Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ
1.1. Личностные особенности учащихся выпускных классов как фактор выбора профессии
1.2. Психологические особенности профессионального самоопределения личности
1.3. Классификации и типологии профессий. ПВК
Наличие достаточного количества доступной для старшеклассников информации о структуре рынка труда, востребованности той или иной специальности, уровне заработных плат может помочь подростку в принятии решения относительно его будущей профессиональной деятельности.
1.2. Психологические особенности профессионального самоопределения личности
Как известно, конец 70-х годов XX века был обозначен появлением новой системы знаний, получившей название cоционика. Известный психолог Карл Густав Юнг совершил прорыв этой области, разработав теорию психологических типов и установив между психотипом и выбором профессии чёткую взаимосвязь, а также получив возможность прогнозировать развитие профессиональной ориентации психотипа. Рассмотрим данную теорию ниже.
Тип личности в зависимости от вектора ее направленности:
а) Экстраверт - человек, психологически ориентированный на внешний мир, активный и общительный;
б) Интроверт - человек, ориентированный на внутренний мир, чувствительный, замкнутый и рассудительный.
Тип личности в зависимости от преимущественного способа восприятия жизни:
а) Мыслительный - человек, в принятии решений преимущественно опирающийся на логику и мышление. Сфера чувств подавлена;
б) Чувствующий - человек, ориентированный на чувства, а не логику;
в) Ощущающий - человек, воспринимающий окружающую действительность непосредственно органами чувств. Интуиция подавлена;
г) Интуитивный - человек, полагающийся на интуитивные, бессознательные знания, а не на непосредственные ощущения.
Схожая классификация психотипов принадлежит К. Леонгарду. Рассмотрим типы акцентуаций, предложенные немецким учёным, ниже.
а) Гипертимный. Оптимистичный, коммуникабельный, инициативный, деятельный, конфликтный, раздражительный, легкомысленный;
б) Дистимный. Пессимистичный, молчаливый, замкнутый, неконфликтный, добросовестный, справедливый;
в) Циклоидный. Переменчивый тип, совмещающий гипертимность и дистимию;
г) Возбудимый. Медлительный, раздражительный, угрюмый, властный, добросовестный, аккуратный, любящий животных и детей;
д) Застревающий. Перфекционист, любознательный, справедливый, честолюбивый, обидчивый, подозрительный, ревнивый;
е) Педантичный. Формалист и аккуратист, серьезный, надежный, неконфликтный, пассивный, занудный;
ж) Тревожный. Робкий, неуверенный в себе, беззащитный, пессимистичный, самокритичный, дружелюбный, исполнительный, чувствительный;
з) Эмотивный. Ранимый, пассивный, добрый, сострадательный, отзывчивый, исполнительный;
и) Демонстративный. Может быть как лидером, так и приспособленцем; самоуверенный, артистичный, обходительный, увлекающий, неординарный, эгоистичный, хвастливый, ленивый;
к) Экзальтированный. Чрезвычайно общительный, испытывающий яркие и искренние чувства, влюбчивый, альтруистичный, сострадательный, переменчивый;
л) Экстравертированный. Общительный, открытый, исполнительный, несерьезный, склонный к азарту и риску;
м) Интровертированный. Идеалист, замкнутый, философствующий, неконфликтный, принципиальный, сдержанный, упорный, упрямый.
Исходя из анализа данных классификаций, мы можем предположить, что, интроверт способен добиться успехов, например, в искусстве, человек, обладающий мыслительным типом личности - в научной сфере, а индивидуум, имеющий возбудимый психотип, может стать успешным ветеринаром или педиатром.
1.3. Классификации и типологии профессий. ПВК
Профессия – это род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой и являющейся, как правило, источником существования [11]. Особую популярность как в зарубежной, так и отечественной психологии получили классификации профессий, основанные на учёте интересов, способностей личности и свойств темперамента человека.
Остановимся прежде на анализе одной их наиболее известных - типологии профессий Дж. Холланда (1966), предполагающей, что выбор профессионального пространства является выражением личности индивидуума, а успешность деятельности и достижения человека определяется установками, ценностными ориентациями, интересами, мотивами и т. д. Рассмотрим данную типологию в Таблице 1.
Таблица 1
Характеристика типов личности по Дж. Холланду
Название |
Тип личности |
Профессиональная среда |
Реалистический |
Люди, ориентированные принятие решения и действия в настоящем, обладающие эмоциональной стабильностью, моторными навыками и ловкостью |
Деятельность, связанная с манипулированием инструментами и техникой (механик, водитель, агроном, портной, повар, химик) |
Продолжение Таблицы 1
Интеллектуальный (Исследовательский) |
Люди, ориентированные на познавательную деятельность, склонные к наблюдению, анализу, исследованию, обладающие теоретическим мышлением и творческим подходом |
Интеллектуальный труд, научно-исследовательская работа (физик, геолог, географ, аналитик, астроном) |
Социальный |
Люди, ориентированные на общение и отношения с другими людьми, склонные к альтруизму и сопереживанию, обладающие коммуникативными способностями, ранимые |
Большинство профессий, направленных на работу с людьми, общественная деятельность (врач, педагог, воспитатель) |
Предпринимательский (Предприимчивый) |
Амбициозные люди, ориентированные на влияние, управление, лидерство, создание и реализацию идей, высокую социальную активность |
Дипломат, брокер, журналист, адвокат, политик, бизнесмен, менеджер, артист, репортер, кооператор |
Продолжение Таблицы 1
Художественный (Артистический) |
Творческие, экспрессивные люди-нонкомформисты, ориентированные на самовыражение и внимание окружающих, обладают богатым воображением |
Сфера искусства, профессии, связанные с привлечением внимания, презентацией чего-либо (художник, фотограф, историк) |
Конвенциональный |
Люди, ориентированные на систематизацию и переработку информации. Мало эмоциональны, консервативны, пунктуальны, педантичны, исполнительны. |
Работа в таких сферах как бухгалтерия, финансы, архивы, библиотеки и т.п. (товаровед, финансист, экономист, делопроизводитель) |
Для определения данных типов личности Дж. Холланд разработал диагностику, позволяющую определить профессиональные предпочтения и интересы. По её результатам выделяют три рекомендуемые профессиональные среды – максимально отражающая тип личности и две менее значимые, позволяющие личности подобрать себе «резервные» специальности.
