Файл: Активные словообразовательные модели английского языка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Предшествование выражается префиксом fore-, pre-, ex-.

2. Последовательность -- префиксами post-.

3. Чрезмерность -- префиксами over-, hyper-, arch-, per-, supra-.

4. Превосходство -- префиксом out-.

5. Недостаточность -- префиксами under-, sub-, hypo-.

6. Неполнота -- префиксами demi-, hemi-, dys-.

7. Отрицание -- префиксами in-, un-, dis-, a-lt non-

8. Повторность -- префиксами ana-, re-.

9. Изъятие -- префиксами de-, dis-, un-.

10. Окружение, охват -- префиксами be-, en-.

11. Реверсивность -- префиксами de-, dis-, un-, de-, en-.

12. Полнота и интенсивность -- префиксами be-, en-.

13. Совместность -- префиксом со-.

14. Противодействие и противоположность -- префиксами counter-,

contra-, anti-.

15. Направленность -- префиксом а-.

16. Всеобщность -- префиксом pan-.

17. Состояние -- префиксом а-.

18. Ошибочность -- префиксом mis-.

По своей семантической структуре приставки могут подразделяться на однозначные и многозначные. Так, например, однозначными являются: after-, a-, ab-, an-, ana-, anti-, bi-, circum, cis-, со-, contra-, demi-, dys-, exo-, extra-, hemi-, hyper-, in-lf inter-, mal-, omni-, pan-, para-, poly-, retro-, semi-, supra-, ultra-, vice-.

Несколько значений имеют префиксы а-, arch-, be-, de-, dis-, en-, epi-, ex-for-, fore-, hypo-, in-, mis-, non-, out-, over-, post-, pre-, pro-, re-, sub-, super-, trans-, sur-, un-, under-.

Префиксы ab-ac-ad-af-ag-al-an-ap-ar-as- и at- являются, собственно говоря разновидностями одного префикса, где согласная зависит от согласной корня. Это же относится к следующим группам префиксов: (com-con-col-cor-), (em-en-ef-), (im-in--il), (-ir), ob-oc-op-) и (sub-sup-sur-).

Сложение.

Сложным словом (a compound word) называется объединение двух или, реже, трех основ, функционирующее как одно целое и выделяющееся в составе предложения как особая лексическая единица на основании своей цельнооформленности.

Считается, что около трети всех новообразований в английском языке появляются по данной модели словообразования.

Причина активности данной словообразовательной модели в том, что данный процесс может принимать различные формы. Сложные слова могут образовываться спонтанно по формулам, схемам актуальным в данном периоде. (Compound words as a rule are built spontaneously according to productive distributional formulas of the given period).

2.2 Имена существительные

сложные

1.n+n – seashore, dressmaker, etc.


2. а + n – bluebell, sleepyhead, etc.

3. v +n – flywheel, callgirl, etc.

4. adv + n – outpatient, etc.

5. *prt + v – outcome, upkeep, etc.

6. *prt + n – onlooker, upbringing, etc.

7. num + n – twostep, twelvemonth, etc.

8. *v + v – dropkick, hearsay, etc.

9. *v + adv – standstill, speakeasy, etc.

сложнопроизводные

1. { v + prt} +о – hold-up, lay-off, etc.

2. (v + -er) + prt – looker-on, passerby, etc.

3. (v + -ing) + prt – summing-up, warming-up, etc.

4. (num + n) + er – four-w

Имена прилагательные

Сложные

1.n+ a – pea-green, milk-white, etc.

2. n + part II – tongue-tied, frost-bitten, etc.

3. prt + part II – bygone

4. adv + part II – newly-born, freshly-lit, etc.

5. adv + a – upright, etc.

6. prt + part I – outstanding, etc.

7. a + a – red-hot, white-hot, etc.

8. a + adv – nearby, etc.

9. n + (v + -ing) – peace-loving

10.v + n - hangdog

11. adv + (v + -ing) – far-seeing

сложнопроизводные

1. { а + n } + -ed – simple-minded

2. { n + n } + -ed – life-sized

3. { num + n } + -ed – four-footed

4.{v + prt} +o – knockabout

5. (v + -en) + prt – worn-out

6. { adv + n} + -ed – down-hearted.

