Файл: Учет труда и заработной платы (Характеристика предприятия ООО «Проф-М»).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 373
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Элементы организации труда на предприятиях
1.1 Понятие и экономическое значение организации труда
1.2 Сущность и принципы оплаты труда
1.3 Формы и система оплаты труда
Раздел 2. Организация учета труда и заработной платы
2.1 Характеристика предприятия ООО «Проф-М»
2.2 Организация бухгалтерского учета оплаты труда на предприятии ООО «Проф-М»
Глава 3. Типичные ошибки при начислении заработной платы, допускаемые бухгалтером ООО «Проф-М»
Возврат неизрасходованных наличных денег, выданных под отчет, на счетах бухгалтерского учета отражается по дебету счета 50 и кредиту счета 71, сумма перерасхода по авансовому отчету - по дебету счета 71 в корреспонденции с кредитом счета 50.
Пример. Работнику организации выданы под отчет на приобретение материалов, необходимых для осуществления производственной деятельности организации, денежные средства в размере 4000 руб. Сумма расходов по авансовому отчету составила:
вариант 1 - 3600 руб., в том числе: на приобретение материалов - 3000 руб., на сумму НДС по приобретенным материалам - 600 руб. Остаток денежных средств внесен в кассу;
вариант 2 - 4440 руб., в том числе: на приобретение материалов - 3700 руб., на сумму НДС по приобретенным материалам - 740 руб. Перерасход по авансовому отчету выдан из кассы организации (табл. 11).
Таблица 11
Содержание хозяйственной операции |
Сумма, руб. |
Корреспонденция счетов |
|
дебет |
кредит |
||
Выдано под отчет |
4 000 |
71 |
50 |
Приняты к учету согласно авансовому отчету: вариант 1: стоимость материалов НДС вариант 2: стоимость материалов НДС |
3 000 600 3 700 740 |
10 19 10 19 |
71 71 71 71 |
Произведен окончательный расчет с подотчетным лицом: вариант 1: неиспользованная сумма вариант 2: сумма перерасхода |
400 440 |
50 71 |
71 50 |
Денежные средства, не возвращенные в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 и дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". В дальнейшем эти суммы списываются со счета 94 в дебет счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (если указанные суммы могут быть удержаны из оплаты труда работника) или 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба" (если они не могут быть удержаны из оплаты труда работника). Кроме того, на указанные суммы увеличивается облагаемый доход работника, с которого удерживается (дебет счета 70, кредит счета 68, субсчет 68-1 "Расчеты по налогу на доходы физических лиц") и перечисляется в бюджет (дебет субсчета 68-1, кредит счета 51) налог на доходы физических лиц.
Пример. Работник организации, получивший денежные средства (8 000 руб.) на приобретение материалов для производственных нужд организации, не возвратил неизрасходованные суммы (имеет место недостача). Приказом (распоряжением) руководителя организации были даны указания об удержании из оплаты труда работника своевременно не возвращенных подотчетных сумм. Сумма недостачи денежных средств составляет: вариант 1 – 550 руб.; вариант 2 – 3 100 руб. Оплата труда работника за месяц составила 8 000 руб.
Таблица 12
Содержание хозяйственной операции |
Сумма, руб. |
Корреспонденция счетов |
|
дебет |
кредит |
||
Выдано под отчет |
8 000 |
71 |
50 |
Принято к учету согласно авансовому отчету: вариант 1 вариант 2 |
7 450 4 900 |
10,19,20… 10,19,20… |
71 71 |
Списывается недостача подотчетной суммы: вариант 1 вариант 2 |
550 3 100 |
94 94 |
71 71 |
Согласно приказу (распоряжению) руководителя производится удержание: вариант 1 вариант 2 |
550 3 100 |
70 73-2 |
94 94 |
В отношении двух последних записей правомерен вопрос: почему сумма недостачи денежных средств списывается со счета 94 в варианте 1 на счет 70, а в варианте 2 - на счет 73. В соответствии со ст. 125 ТК РФ при каждой выплате оплаты труда общий размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, особо предусмотренных законодательством, - 50% оплаты труда, причитающейся работнику. Поскольку в варианте 1 сумма недостачи составляет 550 руб., а в совокупности с удержанным налогом на доходы физических лиц (1 040 руб.) – 1590 руб., или 19,88% оплаты труда, бухгалтерия организации имеет право удержать всю сумму недостачи единовременно из дохода работника при выдаче ему оплаты труда.
