Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, в завершение остается сделать вывод о том, что в условиях рыночной экономики каждый индивид обладает равными возможностями в достижении успеха в вопросах преумножения материальных благ. Лучших результатов достигает тот, кто наилучшим способом добивается соединения выше указанных трех факторов производства.

1.2 Историографический обзор истории коммерции и предпринимательства

Как уже было отмечено ранее, термин «предпринимательство» в научный оборот ввел Ричард Кантильон (англ. Richard Cantillon) (ок. 1680 - 1734) – известный в свое время экономист, банкир и демограф. Научное понимание столь сложного явления как предпринимательство начало формироваться в экономической науке в XVIII веке, когда был опубликован научный труд Р. Кантильона «Эссе о природе торговли в общем плане» (фр. Essai sur la nature du commerce en général). В дальнейшем разработкой этой проблематики занимались зарубежные экономисты.

В России первым социально-экономическим сочинением можно считать трактат И.Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве» (1724, опубликован в 1842 году), который вызвал неудовольствие властей и стал причиной заточения автора в Петропавловскую крепость. И.Т. Посошков затрагивал вопросы развития русской промышленности, торговли, налогообложения и пр., которые и в настоящее время являются актуальными.[10]

В дальнейшем российские мыслители, ученые, государственные деятели XIX – начала XX вв. по-разному представляли и понимали частнопредпринимательскую деятельность: некоторые, в основном придерживающиеся консервативного направления, отстаивали традиционный, самобытный путь развития страны и считали, что национальному самосознанию чужд западный «дух предпринимательства»; другие представители (в основном, приверженцы марксистского направления) признавали его негативное влияние. Но были и сторонники частного предпринимательства, которые видели большие национальные перспективы его развития.

В последней трети XIX – начале ХХ в. в. появилось множество исследований по истории промышленных и торговых предприятий Российской империи: по Российской империи прокатилась волна самых разных юбилейных мероприятий, вызвавших появление, в том числе, публикаций о предприятиях и торговых домах, отмечавших 20, 30, 40 лет своего существования. Типичными можно считать работы П.И. Фомина, Е.С. Лурье и др. Примечательно, что авторы пытались дать и некие методологические основы существования профессиональных и сословных представительств предпринимателей. В концепциях начала ХХ в. нередко можно отметить противопоставление интересов торговцев и купечества промышленной буржуазии. Существовало также мнение о значительной роли буржуазии в политическом процессе.[11]


Несколько противоречиво дореволюционными исследователями освещался вопрос о становлении отечественной промышленности и отдельных ее отраслей. Например, если в своих работах М.И. Туган-Барановский рассматривал эволюцию русской мануфактуры как процесс вполне естественный и закономерный, то в появившемся сочинении Г. Шульце-Геверница предпринималась попытка доказать обратное.[12]

Историография предпринимательства советского периода длительное время существовала как историография истории буржуазии: исследования по истории конкретных промышленных предприятий были заменены публикациями о классовой борьбе буржуазии и пролетариев, либо работами, связанными с общими проблемами промышленного развития. Персоналии и торгово-промышленные династии практически не изучались.

В первые десятилетия существования СССР достаточно популярными были темы, связанные с иностранным капиталом; с консервативно-патриотических позиций рассматривались вопросы иностранных инвестиций, основных направлений вложений западных предпринимателей в российскую экономику и пр. В 1950-1960-х гг. основное внимание советских историков было приковано к процессам монополизации в российской промышленности. В это время появился ряд исследований о существе проблем концентрации производства, акционирования и образования картелей и синдикатов в отраслях. Много внимания также уделялось изучению тенденций формирования государственно-монополистического капитала.[13]

Интерес к истории предпринимательства вновь возник в 1990-е гг., когда Россия стала на путь развития рыночной экономики и создания частного бизнеса: назрела необходимость изучения исторического опыта отечественного предпринимательства. Обращает на себя внимание тенденция изучения благотворительной деятельности представителей торгово-промышленного сословия, попытки анализа социально-психологического типа предпринимателя пореформенной России.

Современные исследования (с 2000 г.) достаточно многочисленны, на наш взгляд, их уместно разделить на две большие группы:

1) изучающие как историю отдельных торгово-промышленных предприятий к. XIX - нач. ХХ вв., так и некоторые проблемы этой истории в общероссийском или региональном масштабах;

2) попутно освещающие отдельные стороны истории предпринимательства в связи с решением других исследовательских задач.

К первой группе можно отнести целый ряд крупных монографических исследований, освещающих вехи истории отдельных предпринимательских сфер деятельности, торговых домов пр.


Ко второй группе относятся работы, освещающие отдельные стороны истории предпринимательства на рубеже веков. Если труды из первой группы отличаются методологическими ориентирами, то публикации из второй условной группы дают конкретный материал для исследования, анализа, сопоставления и пр. В этом отношении показателен опыт работы тематической Международной конференции «Торговля, купечество и таможенное дело России XVI – XIX вв.» – научного форума, призванного обсуждать самые разные проблемы в указанной сфере.[14]

Таким образом, в заключение данной главы сделаем вывод о том, что история отечественного предпринимательства – достаточно востребованная в настоящий момент область научного знания. Несмотря на значительную историографическую традицию, остаются определенные особенности в деле изучения этого сложного общественного явления.