Кроме того, по структуре сложные слова подразделяются следующим образом.

1. Сложные слова, образованные простым соположением основ. Самый распространенный способ.

2. Сложные слова, в которых основы связаны соединительной гласной или согласной . Встречается очень редко.

3. Сложные слова, в которых основы знаменательные слов связаны основой предлога или служебного слова. Например, mother-in-low.

4. Cложносокращенные слова. Сочетаются два типа словообразования:слово сложение и сокращение. Такой тип словообразования свойственные для профессиональной и специальной лексики. Motorbike, H-bag.

5. Сложнопроизводные слова. Объединяются два типа словообразования: сложение и аффиксация. Two-seater

Значение сложного слова зависит не только от значения тех основ, которые его составляют, но и от того в каком порядке находятся данные составляющие. При изменении порядка морфем, слово может приобрести другое значение.

Сложные слова могут образовываться в результате слияния словосочетаний. (Compounds may be the result of a gradual process of semantic isolation and structural fusion of free word-groups) ( стр 107 Влав.). В связи с этим следует сказать, что существует проблема разграничения сложных слов и словосочетания.

В настоящее время разработан ряд критериев, на основании которых отличают сложное слово от словосочетания.

Исходя из определения сложное слова обладает цельностью и цельнооформленностью. Цельность сложного слова, его лексическое единство выражается в семантической связи его компонентов - семантический критерий. Цельнооформленность – морфологическое сочетание его компонентов, составляющих сложное целое, оформленное как единое целое – морфологический критерий. Суффиксы словоизменения прибавляется ко всему комплексу в целом, а не к отдельным его частям.


Лексическое значение сложных слов формируется в соответствии с лексическими значением его составляющих. Семантический центр сложного слова – это лексическое значение второго компонента, которое модифицируется и ограничивает я значением первого.

Таким образом, образуется новое лексическое значение, в котором доминируют индивидуальные значения основ, с добавлением значения, не присутствующего не в одной из этих основ.

Сложные слова могут быть классифицированы по различным принципам.

  1. На основании отношений между составляющими сложного слова:

- сложносочинительная связь. Составляющие сложного слова семантически равноправны;

- сложноподчинительная связь. Составляющие сложного слова семантически не равноправны, доминирует значение второго слова.

2. В зависимости от части речи, которую представляют сложные слова: - существительные,

- прилагательные;

- наречия;

- глаголы.

3. В зависимости от типа основ, из которых состоят сложные слова:

- словообразовательное сложение. Основы слова образованы аффиксацией или конверсией.

- собственно сложение. Сложное слово состоит из простых основ.

2.3 Фразовые глаголы.

В этой части работы следует сказать еще об одной активной словообразовательной модели современного английского языка – это составные глаголы. Обилие составных глаголов (composite verbs) является характерной особенностью лексики современного разговорного английского языка. Так как составные глаголы в современном английском языке образуются очень легко, они часто имеют ситуативный характер и свободно образуются говорящими.

Это обычно односложные, бесприставочные глаголы, такие как bear, blow, break, bring, call, carry, cast, catch, come, cut, do, draw, drive, fall, fly, get, give, go, eat, hold, keep, lay, let, look, make, move, play, pull, put, ride, run, sell, send, set, shake, show, shut, sit, speak, stand, strike, take, throw, turn, walk, work, write и др.

К этим глаголам присоединяются послеглагольные элементы: about, across, along, around, away, back, by, down, forth, in, off, on, out, over, round, through, up, которые пишутся с глаголом раздельно, несут на себе ударение и связаны с глаголом семантически, т.е. либо образуют с глаголом единое семантическое целое, либо сохраняют известную самостоятельность.

Единства мнений относительно их природы пока нет. Спорными являются два основных вопроса:

- являются ли данные образования словами, словосочетаниями или особой категорией, отличной от тех и других?;

- если они являются словосочетаниями, то к какой части речи следует отнести второй компонент?


Нет единства и в терминологии: их называют фразовыми глаголами (phrasal verb), глаголами с послелогами, составными глаголами, глаголами, образованными путем присоединения послеглагольных словообразовательных элементов, образованиями типа stand up.

