Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА МОРАЛИ И ЕЕ СУЩНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Генезис развития категории права и морали в историческом развитии общества
1.2 Понятие морали и ее характеристики
1.3 Характеристика моральных ценностей в поведении человека и функций морали
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ
2.2 Взаимосвязь права и морали
2.3 Проблемы правомерного поведения личности в структуре взаимодействия права и морали
ВВЕДЕНИЕ
Право и мораль многогранные, самостоятельные, суверенные, но в то же время социально-регулятивные институты служащие обществу, каждый из которых имеет свою особую ценность, играет самостоятельную роль, имеет индивидуальные признаки, цели, функции и прочее. Более того, по природе и происхождению они вообще находятся в различных плоскостях. Между тем, как свидетельствует опыт общественного развития, вопросы взаимодействия права и морали заметно актуализируются в переломные периоды истории общества и государства, что наблюдается и в современной России: демократизация общества требует все более высокого не только материального, но и морально-правового уровней удовлетворения.
А.Н. Шитов считает, что «свобода, равенство, гуманизм, справедливость - морально-правовые категории, имеющие богатое, но вполне определенное содержание. При раскрытии нравственных оснований права особой задачей является осознание моральных идей, из которых право произрастает и на утверждение которых направлено» .
Таким образом, в современном российском обществе идет процесс позитивного роста нравственно-морального начал отечественного права, сближения права и морали, преодоления возникающих между ними противоречий. Исследование двух институтов: права и морали, являются избранной мною темой исследования.
Право и мораль находятся в тесном единстве и взаимодействии. С помощью норм права государство добивается утверждения прогрессивных норм морали, которые в свою очередь способствуют укреплению морального авторитета права, воспринимаемого как социальная ценность всего общества. Соблюдение норм права входит в содержание нравственного долга граждан в обществе. С развитием морального и правового сознания повышается авторитет норм права, и как следствие совершенствуются как нормы морали, так и нормы права.
Целью исследования является изучение теоретических закономерностей развития институтов права и морали, их взаимодействия и различий в структуре идеального и реального поведения человека
В соответствии с поставленной целью, основными задачами работы являются:
- рассмотреть генезис развития категории права и морали в историческом развитии общества;
- отметить понятие морали и ее характеристики;
- дать характеристику моральных ценностей в поведении человека и функций морали;
- описать единство права и морали;
- выявить взаимосвязь права и морали;
- отметить проблемы правомерного поведения личности в структуре взаимодействия права и морали.
Объект исследования- общественные отношения, связанные со взаимоотношением институтов права и морали.
Предмет исследования – проблемы изучения права и морали в современном обществе.
Методы исследования – сравнения, аналитический, анализа научной литературы.
При написании курсовой работы использовалась научная литература.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА МОРАЛИ И ЕЕ СУЩНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Генезис развития категории права и морали в историческом развитии общества
В истории русской философии права проблема соотношения моральной и правовой регуляции определялась наличием двух направлений: естественно-правовой концепции (Новгородцев, Трубецкой) и юридическим позитивизмом (Шершеневич Коркунов). Естественное право исходило из того, что мораль, являясь гарантом справедливого и целостного общежития, выступает фактором, контролирующим право.
Основные положения естественно-правовой теории следующие: 1) право зависит от морали: оно проявляется через факт наличности нравственного сознания, «предъявляет к действительности свои особые требования и задачи»; 2) мораль есть особый способ регуляции общественных отношений, основанный на христианском идеале. В основе морали - идея справедливого и целостного общежития, поэтому вне морали в данной концепции не представляется возможным существование права. Мораль, являясь «духовной скрепой» права, призвана укреплять общественную систему и одновременно контролировать право. Право, таким образом, зависимо от морали, являясь одним из коренных ее видов; 3) правовой идеал - высшее проявление нравственного сознания и означает синтез нравственного идеала и социальной нормы. Таким образом, правовая регуляция основывается на морали[1].
С точки зрения юридического позитивизма (Шершеневич) социокультурное поле человеческого общежития связано с государством, которое организует целесообразность поведения личности и общественный порядок. Выдвигается идея специфики юридической регуляции в рамках государственного регулирования, которые, как социальные и нравственные нормы, всегда исходят из внешнего авторитета. Ведь государство, как утверждают представители юридического позитивизма, выполняет главнейшие функции регулирования между личностью и обществом. Поэтому право представляет собой закон, закрепляющий требования государства к личности. Отсюда - принудительность государства в связи с требованиями закона выполнения юридических норм. Важнейшим фактором юридического позитивизма является наказание, определяющее мотивацию поведения индивида. Государство определяет право, государственная власть есть сила, а не право. Таким образом, по мнению Шершеневича, регулирующие функции права основываются на факторе государственного принуждения.
Этико-правовая концепция Н.М. Коркунова рассматривает соотношение нравственного и правового регулирования в рамках определения этической и правовой нормативности, которая основана на принципе разграничения интересов. Коркунов выделяет два основных вида социокультурных норм: технические и этические. Технические нормы проецируются на материальные цели, этические на общий интерес, которые обозначаются им как нравственные и юридические. Содержание нравственных норм связаны с идеями добра и зла и, в конечном счете, подчиняются общему принципу, который выступает как критерий оценки интересов. «Нравственные правила, по мнению Коркунова, -служат высшим руководящим началом всей нашей деятельности, мерилом всех наших поступков».
