказать по одному хорошему качеству об одноклассниках. Смысл этой игры был в том, чтобы показать детям, что у каждого человека есть хорошие качества. Нет плохих людей, каждый хорош по-своему. И комплимент, полученный от одноклассника, с которым были проблемы в общении, воспринимался на порядок выше и эмоциональнее (положительная окраска), чем комплименты друзей.
Подобранные социально-педагогические мероприятия по работе с первоклассниками могут быть использованы в дальнейшей деятельности классного руководителя.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
С целью подготовки ребенка к благополучному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в детском саду на этапе адаптации к школе, диагностирование школьной готовности и подготовка до школы.
Проделанная диагностическая деятельность с первоклассниками показала, что, в целом, подход учащихся к школе положительный, никаких страхов они не испытывают, овладение новой социальной роли «ученика» прошло успешно. И все без исключения проблемы обусловлены ничем иным, как осложнениями в концепции коммуникативной деятельности с ровесниками.
В виду того, что обучение вступило в жизнь первоклассников сравнительно недавно, игра занимает наиболее существенную роль в сознании учеников, нежели учебная деятельность. Данное заключение во многом обусловило подбор методов работы с первоклассниками согласно стабилизации межличностного взаимодействия в группе сверстников, а кроме того с целью сосредоточения внимания в процессе познавательной деятельности.
Метод игры оказался наиболее предпочтительным в процессе работы с первоклассниками. Она позволяла им выйти за рамки тех правил, которые необходимо было соблюдать на уроках, не было никакой необходимости в строгой регламентации действий учеников, а так же им предоставлялась свобода творчества, можно было подключить к работе воображение. Игра помогла первоклассникам преодолеть те трудности в коммуникации, которые были прежде. Здесь каждый мог ошибиться, посмеяться над этим и не бояться получить замечание. В процессе игрового взаимодействия все были равны друг перед другом, полностью отсутствовал соревновательный момент.
Необходимо отметить, что все проводимые мероприятия приносили положительные результаты, так как они носили постоянный, систематический характер. А так же учет особенностей развития первоклассников, преобладание игрового мотива над учебным позволил подобрать наиболее действенные формы работы по преодолению всех имеющихся затруднений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Адаптация - это приспособление организма к условиям среды. Она направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.
Многие авторы занимались исследованием процесса адаптации в различных ее аспектах: в социальном, социально-педагогическом, психолого-педагогическом и др. И способы рассмотрения данного явления имеют как общие, так и различные черты.
Так, Сафронова В.М. занималась изучением социального аспекта адаптации и разделяла ее на различные уровни, и как результат - социальную адаптацию раскрывала с разных позиций. Э.М. Александровская, Е.Е. Даниловская, В.В. Давыдов и др. исследуя процесс адаптации, так же разделяли ее на несколько уровней.
Непосредственно адаптацию детей к школьной жизни, как одну из сфер социальной адаптации исследовали многие авторы.
Адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально адаптированных учащихся.
Обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования. Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повышение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем. Это порождает противоречие между потребностью в формировании всесторонне развитой личности, самостоятельной и творческой, ценящей себя и других, и необходимостью сохранения здоровья детей.