2. Особенности и проблемы становления и развития коммерции и предпринимательства в России и за рубежом

2.1 Особенности возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом

Переходя к рассмотрению вопроса особенности возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом хотелось бы обратить внимание на тот факт, что под термином «коммерция» традиционно понимают особый вид организации экономической, производственной или какой-либо другой деятельности, приносящей доход. Понятие коммерции сегодня является очень актуальным. Тем не менее, возникло оно отнюдь не недавно. История предпринимательской деятельности уходит своими корнями в глубокое прошлое.

Возникновение и развитие коммерции – сложные и многогранные процессы, которые прошли непростой и длительный путь изменений. Когда именно впервые были установлены коммерческие отношения между людьми, доподлинно неизвестно.

Исторические источники свидетельствуют, что аналоги современной торговли и предпринимательства существовали еще на заре развития человечества, в каменном веке. Сущность коммерции в те времена сводилась к обмену какими-либо ценными предметами, приносящему выгоду обоим участникам обмена. Первоначально торговля носила натуральный характер (то есть, производилась без присутствия денег, которые появились в обиходе значительно позднее).[15]


Такие отношения были достаточно выгодными, но зачастую весьма неудобными – чтобы получить желанный предмет, человеку порой приходилось совершать длинную и сложную цепь обменов, чтобы в конечном итоге обрести то, что ему необходимо.

Для решения этой проблемы торговцы стали искать выход. Сначала они устраивали специальные ярмарочные дни, на которых собирались владельцы разных товаров. Затем они поняли, что процесс торговли можно значительно упростить, если, оценивая стоимость товара, использовать отдельные, уникальные и ничего не означающие предметы (например, листья, раковины и т.д.).

Особенно удобными для нужд торговли оказались драгоценные металлы (серебро и золото). Их легко было делить, взвешивать и измерять, поэтому они стали важным денежным материалом. Использование золота и серебра совершило настоящую революцию в сфере коммерческих отношений и привело к возникновению нового понятия – прибыли.

Первыми настоящими деньгами (правда, они тогда делались не из бумаги, а из кожи), можно считать деньги, появившиеся в эпоху правления Чингиз Хана. Это были настоящие (нетоварные) деньги, которые дали значительный толчок к развитию производства.[16]

В те времена торговля шла уже не только между представителями одного народа, но и между целыми государствами. Например, знатными и опытными купцами считались арабы, которые путешествовали по миру и продавали жителям других стран экзотические специи, благовония, роскошные ткани, изделия из золота и прочие товары. Морской торговлей занимались также китайские и индийские купцы. Особенно преуспели в коммерческой деятельности скандинавы, которые привозили в южные земли редкие для тех мест товары – меха, шерсть, китовый ус и т.д.

В эпоху крестовых походов произошел серьезный переворот в истории торговли. Европейские рыцарии воочию познали роскошь Византии и Востока, и это значительно увеличило спрос на восточные товары. Европейские купцы стали исследовать глубины Азии, а также совершали путешествия в Африку.

Эпоха великих географических открытий дала значительный толчок развитию торговли. Португальские мореплаватели, отправляясь в далекие странствия, возвращались, привозя в собой невиданные ранее товары. Именно так Европа впервые открыла для себя кофе, хлопок, сахар, ваниль, какао, табак. Денежное хозяйство тем временем становилось все более крепким. По всему миру открывались многочисленные банки и зарождался крупный торговый капитал.


В промышленную эру, с развитием производства, торговля между странами стала еще более активной. Именно тогда впервые зазвучали слова «экспорт» и «импорт». Бурный расцвет торговли произошел в тех странах, которые из землевладельческих превратились в промышленные (Англия, Франция, Германия, Нидерланды). И по сей день эти государства находятся в числе лидеров в списке стран, ведущих международную торговлю.[17]

Капитализм на стыке XIX–XX вв. вступал в свою новую, монополистическую, стадию, полным ходом шла техническая революция, принесшая миру электричество в быту и производстве, телефонную связь, двигатели внутреннего сгорания (авто­мобили и самолеты), конвейер Форда и трубопроводы Нобеля, автоматические механизмы и оружие (пулемет Максима), жилье с «удобствами» и новый рост производительности труда. Техни­ческий прогресс и машинное производство требовали стандарти­зации и унификации всего производственного процесса, до сих пор управляемого с помощью ремесленеческих методов.[18]

Во время второй промышленной революции начинается осознание значения и роли института предпринимательства. В частности, возникает менеджмент как условие развития ры­ночной экономики и производства. Это было связано с укруп­нением и усложнением предприятий, возникновением специа­лизации, необходимостью координации различных функций. Менеджмент распадается на множество подфункций – планиро­вание, делопроизводство, сбыт, закупки и т.д.

Таким образом, происходит разделение управляющих на 2-а сообщества – акционеров/собственников и наемных руководителей.

Наконец, одним из инновационных направлений развития бизнеса в эпоху третьей промышленной революции стало появление и развитие большого количества инноваций. Инновация – это, во-первых, определенный набор информации, содержащий инноваци­онную идею (инновация как разновидность информации и в этом смысле как предполагаемое новшество); во-вторых, материали­зуемая инновационная идея, прошедшая через процесс принятия соответствующего решения (инновация как процесс ее освоения, внедрения, или реализуемое новшество); в-третьих, полученный результат, или внедренное новшество. Это понятие получило рас­пространение в середине XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.[19]