Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе будет рассмотрена тема: «История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России». Актуальность данной темы состоит в том, что как известно история зарубежного и отечественного предпринимательства привлекает в последние годы все большее число исследователей. Расширяется тематика и временные рамки науки о коммерции и предпринимательстве. Связано это с неуклонно возрастающей ролью российского бизнеса в жизни страны. Предпринимательство как наиболее предприимчивая, инициативная, экономически активная часть российского общества играет все большую роль в социальной, политической и духовной жизни. Кроме того вопрос возникновения и развития предпринимательства в России и за рубежом интересен еще и тем, что является особо важной сегодня, ибо нынешняя государственная политика в области предпринимательства недостаточно эффективна и требует серьезной коррекции.

Целью настоящей работы является комплексное исследование вопросов связанных с историей возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:

- раскрыть понятие и показать сущность и факторы формирования системы предпринимательства в России и за рубежом;

- провести историографический обзор истории коммерции и предпринимательства;

- рассмотреть особенности возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом;

- проанализировать проблемы становления и развития предпринимательства в России.

Для достижения поставленных целей и выполнения отдельных задач исследования используются общенаучные методы анализа и синтеза, наблюдения, сравнения и обобщения, аналогии, абстракции, методы индукции и дедукции, исторический и логический методы.

Объектом исследования данной курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в рамках становления и развития коммерции и предпринимательства.

Предметом исследования являются коммерческие образования и изучение существовавших в форм предпринимательской деятельности, этапы развития предпринимательства в России и за рубежом.

Наибольшую помощь при написании данной курсовой работы мне оказали труды таких авторов, как Аристова Е.М., Бадмаева А.В., Борщик Н.Д., Бызова И.Г., Верещагин А.С., Воробьев Е.Б., Надежин Н.Н., Тимофеева А.А., Хайретдинов Р.Х. и некоторых других. В трудах именно этих авторов наиболее полно раскрываются вопросы касающиеся истории возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России.


Курсовая состоит из введения, в котором ставятся цели и задачи, обосновывается актуальность работы, дается анализ источников и литературы, двух глав, разделенных на параграфы, в которых решаются отдельные задачи, поставленные в курсовой работе, заключения, где сделаны выводы, и списка использованных источников и литературы.

1. Общая характеристика и историографический обзор истории коммерции и предпринимательства

1.1 Понятие, сущность и факторы формирования системы предпринимательства в России и за рубежом

В данной части курсовой работы рассмотрим вопрос, касающийся понятие, сущность и факторы формирования системы предпринимательства в России и за рубежом. Как известно, феномен предпринимательства достаточно широко исследован в зарубежной и отечественной научной литературе. Однако, до сих пор среди ученых экономистов и юристов отсутствует единая трактовка этого понятия, что является свидетельством сложности исследуемой научной категории.

В ходе проведенного нами научного исследования удалось установить, что трактовка понятия «предпринимательство» претерпела за последние три столетия значительные изменения. На ранних стадиях зарождения капитализма сущность предпринимательства как одной из базовых категорий, характеризующих развитие рыночной экономики, сводилась лишь к стихийному процессу, возникающему спонтанно. К примеру, А. Смит отмечал, что предпринимательство в рыночной экономике является «самоинициирующейся и саморегулирующейся деятельностью, которая при наличии основных факторов производства возникает спонтанно».[1] При этом предполагалось, что наличие основных факторов производства, умноженное на личную инициативу граждан, автоматически приводит к развитию предпринимательства.

На наш взгляд, следует выделять три этапа или даже революции в области предпринимательского развития. Первый этап начался около трех столетий назад, когда в 1725 г. английский экономист Ричард Кантильон разработал одну из первых концепций предпринимательства. Многие исследователи именно ему приписывают введение в научный обиход понятия «предприниматель». Предпринимателем он считал человека, действующего в условиях риска. Свои доводы он основывал на том факте, что торговцы, фермеры, ремесленники и другие мелкие собственники покупают товары по известной цене, а продают – по неизвестной, иными словами, рискуют.


Однако, необходимо отметить, что в Европейских странах слово «предприниматель» («антрепренер») было известно и в средние века. В тот период времени им обычно обозначали организаторов различных «шоу», а также руководителей масштабных производственных и строительных проектов. Такие руководители порой рисковали жизнью.[2] В случае самопроизвольных разрушений общественных зданий, соборов, монастырей им грозила смертная казнь. В то же время они не рисковали имуществом. Указанные руководители проявляли поразительную энергичность и предприимчивость. Эта черта характера предпринимателя сохранилась в восприятии западного обывателя по сегодняшний день.

В 1803 году французский экономист, теоретик Жан-Батист Сей официально закрепил в научном обиходе понятие «предпринимательство». Ж.Б. Сей, руководствуясь положениями теории Р. Кантильона создал собственную концепцию предпринимательства. Краеугольным камнем его концепции, как будет указано далее, стала теория соединения предпринимателем основных факторов производства. Понятие «предприниматель» происходит от немецкого слова «Unternehmer», что дословно означает человека, владеющего и руководящего своим бизнесом. В английском языке термин «предпринимательство» звучит как собственник – руководитель. Англичане используют это слово для того, чтобы отличить «босса», являющегося владельцем бизнеса, от «профессионального руководителя» или наемного сотрудника. На ранних этапах зарождения предпринимательства отождествление собственника бизнеса с руководителем было не случайным. В тот период фирмы, в основной своей массе были мелкими, работники знали друг друга в лицо. Поэтому владельцы бизнеса сами же выступали в роли руководителя.