Право по своему назначению и целям выступает с позиций разграничения интересов, поскольку связано с разграничением столкновений частных лиц. Конфликт интересов как содержание права диктует безусловность преодоления конфликта и, соответственно, предопределяет такую форму регуляции, которая направлена на разграничение интересов каждого лица. Такой подход к пониманию права как разграничения интересов дает возможность Коркунову установить специфические особенности нравственной и правовой регуляции. Юридические нормы проявляются как отношение к другим, а не к самому себе, нравственные как отношение к самому себе в силу того, что оценка интересов имеет значение для отдельно взятого лица. Соблюдение юридических норм является обязательным только при условии наличия интереса другого лица. Напротив - обязательность нравственных норм с этим не связана: нравственное долженствование существует и в отсутствии интересов другого, как фактор внутреннего убеждения, а их разграничение в качестве соотношения прав и обязанностей[2].
Современная либертарно-правовая теория, возникшая в 70-х гг. прошлого столетия в СССР (В. Нерсесянц)1 основана на идее различения права и закона, что отличает ее от теорий юснатурализма (естественное право) и легизма (юридический позитивизм) Ценностная основа либертарно-правовой теории основана на идеалах и постулатах «Всеобщей Декларации прав человека» - свободы, определяется формальным равенством и справедливостью.
Важную роль в процессе данного вида социальной регуляции играет такая этическая категория как «справедливость». Сущность права состоит в его направленности на достижение справедливости, устранению противоречий между людьми, обеспечении порядка. Несмотря на это, в различных школах правовой мысли, право и справедливость соотносятся разным образом. С точки зрения естественно-правового подхода право должно соответствовать критерию справедливости, позитивисты же придерживаются иной точки зрения.
В российской правовой системе под правом понимается система общеобязательных норм, устанавливаемых и санкционируемых государством, а под законом - основную форму выражения и закрепления права. Указанный подход к пониманию «права» отражает взгляды сторонников юридического позитивизма, в соответствии с идеями которых отнесение нормы к категории правовой связано не с ее содержанием, а зависит от организации ее установившей.
Известный позитивист Ганс Кельзен по поводу соотношения права и справедливости говорил следующее: «То, что справедливость не может быть признаком, отличающим право от других принудительных порядков, следует из относительности оценочного суждения согласно которому некоторый социальный порядок справедлив» .
Таким образом, независимо от того, нравятся нам действующие в государстве законы, справедливыми мы их считаем или нет, исполнять их требования мы обязаны. Так мы наблюдаем главный механизм, придающий такому регулятору как право, наибольшую эффективность среди остальных, -это принудительность. Исполнение любой правовой нормы обеспечивается силой государственного принуждения[3].
Без принуждения право теряет свое первенство в эффективности регулирования общественных отношений, поскольку также как и с моралью будут возникать конфликты идей, взглядов различных личностей, связанные с субъективным видением мира каждым человеком.
Многие философы пытались изъять из права элемент принудительности и обосновать, почему мы обязаны следовать этому регулятору, подчиняться праву независимо от того обеспечено оно силой или нет. Так, были попытки обосновать необходимость подчинения закону в диалоге Платона «Критон», где автор пытался объяснить необходимость следовать закону при помощи таких этических категорий как долг перед отечеством. Поскольку государство с помощью своих законов нас «родило, вскормило, воспитало и наделило всевозможными благами», то перестав быть детьми, мы становимся обязанными государству и наш долг служить ему и соблюдать установленные им нормы - прежде всего правовые.
Тем не менее, помимо принуждения важную роль в механизме правового регулирования играет фактор добровольного принуждения, который основан на воспитании правосознания людей. Современные развитые государства стараются добиваться исполнения правовых предписания за счет воспитания у населения ценностей, идеалов, соответствующих правовым предписаниям, установленным государством.
Вывод. Подводя итог вышесказанному, хочется еще раз отметить, что право среди других регуляторов социального порядка, отличает именно его обеспеченность силою внешнего принуждения. Мы можем руководствоваться в повседневной жизни любыми нормами как моральными, так и религиозными, однако остается не ясным, каким образом с помощью указанных норм будет происходить разрешение возникающих между индивидами конфликтов. Каждый мыслит по-своему и имеет свою точку зрения исходя из собственных моральных взглядов. Ценность же права заключается в том, что оно за счет своего принудительного механизма в виде законов и институтов государства отсекает все субъективные взгляды участников отношений на ситуацию, устанавливая единственную верную позицию по проблеме, за счет чего достигается максимальная эффективность регулирования общественных отношений.
1.2 Понятие морали и ее характеристики
Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству, и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса, либо социальной группы.
Содержание и само осознание терминов "мораль" и "нравственность" в колоссальной степени зависят от историко-культурных факторов, традиций, а также от идентификации источников.
«В морали выражены представления людей о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести, трудолюбии, милосердии». Вот то необычное разделение функций, которое отличает ее, необычная последовательность работы психологических приспособлений, которая свойственна моральному сознанию[4].
Мораль появляется и формирует на основании надобности общества регулировать поведение людей в разнообразных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов понимания людьми сложных процессов социального существования. Основной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и пристрастий личности и общества. Мораль содержит: моральное сознание, моральные отношения, нравственное поведение. С абсолютной твердостью можно обозначить, что мораль является основоположником как государства, так и права.