Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этой главе мы также определили, что осознанный выбор профессии могут сделать немногие, и зачастую руководствуются не личными планами, склонностями, типом характера или интересами, а существующими в обществе стереотипами, мнениями близких людей и знакомых, что может создавать определённые сложности и психологические трудности.

В данном разделе нами различные типологии профессий, учитывающие индивидуальные предпочтения личности и позволяющие индивидууму не только разобраться в себе, обозначить пути собственного развития, но и свести возможность ошибки профессионального ориентирования к минимуму.

На основании анализируемой информации можно сделать вывод, что успех в профессиональной деятельности, а также удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среде.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ

2.1. Организация и методы исследования

Как нами было выявлено в предыдущей главе, учащиеся выпускных классов могут затрудняться в выборе своего будущего профессионального пути в силу того, что выбранная специальность должна отвечать не только их интересам, физическим, психическим возможностям, но и личностным особенностям.

Целью нашего исследования является выявление личностных особенностей и профессиональных предпочтений выпускников.

Нами были сформулированы следующие задачи:

  1. Провести диагностику типов темперамента старшеклассников.
  2. Выявить предпочитаемые типы профессий у учащихся выпускных классов.
  3. Проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы.

В работе нами были использованы следующие методики:

1. Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI), разработанный для диагностики характерологических особенностей (типов темперамента) личности.

2. «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова, предназначенная для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий.


Данное исследование проводилось на базе МОБУ СОШ № 9 имени

И. Ф. Константинова города Лабинска. В качестве респондентов выступили 20 подростков в возрасте 15-17 лет, обучающиеся в 9, 10 и 11 классах.

2.2. Интерпретация результатов исследования

Нами было проведено анкетирование, результаты которого отображены в Приложении 2 при помощи диагностических методик, представленных в Приложении 1.

1. Результаты диагностики типов темперамента учащихся выпускников отражены на Диаграмме 1.

Диаграмма 1

Диагностика типов темперамента испытуемых выпускников

Большинство испытуемых выпускников, являются холериками и сангвиниками. Меньшинство обладают флегматичным и меланхоличным характером. Но в целом, явного преобладания какого-либо типа темперамента выявлено не было.

2. Результаты диагностики предпочитаемых типов профессий среди выпускников отображены на Диаграмме 2.

Диаграмма 2

Предпочитаемые типы профессий у учащихся выпускных классов

Как видно из Диаграммы 2, отображающей, как распределились предпочтения испытуемых, большинство выпускников отдают предпочтение типам профессий «человек-техника» и «человек-знаковая система». Категории «человек-природа» и «человек-художественный образ» пользуются наименьшей популярностью.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

В данной главе нами были представлены и проанализированы результаты исследования личностных особенностей и профессиональных предпочтений у учащихся выпускных классов МОБУ СОШ № 9 имени И. Ф. Константинова города Лабинска Краснодарского края.

Мы выявили, что преобладающими типами темперамента среди испытуемых являются холерики и сангвиники. Меньшинство обладает флегматичным и меланхоличным характерами. Однако явное преобладание какого-либо типа темперамента отсутствует.

Также нами было определено, что выпускники отдают предпочтение профессиям типа «человек-техника» и «человек-знаковая система». Такие категории, как «человек-природа» и «человек-художественный образ» менее популярны.

Таким образом, можно с достаточной определённостью сказать, что соответствие выбранной специальности личностным особенностям подростка и его предпочтениям может определить эффективность его будущей профессиональной деятельности, что в значительной мере степени будет определять качество его дальнейшей жизни.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональная самоопределение как часть личностного самоопределения человека является сложным и длительным процессом, охватывающим значительный период его жизни. Оно тесно связано с понятием профессиональной ориентации. Семья и различные образовательные учреждения обеспечивают помощь в выборе специальности, учитывая индивидуальные особенности, интересы личности и потребности современного рынка.

Школа играет огромную роль в активизации внутренних психологических ресурсов подростка, что в свою очередь способствует его реализации в той или иной деятельности. Результатом процесса профессионального самоопределения учащихся старших выпускных классов является выбор будущей специальности. Этот выбор, несомненно, является очень ответственным, и, на наш взгляд, должен осуществляться обдуманно, с учетом способностей, возможностей и интересов личности.

Хотелось бы отметить, что, к сожалению, личные профессиональные планы выпускника, его склонности и задатки далеко не всегда не учитываются при выборе специальности подростком. Большое влияние имеют мнение родственников, друзей, учителей, окружающих и существующих в обществе стереотипах. Свою роль также играет и вынужденная необходимость (например, отсутствие учебного заведения или возможности овладения желаемой специальностью в родном населенном пункте).

Для успешной самореализации и дальнейшей профессиональной деятельности при выборе специальности необходимо учитывать не только рекомендации родных, близких и знакомых по профессиональной ориентации или, например, престижность профессии, но и собственные личные профессиональные планы. Учащиеся выпускных классов должны осознавать и принять ответственность за свою дальнейшую жизнь, профессиональный путь и будущую карьеру.

В ходе работы над данным исследованием и выполнения поставленных задач мы получили следующие основные результаты:

1. Рассмотрены понятия, виды личностных и психологических особенностей человека как факторы профессионального самоопределения.

2. Изучены различные классификации, типологии профессий и профессионально важные качества личности.

