Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ по методике ПЭСТ должен проводиться систематически. Частота его проведения зависит от сферы бизнеса и уровня нестабильности внешней среды.

1.3 Методика анализа внутренней среды организации

Чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внутренняя среда и внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей при их достижении.

Внутренняя среда компании — это ее внутренние элементы, подсистемы и процессы, которые влияют на ее потенциал, конкурентоспособность, способность развиваться [4, c. 85].

Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п. Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.

Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.


Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В управленческое обследование включаются пять функций - маркетинг, финансы, (операции) производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций.

Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ [21, c. 87].

SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

  • Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
  • Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;
  • Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
  • Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Для проведения анализ необходимо:

  • Определить основное направление развития предприятия (его миссию)
  • Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
  • Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)

Рисунок 2 – Последовательность действий для проведения SWOT-анализа

Источник: составлено автором

Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.


Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать [13, c. 93].

Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.

Таким образом, под внешней средой в управлении следует понимать совокупность взаимосвязанных внешних факторов изменения свойств, которые влияют на организационную систему. Внешние факторы - это в основном неконтролируемые силы, которые воздействуют на решения менеджеров и их действия и, в конечном счете, на внутреннюю структуру и процессы в организации. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.

Внутренняя среда компании — это ее внутренние элементы, подсистемы и процессы, которые влияют на ее потенциал, конкурентоспособность, способность развиваться.

Анализ внешней среды - процесс, предназначенный для контроля внешних факторов среды с целью определения перспективных возможностей организации и грозящих ее опасностей. Внешнюю среду подразделяют на: микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании; макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду.


Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Это кадровая ситуация, организационная структура управления, производство, маркетинг, финансы предприятия.

Одним из распространенных способов анализа внутренней среды предприятия выступает SWOT-анализ, который выявляет сильные и слабые стороны в деятельности предприятия, и определяет его возможности и угрозы.

2. Анализ внутренней и внешней среды ОАО СМТ№16

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Строительно-монтажный трест №16, г.Новополоцк»

Открытое акционерное общество «Строительно-монтажный трест №16, г.Новополоцк» создано на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 28 марта 1997 года №80 путем преобразования государственного предприятия строительно-монтажного треста №16 «Нефтестрой» в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с дополнительной ответственностью», правовыми актами о приватизации и разгосударствлении государственной собственности. ОАО «Строительно-монтажный трест №16, г. Новополоцк» зарегистрировано 4 июня 1997 года решением Витебского облисполкома №252 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №300041468.

Акционерное общество осуществляет свою деятельность как генподрядная организация на основе строительного баланса в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международными соглашениями, к которым присоединилась Республика Беларусь и Уставом, утвержденным собранием акционеров 26 мая 2011 года.

Основным видом деятельности ОАО «Строительно-монтажный трест № 16, г. Новополоцк» является строительство зданий и сооружений любого назначения, сложности и конструктивных решений, специализируясь в основном на жилищном строительстве города и села.


Основной целью деятельности ОАО «Трест №16, г. Новополоцк» является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива, потребностей предприятий отрасли в услугах, оказываемых организацией, снижение себестоимости, снижение себестоимости, совершенствование технологии и организации производства для более эффективного использования основных фондов и оборотных средств, повышение производительности труда и рентабельности производства.

Доля государства в уставном фонде акционерного общества составляет 99,992 %. Организационная структура управления представлена в приложении А.

Для механизации строительно-монтажных работ акционерное общество располагает обширным парком землеройной, транспортно-подъемной, сваебойной и другой техники.

Сферой деятельности треста является:

– строительство объектов жилищно-гражданского, промышленного, сельскохозяйственного и коммунального назначений;

– изготовление изделий и возведение крупнопанельных домов серии 90;

– изготовление изделий серии 90 и возведение индустриальных трехкомнатных домов усадебного типа для сельской местности;

– возведение каркасно-панельных и кирпично-панельных домов с применением изделий КПД серии 90;

– выполнение всех видов отделочных работ;

– ремонтно-строительные работы, реконструкция зданий и сооружений;

– выпуск товарной продукции и полуфабрикатов (арматурные изделия, бетоны, растворы);

– производство пластиковой столярки и алюминиевых профилей;

– деревообработка, изготовление изделий из металлопроката и древесины.

ОАО «Трест № 16, г. Новополоцк» лицензирован практически на все виды строительно-монтажных работ и сопутствующие работы, подконтрольные Проматомнадзору и ряду других ведомств республики.

Акционерному обществу одному из немногих строительных организаций республики выдан сертификат, который удостоверяет, что система менеджмента качества производства строительно-монтажных работ соответствует требованиям СТБ ИСО/МЭК 17025.

Продукция акционерного общества по выпуску изделий КПД, деревообрабатывающего цеха и элементов благоустройства сертифицирована по качественным требованиям соответствующих стандартов и по пределам огнестойкости ограждающих и несущих конструкций.

В таблице 2.1 представим динамику объемов производства ОАО «Трест №16, г.Новополоцк».

Таблица 2.1 – Динамика объемов производства строительно-монтажных работ и промышленной продукции ОАО "Трест №16, г.Новополоцк" в 2015-2017 гг.