Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования кадровой политики организации
Сущность кадровой политики организации
Методические основы формирования кадровой политики организации
Глава 2. Анализ кадровой политики ООО Фирма «АЯКС»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ кадрового потенциала ООО Фирма «АЯКС» .
На последний пункт наиболее часто во вновь формирующихся организациях обращается мало внимания, что впоследствии приводит к серьезным сбоям в работе.
Поэтому следует обратить внимание на то, какие же задачи должна решать служба управления персоналом:
- обеспечение организации квалифицированными и мотивированными работниками, заинтересованными в достижении своих целей через успешную деятельность организации;
- проведение мотивационной политики, таким образом, который позволил бы работникам удовлетворить свои материальные (через правильно организованную систему стимулирования) и моральные интересы, стремление к развитию работников как личности через самовыражение;
- организация хорошего социально-психологического климата в коллективе, что достигается через связь службы управления персоналом со всеми работниками с помощью индивидуального подхода к каждому;
- организация эффективного использования трудового потенциала работников путем проведения своевременной оценки результатов их труда и деловых качеств, проведения аттестаций, позволяющих формировать и отслеживать деловую карьеру работников, обучения, переподготовки и повышения квалификации;
- разработка системы сбора, учета, хранения и использования кадровой информации.
Разумеется, что на первом этапе осуществление всех этих функций не представляется возможным и следует сосредоточиться в основном на обеспечении кадрового потенциала и ведении соответствующей кадровой документации.
2. На стадии интенсивного роста организация для удовлетворения активного спроса на свою продукцию создает новые подразделения, увеличивает число работников и меняет свою организационную структуру. В связи с этим основными задачами службы управления персонала становятся привлечение и отбор в организацию новых сотрудников, причем наиболее подходящих с точки зрения их профессионализма и квалификации, чтобы уменьшить временные и финансовые затраты на обучение персонала. Для этого необходимо провести комплексную оценку поступающего персонала, ввести их в сформированный коллектив, грамотно провести мероприятия по адаптации новых работников. При этом необходимо оценивать и в случае необходимости корректировать организационную структуру управления, принципы управления и систему формирования управленческих команд.
3. Стадия стабилизации является наиболее спокойным периодом в жизненном цикле организации, которая удовлетворяет потребностям рынка. Здесь имеется определенный набор клиентов, отработаны технологии производства и реализации продукции, но и здесь существует ряд подводных камней. Трудностями такого рода является удержание достигнутого уровня рентабельности и дальнейшее снижение затрат на все виды ресурсов, включая человеческие, т.е. персонал. Необходимость таких мероприятий диктуется условиями жесткой конкуренции со стороны организаций-конкурентов. И здесь возникает противоречие между интересами персонала компании и целями, стоящими перед самой организацией, например, в области стимулирования труда работников. Этим и определяется кадровая политика компании на данном этапе.
Для снижения уровня затрат на персонал кадровой службе необходимо проанализировать деятельность всех подразделений компании, выявить причины возможных неэффективных затрат и организовать процесс работы с максимальной эффективностью. С помощью организации и рационализации труда можно повысить его интенсивность, а постепенно изменяя систему оплаты труда, и мотивировать работников. Например, переход от повременной системы оплаты труда с высокими ставками окладов к системе вознаграждений в виде процентов или бонусов позволит не только снизить финансовые затраты, но и создаст систему соревнования за лучшие показатели в труде между самими работниками, что соответствующим образом повысит мотивацию труда.
В этот же период следует проводить аттестацию персонала для оценки эффективности результатов труда каждого работника, а также аттестацию рабочих мест. Проведенные мероприятия позволят провести улучшения в системе оплаты труда, более эффективно распределять работу между сотрудниками с учетом их способностей и интересов.
Службы управления персоналом должны проводить мероприятия по планированию трудовой карьеры работников, организовать процессы обучения и переподготовки кадров, сформировать кадровый резерв руководства.
Но уже на стадии стабилизации менеджеры кадровой службы должны не только поддерживать функционирование организации в существующем объеме, но и готовиться к преодолению стадии кризиса и проведению антикризисной политики. Кризис в деятельности организации неизбежен, если она не будет диверсифицировать свою продукцию, искать новые рынки сбыта или новый товар, даже если это повлечет за собой изменение в направлении деятельности компании.
4. Стадия спада (кризиса). На этой стадии предприятие, выработавшее свой ресурс, вынуждено уменьшать объемы производства продукции, сокращать затраты на персонал и другие ресурсы до минимального уровня, сокращать организационную структуру. Часто кризисная ситуация сопровождается неплатежами со стороны партнеров, и организация приходит к банкротству.
Если организация не ликвидируется с полным увольнением персонала и прекращением деятельности, а пытается нормализовать свою деятельность, то здесь особенно важным становится направление работы с персоналом. В задачи кадровой службы на данном этапе входит диагностика кадрового потенциала предприятия, выявление лишних звеньев, от которых можно наименее безболезненно отказаться, разработка программ перевода наиболее ценных работников в действующие подразделения, переподготовка их с наименьшими финансовыми затратами, и главное направление деятельности - максимально возможное разрешение конфликтов между администрацией и персоналом, обостряющихся в данный период.
Таким образом, рассмотрев сущность кадровой политики можно сделать следующие выводы:
- Кадровая политика является важным элементом деятельности любой организации. Она – основа управления персоналом в компании.
- Организация подбирает сотрудников, создает условия для их быстрой адаптации, выдает им заработную плату и оценивает их трудовые достижения, опираясь на определенные правила и принципы. Эти правила и принципы в совокупности и представляют собой кадровую политику.
