Файл: АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, анализ научной литературы подтвердил необходимость глубокого изучения проблемы адаптации к школе в самом начале процесса обучения.

Именно поэтому целью нашего исследования необходимо было выявить уровень адаптации первоклассников к школьной жизни. В результате диагностики адаптации первоклассников к школьной жизни серьезных проблем в сфере учебной деятельности выявлено не было. Внутренняя позиция школьника у учеников сформирована, социальная роль ученика усвоена, страхов перед школой у детей не наблюдается.

Но проведенное наблюдение показало, что имеющиеся небольшие затруднения в процессе усвоения учебного материала имели место быть. И это было вызвано не низкой познавательной активностью, а повышенной двигательной расторможенностью и быстрой утомляемостью.

С учетом полученных результатов был разработан ряд социально-педагогических мероприятий, целью которых было создание благоприятной обстановки в классном коллективе для нормализации межличностного взаимодействия между учениками, и снижения двигательной активности во время занятий, а так же фиксации внимания первоклассников на заданиях учителя.

По итогам реализации программы социально-педагогических мероприятий с первоклассниками были сделаны следующие выводы:

- Игры, проводимые с целью тренировки внимания так же принесли свои положительные результаты. С каждым проводимым занятием количество ошибок у первоклассников снижалось.

- Тренировка внимания с помощью игр, практически никак не отразилась на учебной деятельности. Положительная динамика наблюдалась только в процессе самого игрового взаимодействия.

- Игры, проводимые с целью стабилизации взаимоотношений в коллективе, и нормализации самооценки было успешным. В процессе игры первоклассники старательно выполняли задания, прислушивались друг к другу.

Социально-педагогические мероприятия по работе с первоклассниками получили положительную оценку, как педагогов, так и самих детей, и могут быть использованы в дальнейшей деятельности социального педагога и классного руководителя школы.

Таким образом, гипотеза о том, что социально-педагогическая деятельность с первоклассниками наиболее успешна при организации диагностики, направленной на изучение особенностей их адаптации к школьной жизни, получила подтверждение. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М., 2002.

  1. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации в школе / Под. Ред. С.М. Громбаха. – М., 1988.
  2. Битякова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 2004 – с. 258.
  3. Битянова М.Г. Адаптация ребенка к школе. - М., 1998.
  4. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие / Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. - М., «Академия», 2007 – с. 307.
  5. Гургенидзе Ю. Статья «Как помочь первокласснику освоится в школе?» / Статьи по психологии // Интернет-ресурс: http://www.spravka050.ru/article/psicho/10638.
  6. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
  7. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. - Изд. Академия, 2006. – с. 87.
  8. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Биличевой, И.А. Коробейниковой, Г.Ф. Кумариной. – М., 1993.
  9. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1987.
  10. Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей, 2006. – С. 150-152.
  11. Индивидуальные особенности психического развития / Словарь
  12. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии, 2004 - №4.
  13. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе // Начальная школа, 2006 - №7.
  14. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 1988 – с. 265.
  15. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1983
  16. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2005. – С. 64-66.
  17. Международная академия психологических наук. Седьмая волна психологии. Выпуск 1. / Под ред. В. Козлова, Н. Качановой. – Ярославль, Минск, 2006 – с. 189.
  18. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1985 – с. 37.
  19. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). - Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988.
  20. Новикова Е.В. Особенности общения и проявление школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности школьника. / Под ред. А.А. Бодалева, Р.Р. Кричевского. – М.: Педагогика, 1987.
  21. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. - М., 1972. – с. 18.
  22. Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы в развитии / Пси-шпаргалка, психологический образовательный сайт // Интернет-ресурс: http://www.psylist.net/age/00007.htm.
  23. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с.192.
  24. Смирнова У.О. Детская психология: учебник для ВУЗов. - М.: Владос, 2006. – С. 340-343.
  25. Теория и методика социальной работы. /Под ред. В.И. Жукова. – М.: Союз, 1994.
  26. Филиппова О.В. Статья «Адаптация первоклассников к школе» / Сайт детских психологов // Интернет-ресурс: http://deti-psyhelp.ru/publ/2-1-0-7, 10.09.2008.

28.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - Спб.: Питер, 2008.

29. Федоренко Е.Б. Ресурсы работы с гиперактивными детьми/ /Народное образование. 2009. - №7.

Школьная адаптация и психологический возраст / Начальная школа "научно-методический журнал. № 1 (91) января 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Методика «Два дома».

Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них большой, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета. Друзья заносятся в первый домик; те, с кем не дружат – во второй.

Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки.

Протокол.

Выборка 19 человек.

  1. Маша А.: 2 положительных выбора, 3 отрицательных.
  2. Лев Б.: 2 положительных выбора, 2 отрицательных.
  3. Катя В.: 6 положительных выбора, 2 отрицательных.
  4. София Г.: 5 положительных выбора.
  5. Леша З.: 6 положительных выбора, 2 отрицательных.
  6. Иван И.: 3 положительных выбора, 1 отрицательный.
  7. Слава Л.: 2 отрицательных выбора.
  8. Максим К.: 2 положительных выбора, 3 отрицательных.
  9. Лиза М.: 4 положительных выбора, 2 отрицательных.
  10. Давид Н.: 2 положительных выбора, 9 отрицательных.
  11. Даша Н.: 5 отрицательных выбора.
  12. Михаил О.: 2 положительных выбора.
  13. Женя П.: 3 отрицательных выбора.
  14. Юлия р.: 7 положительных выбора, 1 отрицательный.
  15. Максим С.: 6 положительных выбора.
  16. Саша С.: 1 отрицательный выбор.