В варианте 2 размер всех удержаний составляет 4 140 руб. (1 040 + 3100), или 51,75%, поэтому первоначально сумма недостачи списывается на счет 73, а в дальнейшем по мере погашения задолженности работником подлежит списанию с этого счета в корреспонденции со счетами:
50 - при погашении через кассу (дебет счета 50, кредит счета 73);
51 - при внесении недостающей суммы на расчетный счет организации (дебет счета 51, кредит счета 73);
70 - при удержании недостачи из оплаты труда в пределах, установленных законодательством (дебет счета 70, кредит счета 73).
Применительно к рассмотренному примеру бухгалтерские записи по погашению задолженности будут выглядеть следующим образом (табл. 13).
Таблица 13
Содержание хозяйственной операции |
Сумма, руб. |
Корреспонденция счетов |
|
дебет |
кредит |
||
Согласно приказу (распоряжению) руководителя произведено удержание: вариант 1 вариант 2 |
550 3 100 |
70 73-2 |
94 94 |
Ежемесячно до полного погашения задолженности (вариант 2) |
1 600 1 600 |
51 70 |
73-2 73-2 |
Для учета начисленных и подлежащих перечислению (возмещению, зачету) сумм единого социального налога организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству РФ, за исключением кредитных организаций и организаций, финансируемых из бюджета, применяется счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", к которому открываются соответствующие субсчета:
69-1 "Расчеты по социальному страхованию";
69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению";
69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию".
Начисление сумм единого социального налога производится по кредиту счета 69 в корреспонденции с дебетом различных счетов в зависимости от направления затрат в части начисленной заработной платы и иных произведенных выплат.
Правильное распределение сумм начисленного единого социального налога по направлениям затрат имеет важное значение. Действительно, если, например, единый социальный налог с суммы оплаты труда, начисленной работникам за перемещение материалов, включается в состав затрат основного производства, то занижается налогооблагаемая прибыль организации, а также недостоверно отражается себестоимость заготавливаемых материалов.
По дебету счета 69 отражаются суммы перечисленных платежей в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета", а также суммы, использованные организацией на социальное страхование работников (кредит счетов 50, 70).
Рассмотрим на конкретном примере порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по исчислению единого социального налога.
Пример. В январе 2018 г. работникам организации выплачено:
- за работы, связанные с приобретением объектов основных средств, - 5000 руб.;
- за разгрузку доставленного оборудования - 3000 руб.;
- за доставку приобретенных материалов - 1000 руб.;
- работникам основного производства - 50 000 руб.;
- работникам вспомогательного производства - 10 000 руб.;
- администрации организации - 25 000 руб.;
- за исправление брака - 1500 руб.;
- материальная помощь на покупку мебели - 2000 руб.
- пеня – 1 000 руб.
Таблица 14
Содержание хозяйственной операции |
Сумма, руб. |
Корреспонденция счетов |
|
дебет |
кредит |
||
Начислен ЕСН: за приобретение объектов основных средств (5000 руб. x 26%) за разгрузку доставленного оборудования (3000 руб. x 26%) за доставку приобретенных материалов (1000 руб. x 26%) работникам основного производства (50000 руб. x 26%) работникам вспомогательного производства (10 000 руб. x 26%) администрации организации (25 000 руб. x 26%) за исправление брака (1500 руб. x 26%) |
1 300 780 260 13 000 2 600 6 500 390 |
08 08 10 20 23 26 28 |
69 69 69 69 69 69 69 |
Оказана материальная помощь |
2 000 |
84 |
50 |
Начислено с сумм материальной помощи (2000 руб. x 26%) |
520 |
84 |
69 |
Начислены пени |
1 000 |
99 |
69 |
Перечислен единый социальный налог |
25 350 |
69 |
51 |
Перечислены начисленные пени |
1 000 |
69 |
51 |
На примере ООО «Проф-М» были рассмотрены основные операции по учету заработной платы и виды удержаний с нее. Но на деле все это выглядит далеко не так гладко. Работники кадров и бухгалтерии совершают множество ошибок при ведении учета по оплате труда и заработной платы.