Нами было проведено исследование личностных особенностей и профессиональных предпочтений учащихся выпускных классов. Анализируя его результаты, мы пришли к выводу, что данные особенности напрямую влияют на профессиональные самоопределение и направленность человека.


Перспективы данного исследования состоят в необходимости:

1. Более детального рассмотрения отечественных и зарубежных классификаций психотипов личности;

2. В более глубоком анализе различных типологий профессий, разработанных с учётом личных особенностей человека;

3. В рассмотрении других факторов, влияющих на профессиональное ориентирование;

4. В проведении эмпирического исследования профессиональных предпочтений учащихся выпускных классов на основе Опросника профессиональных предпочтений Дж. Холланда (ОПП).

В заключение хотелось бы отметить, что в эффективном выборе специальности большую роль играет самосознание учащегося. Выпускник должен обладать сформированными профессиональными предпочтениями к тому или иному роду занятий, объективно оценивать свои возможности. Можно с достаточной определённостью сказать, что в условиях профессионального самоопределения тип темперамента имеет решающее значение. К примеру, человек, обладающий лидерскими качествами и умеющий организовывать людей, может добиться успехов в сфере преподавания или менеджмента.

Из вышеприведённого анализа можно сделать вывод, что, умея определять собственные темперамент, психотип, зная типологии профессий, профессионально важные качества и их соответствие определённым характеристикам человека, подросток может облегчить путь профессионального ориентирования и сделать «верный» выбор, который определит успешность его дальнейшей деятельности и жизни в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  2. Андерсонс Г. В. Индивидуализация профильного обучения школьников. - 2007. - № 3.
  3. Андерсонс Г. В. Проблема профессионального самоопределения учащихся старших классов профильной школы [Текст] / Г. В. Андерсонс // Проблема современного образования в школе и вузе: Сборник материалов международной конференции. - Ульяновск: УлГПУ, 2004.
  4. Андреева Г. М. Социальная психология. Москва: Аспект Пресс, 2010.
  5. Батаршев А.В., Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Издательство: Речь, 2009.
  6. Букреева И. А. Проблема осознанного профессионального выбора // Профессиональная ориентация молодёжи в современных социально-экономических условиях: состояние, проблемы, перспективы / Под общ. ред. Е. Ю. Пряжниковой. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2009.
  7. Головин С. Ю. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998.
  8. Карпов А. В. Общая психология - М.: Гардарики, 2004. 
  9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Климов. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
  10. Кон И. С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 2014. – 207 с.
  11. Конюхов Н. И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы, 1992.
  12. Майерс Д. Социальная психология / перевод с англ.: В. Гаврилов, С. Шпак, С. Меленевская, Д. Викторова, СПб.: Питер Пресс, 1997. – 688 с.
  13. Общая психология / Под ред. В. А. Богословского. М.: Просвещение, 2003. – 217 с.
  14. Подростковый и юношеский возраст: Пробл. становления личности / Х. Ремшмидт; Пер. с нем. Г. И. Лойдиной; Под ред. Т. А. Гудковой. - М.: Мир, 1994.
  15. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002.
  16. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. – 490 с.
  17. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С., Профориентация: Учебное пособие, М: Академия, 2008.
  18. Романов К. М. Практикум по общей психологии / К. М. Романов, Ж. Г. Гаранина. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.
  19. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. -М.: Школа-Пресс, 1995.
  20. Чепляев В., Федотова Н., Попова З. Профориентация в службе занятости. Саратов: СГУ, 2005. – 284 с.
  21. Шадрин Н. С. Психология личности: учебное пособие для студентов психологических специальностей. - Павлодар: Кереку, 2009.
  22. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 [Электронный ресурс]. – URL: http://sbiblio.com/biblio/content.aspx?dictid=97&wordid=816018 (дата обращения 07.01.2019)
  23. Беседина И. И. Технология профориентационной работы в общеобразовательных учебных заведениях [Электронный ресурс]. – URL: http://window.edu.ru/resource/268/50268/files/28.pdf (дата обращения 17.12.2018)
  24. Винтин И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников [Электронный ресурс]. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/977/769/1231/011.VINTIN.pdf (дата обращения 23.12.2018)
  25. Макарова И. А. Влияние личностных особенностей учащихся старших классов на выбор ими будущей профессии [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rae.ru/forum2012/236/2644 (дата обращения 03.01.2019).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диагностический инструментарий

1. «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова.

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?».

Текст опросника

1a

Ухаживать за животными.

или

Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

Помогать больным людям, лечить их

или

Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За

Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

или

Следить за состоянием, развитием растений

Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пластмассу, металл и т.п.)

или

Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать).

Обсуждать научно-популярные книги, статьи

или

Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

или

Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).

Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).

или

Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством: подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

или

Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

или

Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а

Лечить животных

или

10б

Выполнять вычисления, расчеты.

11а

Выводить новые сорта растений

или

11б

Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а

Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять поощрять, наказывать.

или

12б

Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а

Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

или

13б

Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а

Обсуждать, налаживать медицинские приборы, аппараты

или

14б

Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а

Составлять точные описания - отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

или

15б

Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

16а

Делать лабораторные анализы в больнице

или

16б

Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а

Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

или

17б

Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов.

18а

Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

или

18б

Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а

Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду) строить здания

или

19б

Заниматься черчением, копированием чертежей, карт

20а

Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.

или

20б

Работать на клавишных машинах