Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
Экономические элементы отражают общий объем расходов компании и их сумму - при этом сюда входят не только затраты, связанные с процессом производства продукции (работ, услуг). Эта информация используется для составления сметы затрат и контроля расходов в рамках составленной сметы. Если рассматривать экономические элементы на государственном уровне, то они напрямую участвуют в расчёте национального дохода в промышленном секторе. К этим статьям затрат относятся следующие элементы, являющиеся едиными для всех компаний:
1. Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов).
2. Отчисления на социальные нужды.
3. Амортизация основных средств.
4. Расходы на зарплату.
5. Прочие затраты[12].
Чтобы сформировать точное понимание, существуют ли ре¬зервы уменьшения себестоимость продукции (работ, услуг) за счет уменьшения данных расходов, нужно проанализировать, насколько важны данные статьи затрат в операционной деятельности компании. В этом поможет группировка данных расходов по калькуляционным статьям с учетом их связи с производством, организацией производственного процесса, а также сбытом готовой продукции (работ, услуг).
В разных секторах бизнеса набор и количество данных калькуляционных статей варьируется. Общий список калькуляционных статей выглядит следующим образом:
1. Сырье и материалы.
2. Возвратные отходы (вычитаются).
3. Попутные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера.
4. Топливо и энергия на технологические цели.
5. Дополнительная заработная плата производственных рабочих.
6. Основная заработная плата производственных рабочих.
7. Отчисления в бюджет и внебюджетные фонды от средств на оплату груда.
8. Износ инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы.
9. Расходы на подготовку и освоение производства.
10. Общепроизводственные расходы.
11. Потери от брака.
12. Общехозяйственные расходы.
13. Прочие производственные расходы.
14. Коммерческие расходы[13].
Для подготовки более комплексной аналитической отчетности, оценивающей операционную деятельность компании с разных углов зрения, могут использоваться дополнительные виды калькуляционных статей:
1. Альтернативные расходы - упущенная выгода или потенциальный доход, появляющийся в результате принятия того или иного управленческого решения.
2. Маржинальные расходы - дополнительные затраты, необходимые для производства одной дополнительной единицы продукции (работы, услуги).
3. Невозвратные расходы - затраты, понесенные компанией в прошлом и никак не учитываемые в процессе принятия управленческих решений.
4. Приростные расходы - это значение, которое показывает разницу затрат между двумя альтернативными решениями.
5. Эффективные расходы - дополнительные затраты на производство продукции (работы, услуги) с целью получения более высокого дохода от ее реализации.
6. Неэффективные расходы - затраты, связанные с плохим процессом планирования производственного процесса: потери от брака, недостачи, простой производственного оборудования, оплата сверхурочной работы и т.д.[14].
Затраты по статьям себестоимости отличаются от затрат по ее экономическим элементам тем, что они отражают затраты, которые связаны с производством и реализацией товарной продукции за данный отчетный период. Затраты же по элементам показывают все произведенные предприятием расходы ресурсов за отчетный период, включая расходы и на рост остатков незавершенного производства, затраты, отнесенные на счет расходов будущих периодов и т.п.
Группировка затрат по статьям расходов позволяет характеризовать связь затрат с результатами, их роль в технологическом процессе, управлении и обслуживании, во внутрихозяйственном расчете, выделить прямые и косвенные, переменные и постоянные расходы и тем самым полнее вскрыть резервы их экономии.
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета затрат
В действующем российском законодательстве в системе нормативного регулирования бухгалтерской отчетности выделяются 4 уровня, каждый из которых так или иначе отражается на учете затрат.
Первый уровень является законодательным, к нему относится ряд законодательных актов, а именно:
1. «Гражданский кодекс РФ», часть 1 от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (в ред. от 28.03.2017 N 39-ФЗ) и часть 2 от 26 января 1996 года №14-ФЗ (в ред. от 28.03.2017 N 39-ФЗ).
2. «Налоговый кодекс Российской Федерации», часть 2, от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 03.04.2017 №58-ФЗ).
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете», утвержденный 06.12.2011 г. №402-ФЗ (в ред. от 23.05.2016 N 149-ФЗ).
Ко второму уровню относятся документы, устанавливающие основные стандарты и принципы ведения бухгалтерского учета в компании, например, «Положение но ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 34н).
Министерству финансов РФ, Центральному банку РФ, а также другим ведомствам предоставлено право регулирования бухгалтерского учета на основании действующих федеральных законов. Они несут ответственность за разработку и утверждение нормативных актов, которые обязаны соблюдать все юридические лица, зарегистрированные на территории нашей страны. При этом данные акты не должны противоречить законодательным документам первого уровня[15].
К документам третьего уровня относятся различные методические указания, рекомендации и инструкции по ведению бухгалтерского учета, разрабатываемые Министерством финансов РФ. Так же к третьему уровню можно отнести Приказы и Письма МНС РФ, такие как Приказ от 26.02.2002 № БГ-3-02/98 «Об утверждении методических рекомендаций но применению 25 Главы «Налог на прибыль организаций» 2-й части НК РФ и др. Список документов этого уровня включает в себя:
1. План счетов бухгалтерского учета и инструкцию по его применению.
2. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
3. Инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности.
4. Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга.
5. Порядок отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами.
6. Указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом.
7. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания и др.[16]
К четвёртому уровню относятся внутренние документы компании, формирующие его учетную политику, а именно: внутренние рабочие документы, приказы, распоряжения, указания но учету конкретных объектов или операций в компании, бухгалтерская отчётность, должностные инструкции. Такие документы разрабатываются организацией самостоятельно или с помощью привлеченных консалтинговых компаний, исходя из их структуры, отрасли и других особенностей деятельности[17].
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ, утвержденный 6 декабря 2011 г., является ключевым нормативным документом, регулирующим основные принципы ведения бухгалтерского учета в нашей стране. Он стандартизирует методологические основы бухгалтерского учета и отчетности для всех компаний, которые имеют юридическое лицо, зарегистрированное на территории России. Закон определяет сущность бухгалтерского учета и его задачи, основные понятия, используемые в учете, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Он также регулирует взаимодействие между внутренними и внешними потребителями информации, в том числе с органами государственной власти.
Данный Закон гласит о том, что Правительство РФ несет ответственность за общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в России.
Одним из основных нормативных документов является письмо №16-00-14/464 «Об отмене положения о составе затрат» от 15 октября 2001. Оно отменяет основной документ, которым пользовались бухгалтера при расчете себестоимости услуг. Данный документ утверждает, что юридическое лицо вправе самостоятельно определять собственную учетную политику, принимать решение касательно классификации статей затрат и их детализации. Также компания сама определяет, как вести учет затрат - и каких именно - фактических / плановых, полных / частичных. Именно от решения компании будет зависеть, насколько успешно она будет конкурировать в условиях рыночной экономики.
Выбор того или иного подхода зависит от целей и потребностей организации, занимающейся оказанием услуг, но при этом они должны соответствовать основным требованиям по формированию бухгалтерского учета в России и раскрывать эту информацию в соответствии с нормативными требованиями[18].
Процедуры и правила формирования информации о затратах организации в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, являющегося юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, нашли свое отражение в ПБУ 10 / 99.
Из определения, данного в ПБУ 10 / 99, следует, что затраты возникают в следующих ситуациях:
– выбытие активов (денежных средств, иного имущества). Например, когда организация продает продукцию (работу, услугу) какому-либо покупателю, актив выбывает из организации.
– возникновение обязательств. Например, организация отразила реализацию продукции, все права на нее уже перешли к покупателю, но она находится в виде незавершенной продукции и перейдет в готовую продукцию только в следующем месяце. Таким образом, актив (незавершенная продукция) «физически» еще присутствует в организации, а юридически этот актив организации уже обременен обязательством перед покупателем.
При возникновении затрат в организации необходимо руководствоваться:
- ПБУ 5 / 01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденным Приказом Минфина от 09 июня 2001 г. № 44н (в части оценки материалов при списании в производство);
- ПБУ 6 / 01 «Учет основных средств», утвержденным Приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н (о вопросах включения в расходы по обычным видам деятельности амортизационных отчислений по основным средствам);
- ПБУ 14 / 07 «Учет нематериальных активов», утвержденным Приказом Минфина от 27 декабря 2007 г. № 153н (о вопросах включения в расходы по обычным видам деятельности амортизационных отчислений по нематериальным активам);
- ПБУ 17 / 02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (в части расходов, связанных с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими и технологическими работами), утвержденным Приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 115н.
В соответствии с ПБУ 15 / 08 «Учет расходов по займам и кредитам», утвержденным Приказом Минфина от 06 октября 2008 г. № 107н в составе прочих расходов отражаются расходы по займам и кредитам, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива
Для накопления и систематизации информации о затратах организации, а также для обеспечения контроля за их формированием в Плане счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, утвержденном Приказом Минфина от 31 октября 2000 года № 94н, предусмотрено несколько счетов. На счетах третьего раздела «Затраты на производство» Плана счетов бухгалтерского учёта организуется сбор, группировка и обобщение информации, а также наблюдение за хозяйственными процессами в основных, вспомогательных, обслуживающих и других сферах, предусмотренных целями деятельности организации. Планом счетов выделен отдельно счет 44 «Расходы на продажу», который служит для обобщения информации о коммерческих расходах, связанных с продажей.
В соответствии с Приказом Минфина от 31 октября 2000 года № 94н, затраты отражаются в бухгалтерских регистрах с использованием счетов, отраженных на рис.2.
Рис.2. Счета учета затрат организации
Бухучет услуг до момента их оказания ведется, как правило, на счетах учета затрат (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н): 20 «Основные производства»; 23 «Вспомогательные производства»; 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и др.
Кроме того, для учета расходов, связанных с оказанием услуг, может использоваться счет 44 «Расходы на продажу». Соответственно, в момент оказания услуг затраты по ним списываются в дебет счета 90 «Продажи». При этом по кредиту счета 90 отражается выручка от оказания услуг.
Типовые бухгалтерские записи на счете 20 «Основное производство» представлены в Приложении 1.
Все расходы экономического субъекта, имеющие отношение к деятельности вспомогательных производств, отображаются на счете 23 «Вспомогательное производство». Типовые бухгалтерские записи на счете 23 «Вспомогательное производство» представлены в Приложении 2.
Коммерческие расходы представляют собой расходы экономического субъекта, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг. Организации самостоятельно могут определить состав коммерческих расходов, методологию их группировки по местам формирования. Необходимо отметить, что коммерческие расходы считаются условно-постоянными расходами, то есть расходами, которые незначительно меняются при изменении объемов производства. Коммерческие расходы отражаются по счету 44 «Расходы на продажу». В Приложении 3 представлены типовые бухгалтерские записи по отражению в учете коммерческих расходов.