Глава 3. Типичные ошибки при начислении заработной платы, допускаемые бухгалтером ООО «Проф-М»
Ввиду многообразия форм и систем оплаты труда, постоянно изменяющейся законодательной базы в этой области существуют различные трудности и проблемы в бухгалтерском учете вышеуказанных расчетов по оплате труда и прочим операциям. И, поскольку, по заверению проверяющих, нет такой организации, которая бы стопроцентно соблюдала трудовое законодательство и не допускала ошибок в ведении кадрового учета, начислении заработной платы и исчислении единого социального налога, двери любой организации открыты для инспекторов по труду. Но не только они могут прийти в организацию с проверкой, ведь некорректно составленный приказ может привести к неправильному толкованию налогового законодательства.
Классифицируем условно допускаемые работодателем ошибки при начислении и выплате оплаты труда своим сотрудникам по следующим группам.
1. Трудовой договор и локальные акты.
В каждом учреждении действует ряд нормативных актов и документов, устанавливающих права и обязанности сторон трудовых отношений. К ним относятся штатное расписание, трудовые договоры, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, положение об оплате труда и о премировании и т.д. На что следует обратить внимание в ходе анализа их содержания?
Сведения в этих документах не должны противоречить друг другу. Условия, содержащиеся в них, не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством. Например, вновь прибывшему работнику на период испытательного срока установлен оклад меньше, чем уже работающему сотруднику, занимающему ту же должность. Это нарушение ч. 2 ст. 22 ТК РФ, которая гарантирует равную оплату за труд равной ценности. Другой пример: совместителям не начисляют премии, а вот основным работникам, занимающим те же должности, начисляют. Необоснованные различия в заработной плате, то есть не связанные с деловыми характеристиками работника, количеством и качеством его труда, рассматриваются как дискриминация (ч. 1 ст. 3 и ч. 2 ст. 132 ТК РФ).
Условия премирования совместителей должны устанавливаться в том же порядке, что и для основных работников. Согласно ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) должны содержаться в трудовом договоре работника с работодателем или в коллективном договоре, регулирующем социально-трудовые отношения в организации и заключаемом между работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 41 ТК РФ).
В трудовых договорах по-прежнему встречается фраза "с оплатой согласно штатному расписанию". На основании ч. 2 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре должны быть указаны размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, надбавки, доплаты и поощрительные выплаты. Если в нем конкретный размер оплаты труда не указан, то необходимо подписать с работниками дополнительные соглашения о внесении изменений в трудовые договоры.
2. Выплаты уволенному работнику.
При увольнении работника необходимо выяснить, все ли выплаты, положенные уволенному сотруднику, были произведены (зарплата, компенсация за неиспользованный отпуск и т.д.). Если работник за расчетом не являлся, то у работодателя должен быть почтовый квиток об отправке им уведомления о необходимости получить расчет. Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику, производится в день его увольнения. Если сотрудник в этот день не работал, то они должны быть проведены не позднее следующего дня после предъявления требования о расчете. В случае спора о размерах выплат, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в вышеуказанный срок выплатить не оспариваемую им сумму.
3. Вместо среднего заработка за время командировки платится оклад.
До недавнего времени шли дебаты о том, обязательно ли за время командировки платить именно средний заработок. Дело в том, что в ст. 167 ТК РФ сказано, что за эти дни он гарантируется. И многие бухгалтеры полагали, что раз гарантируется, значит можно и не платить. Поэтому командировку рассчитывали исходя из оклада. Главное, чтобы он был не ниже среднего заработка. Однако 5 февраля 2007 г. вышло Письмо Роструда N 275-6-0. В этом Письме чиновники сделали вывод, что выплата заработной платы за время командировки противоречит трудовому законодательству. Соответственно, нужно платить средний заработок, несмотря на то, что возможны варианты, когда он окажется меньше, чем заработная плата. Таким образом, если сотрудник уехал в командировку, то за дни командировки ему нужно выплатить средний заработок.