Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
1.1 Адаптация ребенка к школьной жизни как сфера социальной адаптации.
1.2.Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.
1.3 Педагогические аспекты школьной адаптации
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
2.2 Исследование уровня адаптации первоклассников к школьной жизни
Таким образом, анализ научной литературы подтвердил необходимость глубокого изучения проблемы адаптации к школе в самом начале процесса обучения.
Именно поэтому целью нашего исследования необходимо было выявить уровень адаптации первоклассников к школьной жизни. В результате диагностики адаптации первоклассников к школьной жизни серьезных проблем в сфере учебной деятельности выявлено не было. Внутренняя позиция школьника у учеников сформирована, социальная роль ученика усвоена, страхов перед школой у детей не наблюдается.
Но проведенное наблюдение показало, что имеющиеся небольшие затруднения в процессе усвоения учебного материала имели место быть. И это было вызвано не низкой познавательной активностью, а повышенной двигательной расторможенностью и быстрой утомляемостью.
С учетом полученных результатов был разработан ряд социально-педагогических мероприятий, целью которых было создание благоприятной обстановки в классном коллективе для нормализации межличностного взаимодействия между учениками, и снижения двигательной активности во время занятий, а так же фиксации внимания первоклассников на заданиях учителя.
По итогам реализации программы социально-педагогических мероприятий с первоклассниками были сделаны следующие выводы:
- Игры, проводимые с целью тренировки внимания так же принесли свои положительные результаты. С каждым проводимым занятием количество ошибок у первоклассников снижалось.
- Тренировка внимания с помощью игр, практически никак не отразилась на учебной деятельности. Положительная динамика наблюдалась только в процессе самого игрового взаимодействия.
- Игры, проводимые с целью стабилизации взаимоотношений в коллективе, и нормализации самооценки было успешным. В процессе игры первоклассники старательно выполняли задания, прислушивались друг к другу.
Социально-педагогические мероприятия по работе с первоклассниками получили положительную оценку, как педагогов, так и самих детей, и могут быть использованы в дальнейшей деятельности социального педагога и классного руководителя школы.
Таким образом, гипотеза о том, что социально-педагогическая деятельность с первоклассниками наиболее успешна при организации диагностики, направленной на изучение особенностей их адаптации к школьной жизни, получила подтверждение. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М., 2002.
- Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации в школе / Под. Ред. С.М. Громбаха. – М., 1988.
- Битякова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 2004 – с. 258.
- Битянова М.Г. Адаптация ребенка к школе. - М., 1998.
- Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие / Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. - М., «Академия», 2007 – с. 307.
- Гургенидзе Ю. Статья «Как помочь первокласснику освоится в школе?» / Статьи по психологии // Интернет-ресурс: http://www.spravka050.ru/article/psicho/10638.
- Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
- Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. - Изд. Академия, 2006. – с. 87.
- Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Биличевой, И.А. Коробейниковой, Г.Ф. Кумариной. – М., 1993.
- Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1987.
- Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей, 2006. – С. 150-152.
- Индивидуальные особенности психического развития / Словарь
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии, 2004 - №4.
- Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе // Начальная школа, 2006 - №7.
- Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 1988 – с. 265.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1983
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2005. – С. 64-66.
- Международная академия психологических наук. Седьмая волна психологии. Выпуск 1. / Под ред. В. Козлова, Н. Качановой. – Ярославль, Минск, 2006 – с. 189.
- Мухина В.С. Детская психология. - М., 1985 – с. 37.
- Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). - Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988.
- Новикова Е.В. Особенности общения и проявление школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности школьника. / Под ред. А.А. Бодалева, Р.Р. Кричевского. – М.: Педагогика, 1987.
- Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. - М., 1972. – с. 18.
- Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы в развитии / Пси-шпаргалка, психологический образовательный сайт // Интернет-ресурс: http://www.psylist.net/age/00007.htm.
- Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с.192.
- Смирнова У.О. Детская психология: учебник для ВУЗов. - М.: Владос, 2006. – С. 340-343.
- Теория и методика социальной работы. /Под ред. В.И. Жукова. – М.: Союз, 1994.
- Филиппова О.В. Статья «Адаптация первоклассников к школе» / Сайт детских психологов // Интернет-ресурс: http://deti-psyhelp.ru/publ/2-1-0-7, 10.09.2008.
28.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - Спб.: Питер, 2008.
29. Федоренко Е.Б. Ресурсы работы с гиперактивными детьми/ /Народное образование. 2009. - №7.
Школьная адаптация и психологический возраст / Начальная школа "научно-методический журнал. № 1 (91) января 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Методика «Два дома».
Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них большой, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета. Друзья заносятся в первый домик; те, с кем не дружат – во второй.
Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки.
Протокол.
Выборка 19 человек.
- Маша А.: 2 положительных выбора, 3 отрицательных.
- Лев Б.: 2 положительных выбора, 2 отрицательных.
- Катя В.: 6 положительных выбора, 2 отрицательных.
- София Г.: 5 положительных выбора.
- Леша З.: 6 положительных выбора, 2 отрицательных.
- Иван И.: 3 положительных выбора, 1 отрицательный.
- Слава Л.: 2 отрицательных выбора.
- Максим К.: 2 положительных выбора, 3 отрицательных.
- Лиза М.: 4 положительных выбора, 2 отрицательных.
- Давид Н.: 2 положительных выбора, 9 отрицательных.
- Даша Н.: 5 отрицательных выбора.
- Михаил О.: 2 положительных выбора.
