Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ
1.1. Личностные особенности учащихся выпускных классов как фактор выбора профессии
1.2. Психологические особенности профессионального самоопределения личности
1.3. Классификации и типологии профессий. ПВК
В этой главе мы также определили, что осознанный выбор профессии могут сделать немногие, и зачастую руководствуются не личными планами, склонностями, типом характера или интересами, а существующими в обществе стереотипами, мнениями близких людей и знакомых, что может создавать определённые сложности и психологические трудности.
В данном разделе нами различные типологии профессий, учитывающие индивидуальные предпочтения личности и позволяющие индивидууму не только разобраться в себе, обозначить пути собственного развития, но и свести возможность ошибки профессионального ориентирования к минимуму.
На основании анализируемой информации можно сделать вывод, что успех в профессиональной деятельности, а также удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среде.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ
2.1. Организация и методы исследования
Как нами было выявлено в предыдущей главе, учащиеся выпускных классов могут затрудняться в выборе своего будущего профессионального пути в силу того, что выбранная специальность должна отвечать не только их интересам, физическим, психическим возможностям, но и личностным особенностям.
Целью нашего исследования является выявление личностных особенностей и профессиональных предпочтений выпускников.
Нами были сформулированы следующие задачи:
- Провести диагностику типов темперамента старшеклассников.
- Выявить предпочитаемые типы профессий у учащихся выпускных классов.
- Проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы.
В работе нами были использованы следующие методики:
1. Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI), разработанный для диагностики характерологических особенностей (типов темперамента) личности.
2. «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова, предназначенная для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий.
Данное исследование проводилось на базе МОБУ СОШ № 9 имени
И. Ф. Константинова города Лабинска. В качестве респондентов выступили 20 подростков в возрасте 15-17 лет, обучающиеся в 9, 10 и 11 классах.
2.2. Интерпретация результатов исследования
Нами было проведено анкетирование, результаты которого отображены в Приложении 2 при помощи диагностических методик, представленных в Приложении 1.
1. Результаты диагностики типов темперамента учащихся выпускников отражены на Диаграмме 1.
Диаграмма 1
Диагностика типов темперамента испытуемых выпускников
Большинство испытуемых выпускников, являются холериками и сангвиниками. Меньшинство обладают флегматичным и меланхоличным характером. Но в целом, явного преобладания какого-либо типа темперамента выявлено не было.
2. Результаты диагностики предпочитаемых типов профессий среди выпускников отображены на Диаграмме 2.
Диаграмма 2
Предпочитаемые типы профессий у учащихся выпускных классов
Как видно из Диаграммы 2, отображающей, как распределились предпочтения испытуемых, большинство выпускников отдают предпочтение типам профессий «человек-техника» и «человек-знаковая система». Категории «человек-природа» и «человек-художественный образ» пользуются наименьшей популярностью.
В данной главе нами были представлены и проанализированы результаты исследования личностных особенностей и профессиональных предпочтений у учащихся выпускных классов МОБУ СОШ № 9 имени И. Ф. Константинова города Лабинска Краснодарского края.
Мы выявили, что преобладающими типами темперамента среди испытуемых являются холерики и сангвиники. Меньшинство обладает флегматичным и меланхоличным характерами. Однако явное преобладание какого-либо типа темперамента отсутствует.
Также нами было определено, что выпускники отдают предпочтение профессиям типа «человек-техника» и «человек-знаковая система». Такие категории, как «человек-природа» и «человек-художественный образ» менее популярны.
Таким образом, можно с достаточной определённостью сказать, что соответствие выбранной специальности личностным особенностям подростка и его предпочтениям может определить эффективность его будущей профессиональной деятельности, что в значительной мере степени будет определять качество его дальнейшей жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональная самоопределение как часть личностного самоопределения человека является сложным и длительным процессом, охватывающим значительный период его жизни. Оно тесно связано с понятием профессиональной ориентации. Семья и различные образовательные учреждения обеспечивают помощь в выборе специальности, учитывая индивидуальные особенности, интересы личности и потребности современного рынка.
Школа играет огромную роль в активизации внутренних психологических ресурсов подростка, что в свою очередь способствует его реализации в той или иной деятельности. Результатом процесса профессионального самоопределения учащихся старших выпускных классов является выбор будущей специальности. Этот выбор, несомненно, является очень ответственным, и, на наш взгляд, должен осуществляться обдуманно, с учетом способностей, возможностей и интересов личности.
Хотелось бы отметить, что, к сожалению, личные профессиональные планы выпускника, его склонности и задатки далеко не всегда не учитываются при выборе специальности подростком. Большое влияние имеют мнение родственников, друзей, учителей, окружающих и существующих в обществе стереотипах. Свою роль также играет и вынужденная необходимость (например, отсутствие учебного заведения или возможности овладения желаемой специальностью в родном населенном пункте).
Для успешной самореализации и дальнейшей профессиональной деятельности при выборе специальности необходимо учитывать не только рекомендации родных, близких и знакомых по профессиональной ориентации или, например, престижность профессии, но и собственные личные профессиональные планы. Учащиеся выпускных классов должны осознавать и принять ответственность за свою дальнейшую жизнь, профессиональный путь и будущую карьеру.
В ходе работы над данным исследованием и выполнения поставленных задач мы получили следующие основные результаты:
1. Рассмотрены понятия, виды личностных и психологических особенностей человека как факторы профессионального самоопределения.
2. Изучены различные классификации, типологии профессий и профессионально важные качества личности.
