Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
1.1 Адаптация ребенка к школьной жизни как сфера социальной адаптации.
1.2.Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.
1.3 Педагогические аспекты школьной адаптации
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
2.2 Исследование уровня адаптации первоклассников к школьной жизни
ВВЕДЕНИЕ
Поступление ребенка в школу коренным образом меняет его положение. Основным занятием становится учеба. Все поступки, отношения с социальным окружением выстраиваются в соответствии с новыми обязанностями [10].
Первокласснику не всегда удается быстро привыкнуть к новому образу жизни. Новый режим дня, необходимость сидеть на уроках спокойно, сохраняя правильную рабочую позу (так называемая статическая нагрузка), все это доставляет ребенку некоторый дискомфорт [7].
Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой.
От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка.
Для многих первоклассников трудна социальная адаптация, так как еще не сформировалась личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
Если ребенок не готов к новой социальной роли – роли школьника, то ему будет трудно в школе, даже при условии сформированного необходимого запаса знаний, умений и навыков, достаточного уровня интеллектуального развития. Все это может, и чаще всего, не совпадает с личностной готовностью ребенка к школе [4].
Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего, из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.
Актуальность темы исследования: адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально адаптированных учащихся. Обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования. Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повешение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем. Это порождает противоречие между потребностью в формировании всесторонне развитой личности, самостоятельной и творчески развитой, ценящей себя и других и необходимостью сохранения здоровья детей.
Цель исследования: изучение уровня адаптации первоклассников к школьной жизни.
Объект исследования: адаптация первоклассников к школе.
Предмет исследования: педагогические нюансы адаптации первоклассников к школе.
Гипотеза исследования: социально - педагогическая деятельность с первоклассниками будет успешной при организации диагностики, направленной на изучение особенностей их адаптации к школьной жизни.
В соответствии с предметом, объектом и целью исследования были определены следующие
задачи:
1.Дать характеристику психолого-педагогическим особенностям младшего школьного возраста;
2. Исследовать педагогические нюансы школьной адаптации;
3. Исследовать уровень адаптации первоклассников к школьной жизни;
4. Подобрать и испытать социально педагогические мероприятия согласно стабилизации адаптации первоклассников к школьной жизни.
В процессе изучения были применены следующие
методы:
1.Социометрия
2. Игровые методы
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Буюклы Смирныховского района.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
1.1 Адаптация ребенка к школьной жизни как сфера социальной адаптации.
«Адаптация» в переводе с лат. «adaption» означает (приспособление), первоначально применялось в биологических науках с целью отображения парадокса и элементов приспособительного действия индивидов в зоологическом обществе, развития разных конфигураций существования. Представление приспособления - один из ключевых в академическом изыскании организма, так как непосредственно аппаратура приспособления, произведенная в ходе развития, гарантирует вероятность жизни организмов регулярно модифицировающихся обстоятельствах наружной сферы. Таким образом, появляется адаптирование.
Социальная адаптация - процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими [24].
Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для человека социальной среды.
Адаптация может протекать в различных формах:
Активная: взаимодействие индивида со средой характеризуется стремлением его изменить эту среду, подогнать ее под собственные правила и представления о нормах и ценностях.
Пассивная: индивид просто воспринимает нормы и правила поведения новой для него социальной группы, пытаясь пересмотреть свои взгляды и убеждения, уже сложившиеся формы социального поведения.
Адаптационно-адаптирующаяся: человек, приспосабливаясь к условиям новой социальной среды, в то же время привносит в эту среду что-то свое [8].
Важным аспектом социальной адаптации является принятие роли. Адекватно выстроенный процесс социального воспитания предоставляет возможность овладения широким спектром социальных ролей, необходимым для адаптации в конкретных условиях [23].
Социальная адаптация содержит в себе разные сферы жизнедеятельности (социально – бытовая, трудовая и т.д.). Одной из таких сфер социальной адаптации первоклассника является его адаптирование к школьной жизни.
Это процесс и результат изучения ребенком новых для него общественных ролей и позиций, важных для самого ребенка и его социального общества – родителей, преподавателей, ровесников, и других людей всего социума.
Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности [27]. Однако, адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Школа с первых дней устанавливает перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его умственных и физических сил. Для детей представляют трудности весьма многочисленные стороны учебного процесса. Им трудно сидеть на занятии в одной и той же позе, трудно не отвлекаться и следить за мыслью педагога, трудно выполнять то, что не хочется, а то, что от них требуют, трудно ограничивать и не высказывать вслух свои собственные идеи и чувства, которые возникают в изобилии. Помимо этого, не сразу усваиваются новые принципы поведения с взрослыми, не сразу признается точка зрения педагога и устанавливается дистанция во взаимоотношениях с ним и другими взрослыми в школе.
При легкой адаптации ребята в течение двух месяцев включаются в коллектив, осваиваются в школе, обретают новых приятелей. У них почти всегда хорошее настроение, они размеренны, добросовестны и без напряжения выполняют требования педагога. В некоторых случаях у них все же отмечаются трудности или в контакте с детьми, либо во взаимоотношениях с учителем, т.к. им еще сложно выполнять требования правил поведения. К окончанию октября трудности, как правило, преодолеваются.
При более продолжительном периоде адаптации дети не могут принять новую обстановку обучения, общения с учителем, ребятами. Они могут играть на уроках, выяснять отношения друг с другом, они не обращают внимания на замечания педагога, либо реагируют слезами и обидами. Как правило, такие дети испытывают недостатки в усвоении учебной программы. У них адаптирование завершается к окончанию первого полугодия.
У единичных детей адаптация связана с внушительными проблемами. У них отмечаются отрицательные формы действия, внезапное выражение негативных чувств, они с огромной работой усваивают учебные программы. На таких детей больше жалуются педагоги, что они препятствуют работе в классе.
Наравне с «адаптированием» обширно применяется термин «дезадаптация», применительно к детям, переживающим проблемы адаптации к школе. «Дезадаптация» означает несоблюдение действий взаимодействия человека с окружающей сферой.
Школьная дезадаптация – неосуществимость школьного обучения и соответственного взаимодействия детей с обществом в условиях предъявляемых определенному ребенку той индивидуальной макросоциальной сферой, в которой он существует.
Педагогический диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. В некоторых случаях, школьная дезадаптация остается тайной, как для педагогов, так и для семьи, ее признаки имеют все шансы не влиять негативно в успеваемости и дисциплине учащегося, проявляясь или в индивидуальных переживаниях ученика, или в форме общественных проявлений.
Акцентируют последующие признаки дезадаптации. Это может быть агрессия согласно взаимоотношению к находящимся вокруг, излишняя подвижность, упрямство, чувствительность, Не способность сконцентрироваться в работе, нерешительность, лицемерие, повышенная самооценка и многое другое.
Уровни адаптации к школе.
Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. В исследовании Г.М. Чуткиной выявлено три уровня адаптации детей к школе [15].
Высокий уровень адаптации (легкий – 2 месяца). Ученик положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации (средний – 3-6 месяцев). Ученик положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации (тяжелый – 6 месяцев – 1 год). Ученик отрицательно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа затруднена, ему необходим постоянный контроль; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; пассивен; близких друзей не имеет.
Поступление в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования - внутренней позиции школьника.
Внутренняя позиция представляет собой мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика».
В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, состояние дезадаптации. Оно проявляется в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее. Таким образом, школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, пониженного уровня адаптации, искажений в личностном развитии.
Признаки успешной адаптации [33]:
- Удовлетворенность ребенка процессом обучения.
- Насколько легко ребенок справляется с программой.
- Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.