- Женя П.: 3 отрицательных выбора.
- Юлия р.: 7 положительных выбора, 1 отрицательный.
- Максим С.: 6 положительных выбора.
- Саша С.: 1 отрицательный выбор.
Приложение 2
- Никита У.: 2 отрицательных выбора.
- Игорь Ш.: 3 положительных выбора, 2 отрицательных.
- Валя Ш.: 6 положительных выбора, 2 отрицательных.
Предпочитаемых учеников – 6 человек, принимаемых – 7 человек, отвергаемых – 6 человек.
В процессе выполнения у некоторых ребят возникли трудности с написанием имён учеников. Эта проблема решалась в индивидуальном порядке. Кому требовалась помощь, я подходила, мне называли имена ребят, и они были зафиксированы мною в том или ином домике.
Методика «Лесенка».
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Протокол.
Выборка 20 человек:
- Маша А.: 3 верхние позиции, 2 – средние, 1 – нижняя.
- Лев Б.: 2 верхние, 2 нижние.
- Катя В.: 3 верхние, 2 нижние.
- София Г.: 3 верхние, 1 средняя.
- Леша З.: 5 верхних, 2 средние, 1 нижняя.
Приложение 3
- Иван И.: 6 верхних, 3 средние.
- Святослав К.: 1 средняя, 2 нижние.
- Максим К.: 3 верхние, 3 средние.
- Сергей Л.: 1 средняя, 3 нижние.
- Лиза М.: 2 средние.
- Давид Н.: 1 верхняя, 2 средние, 8 нижних.
- Даша Н.: 1 средняя, 5 нижних.
- Михаил О.: 2 верхние, 1 средняя.
- Женя П.: 2 нижние.
- Юлия Р.: 4 верхние, 1 средняя.
- Максим С.: 4 верхние, 2 средние, 1 нижняя.
- Саша С.: 1 средняя.
- Никита У.: 1 средняя.
- Игорь Ш.: 4 средние, 2 нижние.
- Валя Ш.: 2 верхние.
Предпочитаемые – 10 человек; принимаемые – 6 человек; отвергаемые – 4 человек.
Метод неоконченных предложений (модифицированный вариант).
Шкалы: страхи детей.
Возраст: 6-8 (младший школьный).
Назначение: методика предназначена для выявления страхов младших школьников в различных сферах общения и деятельности.
Инструкция: детям предлагается закончить предложения.
Тестовый материал (оригинал)
- Когда я думаю о школе…
- Когда я иду в школу…
- Когда звенит звонок…
- Когда я вижу учителя…
- Когда у нас контрольная…
Приложение 4
- Когда кончаются уроки…
- Когда я отвечаю у доски…
- Когда я получаю двойку…
- Когда учитель задаёт вопрос, я…
Тестовый материал (модификация)
- Когда я думаю о школе…
- Когда я ид в школу…
- Когда звенит звонок…
- Когда я вижу учителя…
- Когда кончаются уроки…
- Когда я получаю замечание…
- Когда учитель задаёт вопрос, я…
Оценка результатов: в окончаниях заданных предложений проецируются эмоциональные переживания ребёнка.
Примечание (модификация): в случае возникновения затруднений в написании разрешается эмоцию обозначить значком или рисунком.
Протокол.
Выборка: 18 человек
1 предложение:
Положительные ответы – 11 человек;
Отрицательные ответы – 7 человек.
2 предложение:
Положительные ответы – 10 человек;
Отрицательные ответы – 5 человек;
Нейтральные ответы – 3 человека.
3 предложение:
Положительные ответы – 10 человек;
Отрицательные ответы – 2 человека;
Нейтральные ответы – 6 человек.
Приложение 5
4 предложение:
Положительные ответы – 16 человек;
Отрицательные ответы – 2 человека.
5 предложение:
Положительные ответы – 9 человек;
Отрицательные ответы – 8 человек;
Нейтральные ответы – 1 человек.
6 предложение:
Положительные ответы – 1 человек;
Отрицательные ответы – 17 человек.
7 предложение:
Положительные ответы – 13 человек;
Отрицательные ответы – 3 человека;
Нейтральные ответы – 2 человека.
Замечания:
По некоторым параметрам, в некоторых предложениях негативная оценка возникала у тех детей, которые, как правило, не вызывают практически никаких нареканий со стороны усвоения материала и поведения на уроках (Валя Ш., Даниил Ш., София Г., Максим К., Максим С.).
Ответы положительной окраски так же давали те дети, у который имеются некоторые затруднения в области самоконтроля и усвоения учебной программы (Давид). В общей массе дети дали объективные оценки своих ощущений (Женя, Лев и д.р.).
Артём К. уклонился от выполнения задания.
Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребёнка
Проведение исследования:
Детей приглашают в комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают им в течение минуты
Приложение 6
рассмотреть их. Затем экспериментатор приглашает детей сесть и послушать сказку. Детям читают интересную сказку. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает детей, что им в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными игрушками или дослушать сказку до конца.
Почему зайцы зимой белые шубы носят».
Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:
- Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.
- Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! – говорит заяц.
- Нет, одолею!
- Нет, не одолеешь! – стоит на своём заяц.
Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:
- Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.
- Давай – согласился заяц.
Здесь чтение прерывается и задается вопрос.
Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил.
А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу, да поёт:
Князю тепло,
Князю жарко!
Греет, горит
- Солнышко ярко!
Уставать стал Мороз и думает: «До чего ж крепкий заяц!». А сам ещё сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу всё нипочём: то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.