Нами было проведено исследование личностных особенностей и профессиональных предпочтений учащихся выпускных классов. Анализируя его результаты, мы пришли к выводу, что данные особенности напрямую влияют на профессиональные самоопределение и направленность человека.
Перспективы данного исследования состоят в необходимости:
1. Более детального рассмотрения отечественных и зарубежных классификаций психотипов личности;
2. В более глубоком анализе различных типологий профессий, разработанных с учётом личных особенностей человека;
3. В рассмотрении других факторов, влияющих на профессиональное ориентирование;
4. В проведении эмпирического исследования профессиональных предпочтений учащихся выпускных классов на основе Опросника профессиональных предпочтений Дж. Холланда (ОПП).
В заключение хотелось бы отметить, что в эффективном выборе специальности большую роль играет самосознание учащегося. Выпускник должен обладать сформированными профессиональными предпочтениями к тому или иному роду занятий, объективно оценивать свои возможности. Можно с достаточной определённостью сказать, что в условиях профессионального самоопределения тип темперамента имеет решающее значение. К примеру, человек, обладающий лидерскими качествами и умеющий организовывать людей, может добиться успехов в сфере преподавания или менеджмента.
Из вышеприведённого анализа можно сделать вывод, что, умея определять собственные темперамент, психотип, зная типологии профессий, профессионально важные качества и их соответствие определённым характеристикам человека, подросток может облегчить путь профессионального ориентирования и сделать «верный» выбор, который определит успешность его дальнейшей деятельности и жизни в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
- Андерсонс Г. В. Индивидуализация профильного обучения школьников. - 2007. - № 3.
- Андерсонс Г. В. Проблема профессионального самоопределения учащихся старших классов профильной школы [Текст] / Г. В. Андерсонс // Проблема современного образования в школе и вузе: Сборник материалов международной конференции. - Ульяновск: УлГПУ, 2004.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Москва: Аспект Пресс, 2010.
- Батаршев А.В., Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Издательство: Речь, 2009.
- Букреева И. А. Проблема осознанного профессионального выбора // Профессиональная ориентация молодёжи в современных социально-экономических условиях: состояние, проблемы, перспективы / Под общ. ред. Е. Ю. Пряжниковой. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2009.
- Головин С. Ю. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998.
- Карпов А. В. Общая психология - М.: Гардарики, 2004.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Климов. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 2014. – 207 с.
- Конюхов Н. И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы, 1992.
- Майерс Д. Социальная психология / перевод с англ.: В. Гаврилов, С. Шпак, С. Меленевская, Д. Викторова, СПб.: Питер Пресс, 1997. – 688 с.
- Общая психология / Под ред. В. А. Богословского. М.: Просвещение, 2003. – 217 с.
- Подростковый и юношеский возраст: Пробл. становления личности / Х. Ремшмидт; Пер. с нем. Г. И. Лойдиной; Под ред. Т. А. Гудковой. - М.: Мир, 1994.
- Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002.
- Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. – 490 с.
- Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С., Профориентация: Учебное пособие, М: Академия, 2008.
- Романов К. М. Практикум по общей психологии / К. М. Романов, Ж. Г. Гаранина. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. -М.: Школа-Пресс, 1995.
- Чепляев В., Федотова Н., Попова З. Профориентация в службе занятости. Саратов: СГУ, 2005. – 284 с.
- Шадрин Н. С. Психология личности: учебное пособие для студентов психологических специальностей. - Павлодар: Кереку, 2009.
- Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 [Электронный ресурс]. – URL: http://sbiblio.com/biblio/content.aspx?dictid=97&wordid=816018 (дата обращения 07.01.2019)
- Беседина И. И. Технология профориентационной работы в общеобразовательных учебных заведениях [Электронный ресурс]. – URL: http://window.edu.ru/resource/268/50268/files/28.pdf (дата обращения 17.12.2018)
- Винтин И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников [Электронный ресурс]. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/977/769/1231/011.VINTIN.pdf (дата обращения 23.12.2018)
- Макарова И. А. Влияние личностных особенностей учащихся старших классов на выбор ими будущей профессии [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rae.ru/forum2012/236/2644 (дата обращения 03.01.2019).
Диагностический инструментарий
1. «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова.
Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?».
Текст опросника
1a |
Ухаживать за животными. |
или |
1б |
Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать). |
2а |
Помогать больным людям, лечить их |
или |
2б |
Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За |
Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок |
или |
3б |
Следить за состоянием, развитием растений |
4а |
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пластмассу, металл и т.п.) |
или |
4б |
Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать). |
5а |
Обсуждать научно-популярные книги, статьи |
или |
5б |
Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а |
Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) |
или |
6б |
Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных). |
7а |
Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты). |
или |
7б |
Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством: подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а |
Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) |
или |
8б |
Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а |
Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище |
или |
9б |
Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а |
Лечить животных |
или |
10б |
Выполнять вычисления, расчеты. |
11а |
Выводить новые сорта растений |
или |
11б |
Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а |
Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять поощрять, наказывать. |
или |
12б |
Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок). |
13а |
Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности |
или |
13б |
Наблюдать, изучать жизнь микробов. |
14а |
Обсуждать, налаживать медицинские приборы, аппараты |
или |
14б |
Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15а |
Составлять точные описания - отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
или |
15б |
Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые) |
16а |
Делать лабораторные анализы в больнице |
или |
16б |
Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение. |
17а |
Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. |
или |
17б |
Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов. |
18а |
Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. |
или |
18б |
Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а |
Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду) строить здания |
или |
19б |
Заниматься черчением, копированием чертежей, карт |
20а |
Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада. |
или |
20б |
Работать на клавишных машинах |