Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
1.1 Адаптация ребенка к школьной жизни как сфера социальной адаптации.
1.2.Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.
1.3 Педагогические аспекты школьной адаптации
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
2.2 Исследование уровня адаптации первоклассников к школьной жизни
Для демократического стиля свойственен обширная связь с детьми, проявления доверия и уважения к ним, разъяснение вводимых правил поведения, условий, оценок. Педагог объясняет детям значимость нормативного поведения, учит управлять собственным действием в условиях доверительности и взаимопонимания. Демократический стиль ставит детей в позицию дружеского взаимопонимания. Он гарантирует положительные эмоции, решительность в себе, друге. В тоже время он объединяет детей, формирует ощущение сопричастности к единому процессу, давая опыт самоуправления.
В случае если педагог руководствуется авторитарного стиля, то могут возникнуть некоторые проблемы. Учащиеся могут начать испытывать боязнь перед походом в школу, что может воспрепятствовать в процессе усвоения правил учебной деятельности. Так же могут появиться проблемы в отношениях с одноклассниками.
Хорошо подготовленные к школе дети, прибывая в класс, где ему предстоит учиться, понимают, что многие дети не знают даже букв. Педагог,
больше уделяя внимания тем, кто менее понимает, стремится их подтянуть, а далее рассчитывает стимулировать деятельность всего класса. У подготовленного ребенка может возникнуть негативная установка по отношению к школе, педагогу и одноклассникам по следующим причинам:
1) Его чаще всего не замечают на занятии (недостаток общения с педагогом на уроке отрицательно влияет на процесс усвоения учебной деятельности);
2) Он знает ответ, но его не спрашивают, лишая самопроявления и обрекая на бездействие;
3) Нового для него практически ничего нет либо весьма не достаточно;
4) Ему становится абсолютно мало неинтересно, учиться, то, что он знает, ему, может показаться весьма простым и неясно, почему другие не могут это понять или запомнить.
Степень готовности к школе неразделимо связана с общим уровнем формирования организма. Это хорошо демонстрируется несовпадением уровня школьной зрелости у детей одного паспортного возраста, но находящихся на разных ступенях биологического развития.
Совершенно естественно, что количество детей, обнаруживающих функциональную неподготовленность к школе, больше у 6-летних по сравнению с 7-летними.
Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, весьма значим для психического развития, таким образом, именно в этот год стремительно формируются многочисленные основные психологические новообразования: усиленно развивается свободная регуляция своего поведения, направленность на социальные нормы и требования; закладываются основные логические мышления, создается внутренний план действий.
Адаптация детей к школе в существенной степени определяется и такими факторами, как содержание обучения и методика преподавания. Отбирая программный материал, необходимо в полной мере принимать во внимание возрастные способности детей. В известной степени упрощает
адаптацию к школе заблаговременное нахождение детей в детском саду. Что на формирование и продолжение адаптационного процесса оказывает большое влияние воспитание в дошкольном возрасте. Быстрее приспосабливаются дети, посещавшие до школы детский сад, а у тех, кто воспитывался дома, чаще прослеживалась двигательная расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со сверстниками.
Оптимальный результат достигается, согласно очевидному, взаимопроникновением смежных ступеней социального существования детей. Переход из детского сада в школу должен быть облегчен как за счет формирования элементов школы в последней группе детского сада, так и за счет сохранения элементов детского сада в 1-м классе школы.
В тех классах, где педагог по своим преподавательским установкам ближе всего к воспитателю детского сада, как правило, наиболее высокая групповая сплоченность и самая благоприятная картина межличностных отношений из числа учащихся.
Среди условий, оказывающих большое влияние на адаптацию детей к обучению в школе, необходимо отметить состояние здоровья.
Тщательный медицинский осмотр детей за год до поступления в школу позволяет выделить группу риска неготовности к школьному обучению.
К показателям, более подробно определяющим поведение первоклассников на общеобразовательных уроках, относится: показатель быстроты нарастания - переутомление. Невысока способность первоклассников сохранять на занятии значительную сосредоточенность внимания продолжительный период; тревожность в стрессовых ситуациях – весьма распространенное явление.
В случае если с ним не бороться, то в последующем оно может послужить причиной к негативным явлениям, вплоть до полного несогласия с освоением нового материала. Незначительный процент первоклассников испытывает отсутствие правильно подготовиться к занятиям. Это связано, в первую очередь, с отсутствием умения сосредоточивать внимание на своей деятельности.
Таким образом, можно выделить основные факторы, оказывающие воздействие на адаптацию первоклассников к школе: недостаточный уровень функциональной готовности детского организма к школьному обучению, низкий уровень биологического развития, содержание обучения и методика преподавания, заблаговременное пребывание детей в детском саду, состояние здоровья.
Для успешного осуществления учебной деятельности необходимо, чтобы требования, первоначально выдвигаемые учителем, в дальнейшем выступали как требования, которые ученик сам предъявляет к собственным действиям.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Адаптация – это процесс и итог внутренних перемен, внешнего интенсивного приспособления и самоизменения индивида к новым обстоятельствам существования. Поступление в школу приводит к главнейшему изменению в концепции общественных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 6-7 лет.