Учёный предложил шкалу, изображаемую схематично. Она представляет собой шестиугольник, каждый угол которого обозначает один из типов личности и среды (Рисунок 1). Степень их совместимости обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами.
Рисунок 1
Совместимость типа личности и типа профессиональной среды
Примечание. На Рисунке 1 приняты следующие условные обозначения: Р - реалистический тип; И - интеллектуальный тип; С - социальный тип; К - конвенциональный тип; П - предпринимательский тип; Х - художественный тип.
Рассмотрим в Таблице 2 приспособленность разных типов личности к тем или иным профессиональным средам.
Таблица 2
Тип личности |
Тип профессиональной среды |
||||||||
Р |
И |
С |
К |
П |
Х |
||||
Реалистический (Р) |
+ + |
+ |
- - |
+ |
- |
- |
|||
Интеллектуальный (И) |
+ |
+ + |
- |
- |
- - |
+ |
|||
Социальный (С) |
- - |
- |
+ + |
- |
+ |
+ |
|||
Предпринимательский (П) |
- |
- - |
+ |
+ |
+ + |
- |
Приспособленность типа личности к типу профессиональной среды
Художественный (Х) |
- |
+ |
+ |
-- |
- |
+ + |
Конвенциональный (К) |
+ |
- |
- |
++ |
+ |
- - |
Продолжение Таблицы 2
Примечание. В Таблице 2 приняты следующие условные обозначения:
+ + тип личности очень хорошо приспособлен к окружающей среде; + тип личности хорошо приспособлен к окружающей среде; - тип личности недостаточно приспособлен к окружающей среде; - - тип личности совершенно не приспособлен к окружающей среде.
Немаловажно в данной исследовательской работе также упомянуть, что для каждого типа профессии требуются определенные профессионально важные качества (ПВК) - индивидуальные, личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для нормативной реализации той или иной деятельности [9]. Рассмотрим типологию Евгения Александровича Климова, классифицирующую профессии по предмету труда и обозначим необходимые для этих специальностей ПВК ниже.
1. Человек — человек.
Профессии, связанные с обучением, воспитанием торгово-сервисным обслуживанием людей и общением с ними (педагог, психолог, воспитатель, врач, тренер, официант и др.).
ПВК: коммуникабельность, выдержка, такт, хорошая память.
2. Человек — техника.
Профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники: сборка и наладка оборудования, ремонт оборудования, разработка, создание техники, управление машинами, обработка материалов (токарь, инженер-конструктор, каменщик, слесарь, системный администратор, архитектор и др.).
ПВК: хорошая координация движений, точность, определенность действий, высокая исполнительская дисциплина, аккуратность, развитое техническое мышление, высокая работоспособность.
3. Человек — художественный образ.
Профессии, связанные с созданием, воспроизведением, копированием и изучением художественных образов (художник, скульптор, актер, певец, дирижёр, реставратор, искусствовед, дизайнер и др.).
ПВК: образное мышление, склонность к творчеству, яркое воображение.
4. Человек — природа.
Профессии, связанные с изучением, преобразованием и охраной природы (ветеринар, садовник, агроном, зоолог, эколог, ботаник и др.).
ПВК: устойчивость внимания, наблюдательность, склонность к систематизации.
5. Человек — знак.
Профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем (переводчик, корректор, программист, аналитики, финансисты, математики и др.). ПВК: развитое абстрактное мышление, высокая устойчивость внимания, аккуратность, склонность к общению.
Кроме того, внутри каждого из указанных типов Е. А. Климов дополнительно выделил три класса профессий по признаку целевой направленности:
1. Гностические.
Профессии, характеризующиеся ярко выраженными познавательной активностью и наблюдательностью. Например, корректор («Человек - знаковая система»), социолог («Человек - человек»).
2. Преобразующие.
Специализации, направленные на преобразование различных предметов и процессов природы, а также общественной жизни. Например, слесарь («Человек - техника»), агроном («Человек — природа»), тренер («Человек - художественный образ»).
3. Изыскательные.
Профессии, ориентированные на открытие новых способов решения различных задач и проблем. Например, инженер («Человек — техника»), воспитатель («Человек — человек»).
В данной главе нами были рассмотрены личностные и психологические особенности человека как факторы, оказывающие ключевое влияние на его профессиональное самоопределение. Мы установили, что личности, обладающие «живым» темпераментом (холерики, сангвиники) предпочитают активные специальности и не склонны к монотонной рутинной работе. С другой стороны, индивидуумы, обладающие более спокойным характером (меланхолики, флегматики) выбирают род занятий, требующий педантичности, скрупулёзности, особой аккуратности. Нами было выявлено, что учащиеся, обладающие разными психотипами, склонны к выбору различных специальностей.