На первом этапе предпринимательской революции категория «собственность» выступала основной движущей силой развития предпринимательства. Ж.Б. Сей относил к исключительной собственности владельца: «…Земли, металлы, ткани и вообще товары всякого рода». Он утверждал, что предприниматель переносит экономические ресурсы из области более низкой в область более высокой продуктивности и большей отдачи».[3]

Поэтому в своем определении понятие предприниматель Ж.Б. Сей основной упор делал на три классических фактора производства. В частности, он утверждал: «Предпринимательская деятельность – это соединение, комбинирование трех классических факторов производства – земли, труда, капитала».[4]


Отождествление предпринимательства с основными факторами производства было характерно многим определениям. Так, А. Маршал отмечал, что предпринимательская деятельность – это соединение четырех факторов производства – земли, труда, капитала, организации.[5] Безусловно, можно предположить, что предприниматель, который эффективно преобразовывал экономические ресурсы, должен обладать правом собственности на них. Предприниматель часто должен идти на риск. Он мог, в конце концов, потерять имеющиеся в его распоряжении экономические ресурсы. Однако, в случае успеха, предприниматель мог получить выгоду, которая значительно превышала бы сложившуюся на конкретный период времени, среднюю норму прибыли. В этом случае, экономические ресурсы действительно перемещались из области низкой в область высокой эффективности.

Необходимо отметить, что факторы риска в предпринимательской деятельности были замечены в XVIII веке многими исследователями теории предпринимательства. Так, Р. Кантильон утверждал, что «под предпринимательством понимается производственно-хозяйственная деятельность особо рода, включающая в себя элементы риска».[6] В 1797 г. Бодо выделяет категорию риска как основную функцию предпринимательства. В то же время, он соединяет ее с категорией ответственности, включая в процесс предпринимательства такие известные функции менеджмента, как: планирование, организация, контроль, владение бизнесом.

Любой предприниматель в принципе знает, что он рискует каждый раз, когда принимает решение, касающееся развития его бизнеса. Слишком рискованные предприниматели чаще всего принимают такие решения, последствия которых приводят к убыткам, или влияют на будущий рост компании. Ж.Б. Сэй в своем определении термина «предпринимательство» не затронул факторы риска. Тем не менее, его гениальное открытие заключается в том, что он, практически впервые, обозначил основную силу экономического процветания капиталистического общества. Следует отметить, что К. Маркс, так же, как и Ж.Б. Сэй относил к основным факторам производства землю, капитал и труд.

Однако, даже К. Маркс, впервые создавший лучшую теорию технологического развития общества не смог по достоинству оценить эволюционный характер предпринимателя. К. Маркс утверждал, что все перемены, происходящие в экономическом развитии общества и выходящие за пределы оптимизации существующих ресурсов, являются следствием перемен в отношениях власти и собственности. Поэтому он относил их не к области экономики, а к области политики. К. Маркс считал, что если собственность передать от капиталистов к трудящимся массам, то в экономике будут происходить динамичные процессы, выходящие за рамки оптимизации. К большому сожалению, опыт Советского Союза наглядно показал, что в основе экономического развития любого общества всегда находятся люди, готовые идти на риск и жаждущие экономических перемен. Если власть не создает для таких людей, которых Ж.Б. Сэй называл предпринимателями необходимых условий, то общество оказывается на грани экономической и политической катастрофы.[7]


В XIX веке по мере укрепления промышленного производства и расширения территории ведения бизнеса, возникла необходимость в передаче функций руководителя профессиональным наемным работникам, которых стали именовать менеджерами. На определенном этапе общественного развития, сосредоточение функций собственника и руководителя бизнеса в одних руках стало тормозить развитие капиталистического промышленного производства. В практической деятельности первыми указанное замедление темпов экономического роста испытали на себе банкиры. Практика кредитования банкирами только собственников бизнеса ограничивала рост их доходов, следовательно, замедляло темпы экономического развития общества.

Поэтому во многих европейских странах, а затем и в США стали открываться предпринимательские банки, которые были ориентированы не только на собственников бизнеса, но и на предприимчивых людей, обладавших навыками новаторского мышления. Одним из первых предпринимательских банков, ориентированных на предприимчивых людей, был банк «CreditMobilier», созданный во Франции в 1857 г. братьями Перейре. В Германии Георгом Сименсом был создан «DeutscheBank». В Нью-Йорке идея предпринимательского банка была перенесена через Атлантику и реализована молодым Дж. П. Морганом. Все указанные банки не были рассчитаны на собственников бизнеса. Банкиры-предприниматели не ставили перед собой стратегической цели стать собственниками бизнеса. Основной целью банкиров являлось зарабатывание денежных средств путем организации широкой продажи акций предприятий, финансирование которых осуществлялось ими на ранних ступенях их развития. С зарождением практики предоставления заемных средств не только собственникам бизнеса, но и предприимчивым людям начался второй этап предпринимательской революции.[8]

Основной особенностью правового государства с рыночной экономикой является то, что каждый индивид обладает экономической независимостью. Экономическая независимость индивида выступает в качестве основы политической свободы, а также гарантией реализации его юридических прав. Каждый человек обретает возможность свободного использования своей рабочей силы, что способствует формированию и функционированию рынка труда. Иными словами, индивид в условиях рыночной экономики становится собственником своей рабочей силы, стоимость которой определяется на основе спроса и предложения. Другой важной отличительной особенностью рыночной экономики является то обстоятельство, что и земля начинает выступать в качестве объекта собственности отдельных индивидов. Появление класса собственников на землю способствует формированию и функционированию рынка земли. На основе этого достигается рациональное и более эффективное ее использование. Третьей особенностью рыночной экономики является сосредоточение у граждан свободного капитала. Возможность его аккумуляции в банках и в других финансовых учреждениях способствует формированию и функционированию рынка капитала.[9]