Готовность ребенка к регулярному обучению в школе считается одним из основных результатов психического формирования в период дошкольного детства и задатком успешного обучения в школе. Несформированность одного из компонентов школьной готовности считается неблагоприятным вариантом формирования и приводит к затруднениям в адаптации к школе, в учебной и социально-психологической области.
Период адаптации ребенка к школе способен длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные характерные черты ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения и уровень подготовленности ребенка.
В случае если ребенок психологически не готов принять на себя новую общественную роль «школьника», он не сумеет адаптироваться к школьной жизни. У ученика будет невысокая успеваемость, даже если он владеет высоким уровнем умственного развития, будут трудности в коммуникативной деятельности, школьные правила не будут освоены.
Недостаточный уровень умственного развития также может воспрепятствовать успешно, адаптироваться ученику к процессу обучения.
Признаками благоприятной адаптации первоклассника к школьной жизни считаются: адекватное поведение, формирование контактов с ровесниками, учителем, освоение навыков учебной деятельности и принятием правил школьной жизни.
Все вышеизложенное подтверждает потребность участия социального
педагога в решении проблемы адаптации первоклассников к условиям школьного обучения. Непосредственно социальный педагог призван помочь ребенку в ходе адаптации к школьной жизни: принять на себя новую социальную роль, изучить правила и нормы обучения в школе, нормализовать отношения с одноклассниками и классным руководителем.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
2.1 Программа исследования
Исследование выполнено на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Буюклы Смирныховского района.
Исследование проводилось в группе первоклассников, общей численностью 22 человека (8 девочек и 14 мальчиков). Так как в виду возникновения различного рода объективных обстоятельств (например, болезнь ученика или уход ребенка после окончания основных занятий), выборка детей менялась.
Этапы эксперимента.
1 этап: Подбор методического инструментария для изучения общего уровня адаптации учащихся первого класса к условиям школьной жизни;
2 этап: Проведение диагностики уровня адаптации первоклассников к школьной жизни;
3 этап: Включал в себя:
1)Составление программы социально-педагогических мероприятий по адаптации первоклассников к школьной жизни;
2) Реализация данных мероприятий на практике.
Краткое описание диагностических методик.
Социометрия – диагностика социального статуса детей в классном коллективе; диагностика самоотношения.
- Методика «Два дома» (Приложение 1).
Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета.
Друзья заносятся в первый домик; те, с кем не дружат – во второй.
- Методика «Лесенка» (Приложение 2).
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как он оценивает окружающих.
Ученикам предлагается лесенка с 5-ю позициями. На самой верхней ступени должны быть размещены лучшие друзья, на средней (третей) – просто товарищи, на нижней – те, с кем не дружат.
Отношение первоклассников к школе.
- Метод неоконченных предложений (Приложение 3).
Методика предназначена для выявления страхов младших школьников в разных сферах общения и деятельности. В данном случае – диагностика страха школы.
В методике даются 7 предложений, которые необходимо продолжить.
Оценка результатов: в окончаниях заданных предложений проецируются эмоциональные переживания детей.
- Определение доминирования познавательного или игрового мотива (Приложение 5).
Цель: определение психологической готовности к школе.
Интерпретация: выбор сказки говорит о доминировании познавательного мотива.
Детей приглашают в комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают им в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор приглашает детей сесть и послушать сказку. Детям читают интересную сказку. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает детей, что им в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными игрушками или дослушать сказку до конца.
2.2 Исследование уровня адаптации первоклассников к школьной жизни
Процесс адаптации первоклассника к школьной жизни затрагивает несколько сфер его жизнедеятельности. Это и сфера межличностных отношений с классным руководителем и со сверстниками; сфера учебной деятельности, в которую входят усвоение учебной программы и правил школьной жизни.
Для того чтобы продиагностировать социальный статус каждого ребенка в классе, а также выявить отношение учеников к школе, был подобран ряд диагностических методик.
Социометрия. Методика «Два дома» (Приложение 1).
Исходя из полученных данных, были составлены три группы учеников: предпочитаемые, принимаемые и отвергаемые. Критерием отнесения к первой группе был перевес положительных выборов над минимальным отрицательных или же при полном отсутствии таковых. Во вторую группу относились ребята, в отношении которых был сделаны равные выборы или же с незначительным перевесом в одну из сторон. В третью группу относились ребята, число отрицательных выборов которых преобладало над положительными или при полном отсутствии таковых.
Таблица 1
Показатели социального статуса первоклассников по методике
«Два дома»
№ п/п |
Позиции |
Количество человек |
1 |
Предпочитаемые |
6 |
2 |
Принимаемые |
7 |
3 |
Отвергаемые |
6 |
Для того чтобы проверить результаты данной методики, была проведена другая социометрическая методика, с помощью которой выяснялось не только отношение к сверстникам, но и к самому себе.