- Цель кадровой политики - достижение, сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала компании, создание высокопроизводительного коллектива, наиболее высоких конечных результатов деятельности организации.
- Элементами (составными частями) кадровой политики являются: политика подбора кадров; политика обучения; политика оплаты труда; политика формирования кадровых процедур; политика социальных отношений.
- Грамотно сформулированная и письменно изложенная кадровая политика дает полное представление сотрудникам компании о том, что организация ждет от них и чего они могут ждать и получить от компании. Грамотно и четко сформулированная кадровая политика понятна всем - и работникам, и руководству.
- На кадровую политику влияют факторы двух типов - внешние по отношению к организации и внутренние.
Рассмотрев теоретические основы формирования кадровой политики, проанализируем основные направления реализации кадровой политики ООО Фирма «АЯКС»
Глава 2. Анализ кадровой политики ООО Фирма «АЯКС»
2.1 Общая характеристика предприятия
Полное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «АЯКС».
Юридический адрес: 443087, Самарская область, город Самара, Московское шоссе, 177 а
Общество с ограниченной ответственностью «АЯКС», именуемое в дальнейшем «Общество», учреждено в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
ООО Фирма «АЯКС» было образовано 11 марта 1993 года.
Основной вид деятельности:
- Производство корпусов подшипников и подшипников скольжения, зубчатых колес, зубчатых передач и элементов приводов
- Производство прочих машин и оборудования общего назначения
- Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства
- Торговля оптовая машинами и оборудованием для производства пищевых продуктов, напитков и табачных изделий
Разработка проектов промышленных процессов и производств, относящихся к электротехнике, электронной технике, горному делу, химической технологии, машиностроению, а также в области промышленного строительства, системотехники и техники безопасности.
Согласно данным ЕГРЮЛ учредителями ООО Фирма «АЯКС» являются 2 физических лица.
Гаврилин Евгений Васильевич доля: 19448 руб и Гаврилина Татьяна Ивановна доля6 2 652 руб.
Генеральный директор ООО Фирма «АЯКС» -Гаврилин Евгений Васильевич
Средняя численность сотрудников 61 чел.
ООО Фирма «АЯКС» за время работы на рынке, зарекомендовала себя, как надежная, стабильно работающая и всегда отвечающая по всем обязательствам.
Информация об Обществе, подлежащая раскрытию в соответствии с действующим законодательством РФ.
2.2 Анализ кадрового потенциала ООО Фирма «АЯКС» .
ООО Фирма «АЯКС» стремится укрепить свое положение среди конкурентов, сохранить лидерские позиции по операционным показателям и войти в группу лидеров по финансовым показателям.
Ключевые условия достижения этих целей:
- непрерывное повышение эффективности по всем направлениям деятельности;
- развитие и использование новых технологий;
- повышение информационной прозрачности и открытости;
- соблюдение высоких стандартов корпоративного управления;
- высокая социальная ответственность;
- эффективная кадровая политика;
- строгое соблюдение российских и международных стандартов экологической и промышленной безопасности.
Обращает на себя внимание тот факт, что в ключевых условиях достижения цели три из них содержат задачи развития кадрового потенциала. Это позволяет судить о том, что руководство Общества признает, что решение стоящих перед ним задач целиком и полностью зависит от его работников. Исходя из этого посыла, Общество стремится создать для своих работников достойные условия труда и заинтересовать их в результатах своей деятельности.
Организационная структура ООО Фирма «АЯКС» на 01 января 2019 года представлена на рис. 1.
Рис. 2 Организационная структура ООО Фирма «АЯКС»
В течение 2014-2018гг. она не претерпевала существенных изменений.
По состоянию на 01.01.2019 года списочная численность работающих в ООО Фирма «АЯКС» составила 64 человек, из них:
Аппарат управления – 4 человек:
- руководители –1 человек;
- отдел кадров 1 человек;
- контрольно-ревизионный отдел -1 человека;
- территориальный управляющие – 1 человек;
- менеджер по рекламе -1 человек;
- отдел сопутствующих товаров и услуг- 1человек;
- отдел по работе с собственностью –1человека;
- отдел розничных продаж -3 человека;
- юридический отдел -2 человека;
- производственно-технический отдел- 2 человека;
- коммерческий отдел- 2 человек;
- отдел промышленной безопасности и охраны труда -1человека;
- планово-экономический отдел – 2 человек;
- водители -6 человек;
Рабочие – 36 человека.
Структура и динамика работников ООО Фирма «АЯКС» по категориям и полу представлены в таблицах 2 и 3. На основании данных этих двух таблиц можно сделать вывод о том, что структура персонала по категориям и полу стабильна. Руководители, специалисты и служащие составляют 44% от общей численности персонала.
Таблица 2
Состав и структура персонала ООО Фирма «АЯКС»
Категория |
На 1.01.2018г |
На 1.01.2019г |
Изменение |
|||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|
Руководители |
2 |
13,4 |
4 |
8,5 |
1 |
-4,9 |
Специалисты |
4 |
7,6 |
5 |
7,7 |
1 |
0,1 |
Служащие |
21 |
11,5 |
19 |
9,1 |
2 |
-2,4 |
Рабочие |
31 |
67,5 |
36 |
74,7 |
5 |
7,2 |
Всего |
58 |
100 |
64 |
100 |
3 |
0 |
Данные таблицы 2 показывают, что численность персонала ООО Фирма «АЯКС» за 2018 год увеличилась на 3 чел., в том числе численность руководителей и специалистов увеличилась на 1чел. и соответственно, а численность служащих и рабочих увеличилась на 5 чел. соответственно.