Приложение 2

  1. Никита У.: 2 отрицательных выбора.
  2. Игорь Ш.: 3 положительных выбора, 2 отрицательных.
  3. Валя Ш.: 6 положительных выбора, 2 отрицательных.

Предпочитаемых учеников – 6 человек, принимаемых – 7 человек, отвергаемых – 6 человек.

В процессе выполнения у некоторых ребят возникли трудности с написанием имён учеников. Эта проблема решалась в индивидуальном порядке. Кому требовалась помощь, я подходила, мне называли имена ребят, и они были зафиксированы мною в том или ином домике.

Методика «Лесенка».

У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.


Протокол.

Выборка 20 человек:

  1. Маша А.: 3 верхние позиции, 2 – средние, 1 – нижняя.
  2. Лев Б.: 2 верхние, 2 нижние.
  3. Катя В.: 3 верхние, 2 нижние.
  4. София Г.: 3 верхние, 1 средняя.
  5. Леша З.: 5 верхних, 2 средние, 1 нижняя.

Приложение 3

  1. Иван И.: 6 верхних, 3 средние.
  2. Святослав К.: 1 средняя, 2 нижние.
  3. Максим К.: 3 верхние, 3 средние.
  4. Сергей Л.: 1 средняя, 3 нижние.
  5. Лиза М.: 2 средние.
  6. Давид Н.: 1 верхняя, 2 средние, 8 нижних.
  7. Даша Н.: 1 средняя, 5 нижних.
  8. Михаил О.: 2 верхние, 1 средняя.
  9. Женя П.: 2 нижние.
  10. Юлия Р.: 4 верхние, 1 средняя.
  11. Максим С.: 4 верхние, 2 средние, 1 нижняя.
  12. Саша С.: 1 средняя.
  13. Никита У.: 1 средняя.
  14. Игорь Ш.: 4 средние, 2 нижние.
  15. Валя Ш.: 2 верхние.

Предпочитаемые – 10 человек; принимаемые – 6 человек; отвергаемые – 4 человек.

Метод неоконченных предложений (модифицированный вариант).

Шкалы: страхи детей.

Возраст: 6-8 (младший школьный).

Назначение: методика предназначена для выявления страхов младших школьников в различных сферах общения и деятельности.

Инструкция: детям предлагается закончить предложения.

Тестовый материал (оригинал)

  1. Когда я думаю о школе…
  2. Когда я иду в школу…
  3. Когда звенит звонок…
  4. Когда я вижу учителя…
  5. Когда у нас контрольная…

Приложение 4

  1. Когда кончаются уроки…
  2. Когда я отвечаю у доски…
  3. Когда я получаю двойку…
  4. Когда учитель задаёт вопрос, я…

Тестовый материал (модификация)

  1. Когда я думаю о школе…
  2. Когда я ид в школу…
  3. Когда звенит звонок…
  4. Когда я вижу учителя…
  5. Когда кончаются уроки…
  6. Когда я получаю замечание…
  7. Когда учитель задаёт вопрос, я…

Оценка результатов: в окончаниях заданных предложений проецируются эмоциональные переживания ребёнка.

Примечание (модификация): в случае возникновения затруднений в написании разрешается эмоцию обозначить значком или рисунком.

Протокол.

Выборка: 18 человек

1 предложение:

Положительные ответы – 11 человек;

Отрицательные ответы – 7 человек.

2 предложение:

Положительные ответы – 10 человек;

Отрицательные ответы – 5 человек;

Нейтральные ответы – 3 человека.

3 предложение:

Положительные ответы – 10 человек;

Отрицательные ответы – 2 человека;

Нейтральные ответы – 6 человек.

Приложение 5

4 предложение:

Положительные ответы – 16 человек;

Отрицательные ответы – 2 человека.


5 предложение:

Положительные ответы – 9 человек;

Отрицательные ответы – 8 человек;

Нейтральные ответы – 1 человек.

6 предложение:

Положительные ответы – 1 человек;

Отрицательные ответы – 17 человек.

7 предложение:

Положительные ответы – 13 человек;

Отрицательные ответы – 3 человека;

Нейтральные ответы – 2 человека.

Замечания:

По некоторым параметрам, в некоторых предложениях негативная оценка возникала у тех детей, которые, как правило, не вызывают практически никаких нареканий со стороны усвоения материала и поведения на уроках (Валя Ш., Даниил Ш., София Г., Максим К., Максим С.).

Ответы положительной окраски так же давали те дети, у который имеются некоторые затруднения в области самоконтроля и усвоения учебной программы (Давид). В общей массе дети дали объективные оценки своих ощущений (Женя, Лев и д.р.).

Артём К. уклонился от выполнения задания.

Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребёнка

Проведение исследования:

Детей приглашают в комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают им в течение минуты

Приложение 6

рассмотреть их. Затем экспериментатор приглашает детей сесть и послушать сказку. Детям читают интересную сказку. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает детей, что им в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными игрушками или дослушать сказку до конца.

Почему зайцы зимой белые шубы носят».

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

  • Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.
  • Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! – говорит заяц.
  • Нет, одолею!
  • Нет, не одолеешь! – стоит на своём заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

  • Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.
  • Давай – согласился заяц.

Здесь чтение прерывается и задается вопрос.

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил.

А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу, да поёт:

Князю тепло,

Князю жарко!

Греет, горит

- Солнышко ярко!

Уставать стал Мороз и думает: «До чего ж крепкий заяц!». А сам ещё сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу всё нипочём: то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.