В учебном пособии Джейн Поуви «Английские фразовые глаголы и их употребление» дается следующее определение: « Под термином «Фразовые глаголы» подразумевается сочетание простых, односложных глаголов и частицы в виде наречия и/или предлога, которое составляет единое синтаксическое и семантическое целое» (By “phrasal verb” we mean a combination of an “ordinary” (one-word) verb (eg come, give, put) and an adverbial or prepositional particle (eg in,off, up), or sometimes both, which constitutes a single semantic and syntactic unit). [10. 8]

Автор данного пособия выделяет следующие критерии определения фразовых глаголов.

1. Заменяемость, обычно однословным глаголом, что подтверждает смысловой единство фразового глагола 

2. Другим критерием является идиоматичность, поскольку данное свойство определяется как 

сочетание двух или более слов, которые функционируют как единое значения.

3. Возможность для переходных фразовых глаголов быть представленными в пассивном залоге.

4. Следующим критерием является то, что вопросы образованные от фразовых глаголов содержат местоимения существительных (кто, who; что (what) , а не наречий (где, where; когда, when). 

5. Наиболее надёжным критерим определения  переходного фразового глагола с наречной частицей является то, что частица может стоять перед дополнением, выраженным существительным, чего не может быть с обыкновенными глаголами.

6. Ударение во фразовых глаголах, как правило, приходится на частицу.

Для правильного понимания и использования фразовые глаголы подразделяются на следующие группы:

- в зависимости от того переходный или не переходный глагол;

- в зависимости от количества частиц (одна или две);

- в зависимости от того, какой частью речи представлена частица ( наречие или предлог). 

Конверсия.

Конверсия – это тип словообразования, при котором новые слова образуются без изменения основной формы исходного слова, т. е. без добавления или изменения каких-нибудь морфем, но при этом меняется часть речи. Новые слова получают новые синтаксические функции и сочетаемость и новое лексико – грамматическое значение: включаются в новую парадигму.

Этот тип словообразования специфичен для английского языка и считается наиболее активным и продуктивным, потому что в него вовлекаются слова практически всех частей речи.


Об активности конверсионного словообразования свидетельствует и большое количество окказиональных образований, которые редко регистрируются, а чаще всего не регистрируются вовсе, словарями новых слов.

В основе ее распространенности лежит зависимость способов словообразования от грамматического строя языка и типичных структурных моделей слов. Есть мнение, что сильное развитее омонимии слов относящихся к различным частям речи, очень способствовало распространению конверсии в английском языке.

Формы конверсии.

1.Образование глаголов от существительный и прилагательных, реже от других частей речи (verbalization).

2. Образование существительных от глаголов и реже от других частей речи (substantivation)

3. Образование прилагательных от существительных (adjectivation). Следует сказать, что при этом возникает проблема stone wall. Нет единого мнения в том, каким образом следует рассматривать первые компоненты такого типа словообразования: одни считают первый элемент прилагательным, образованным по конверсии, другие – существительным в функции препозитивного определения, третьи – только основой, понимая все соединение как одно сложное слово.

В этой главе были рассмотрены словообразовательные модели, такие как аффиксация, сложение, конверсия. Были названы возможные причины их активности, а также ограничения проявления активности, которые обусловлены самим функционирование моделей. При морфологическим способах словообразования фактором, влияющими на активность, помимо экстралингвистических, является простота и понятность, многообразие морфем, их семантики и схем, которые работают внутри самой словообразовательной модели. Активность конверсионных модели обусловлена семантическими и грамматическими особонностями английского языка.

Глава 3.

Аффиксация и сложение относятся к морфологическим способам словообразования, следовательно, к данным словообразовательными моделям применим морфологический, т. е. структурный анализ слова, который основан на методе бинарности: на каждой ступени слово делится на две части. Выделяемые  части должны обладать лексическим или грамматическим значением. 

Каждая словообразовательная морфема создаёт производное слово, которое начинается с основы мотивирующего слова, т. е. значение производного слова всегда определимо  посредством ссылки на значение мотивирующего слова, корневые морфемы служат основными носителями лексического значения. В целом значение производного слова складывается из значения его основ и аффикса, которые имеют более высокую степень обобщения, чем корневые морфемы и реализует свое значения только после присоединения к основе. Вместе с морфологическим должен применяется семантический анализ слова.