Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время экономика в России предполагает, что фирмы и организации вынуждены постоянно эволюционировать, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса.

Насыщение абсолютно всех рынков товарами в такой мере, что компаниям приходится буквально биться за покупателей, приводит к пониманию исключительной роли совершенствования организации коммерческой деятельности, предприятий розничной торговли.

Продукция или услуга, произведенная фирмой, должна быть оптимальным образом продана: то есть, с учетом всех предпочтений и пожеланий клиентов, и с получением наибольшей выгоды. Поэтому главная задача любого предпринимателя – идеальным образом совместить желания клиентов и собственные возможности.

В этом случае у него будет возможность доказать покупателю неоспоримые преимущества своего товара, или услуги. Именно поэтому система сбыта является центральной в организации коммерческой деятельности на предприятии. И это не лишено обоснования – именно в процессе сбыта готовой продукции выясняется, насколько точными и удачными были все использованные концепции и стратегии по продвижению товара на рынок.

И если все оказалось так, как и было задумано, то покупатель обязательно заметит товар и прибыль – конечная цель любой предпринимательской деятельности – не заставит себя ждать. В противном случае, ни о каких высоких доходах и говорить не приходится. В бизнесе цена ошибки бывает весьма высока.

Коммерческая деятельность предприятия – финишный комплекс во всей деятельности фирмы по созданию, производству и доведению товара до потребителя. Собственно, именно здесь потребитель либо признаёт, либо не признаёт все усилия фирмы полезными и нужными для себя и, соответственно, покупает или не покупает ее продукцию и услуги.

Актуальность данной темы курсовой обусловлена тем, что организация и управление коммерческой деятельностью предприятия являются одним из наиболее важных элементов системы взаимодействия фирмы и потребителя как субъектов экономических отношений.

Объектом данной курсовой работы является коммерческая деятельность ООО «АртГрес».

Предметом данной курсовой работы служит коммерческая деятельность организации.

Целью данной курсовой работы является анализ эффективности коммерческой деятельности и ее показателей на примере ООО «АртГрес».

Для реализации данной цели были сформулированы следующие задачи:


  1. Ознакомится с сущностью коммерческой деятельности современной торговой организации
  2. Изучить основные методы оценки коммерческой деятельности организации
  3. Дать краткую характеристику деятельности организации ООО «АртГрес»
  4. Сделать оценку эффективности коммерческой деятельности ООО «АртГрес»
  5. Выделить пути улучшения коммерческой деятельности для ООО «АртГрес».

Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что полученный анализ, а так же разработанные мероприятия могут быть использованы компанией для усовершенствования своей коммерческой деятельности, и как следствие – увеличение прибыли.

При написании данной курсовой работы были использованы труды отечественных и иностранных исследователей по данной теме. Коммерческой деятельности торговой компании посвящены труды таких экономистов, как Абчук В.А., Ансофф И., Виноградова С.Н. и др.

В процессе работы применялись следующие методы:

  • теоретические – анализ литературы по теме работы, обобщение и классификация данных;
  • эмпирические – вертикальный и горизонтальный анализ, коэффициентные методы анализа, графические методы анализа, математическая обработка данных.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Коммерческая деятельность и методы оценки ее эффективности

1.1 Сущность коммерческой деятельности

В связи с переходом к рыночной экономике в нашей стране появилось понятие «коммерческая (предпринимательская) деятельность».

Существует множество различных подходов к толкованию данного термина. Рассмотрим некоторые из них.

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике дает следующее понятие коммерческой деятельности: «коммерческая деятельность – это система целенаправленных мероприятий, процедур и видов работ по обеспечению рентабельного функционирования объекта в условиях товарно-денежных отношений, вид деятельности, ориентированный на получение дохода» [1, c.10].

В словаре В. И. Даля приведено следующее определение: коммерция – «торг, торговые обороты, купеческие промыслы».


Ф. Г. Панкратов связывает понятия «коммерция» и «коммерческая деятельность». По его мнению, коммерция – это «вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основной любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики», а понятие «коммерческая деятельность» является более узким, чем предпринимательство, т. е. предпринимательством является «организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход», а «коммерческая деятельность» состоит из таких элементов, как операции по купле-продаже товаров, материалов, сырья и т. п. [13, c. 155]

Аналогичное определение коммерческой деятельности дают также С. Н. Виноградова, Е. А. Новикова, Ю. А. Горская [6, c.47].

В. И. Бросалин, Н. Н. Крылова рассматривают тесную связь коммерческой деятельности и торгового дела и понимают коммерческую деятельность как часть предпринимательской деятельности.

Ф. П. Половцева в учебном пособии дает несколько определений данного понятия, среди которых можно назвать следующие:

  • коммерческая деятельность – товарно-денежный обмен, при котором товары переходят от поставщика в собственность торговой организации в направлении на потребности рыночного спроса;
  • коммерческая деятельность – это все то, что может обеспечить для каждого из партнеров наибольшую выгодность торговой сделки при первоочередном учете запрос представитель рынка, который занимается развитием производства и установлением рыночных связей [7, c. 10].

Главной целью коммерческой деятельности считается превышение доходов над расходами, т. е. достижение максимальной прибыли или еще более высокой рентабельности.

Торговая деятельность, удовлетворяя потребности и требования покупателей, является конечным результатом деятельности предприятий [14, c. 18].

Особую роль играет коммерческая деятельность, связанная с реализацией совокупности мер по доведению продукции от производителя до покупателя [13, c. 20-21].

Поэтому коммерческая деятельность включает в себя следующие компоненты (рис.1)

Компоненты коммерческой деятельности

анализ спроса и определение необходимости в товарах

установление поставщиков товаров и налаживание с ними хозяйственных и торговых связей

организацию оптовой продажи товаров

организацию розничной продажи товаров

рекламно-информационную деятельность

расширение ассортимента товаров и управление товарными запасами

оказание торговых услуг


Рисунок 1 – Компоненты коммерческой деятельности

Цели коммерческой деятельности обусловливают ее содержание:

  • установление партнерских и хозяйственных связей с субъектами рынка;
  • анализ и изучение источников приобретения товаров;
  • согласование связи изготовления и потребления товаров, которые ориентированы на спрос потребителей (объем, ассортимент и обновление выпускаемых товаров);
  • реализация купли и продажи продукции с учетом рыночной среды;
  • расширение имеющихся целевых рынков товаров и перспективное их развитие; уменьшение издержек обращения товаров [4, c. 11].

В процессе формирования рыночных отношений составляющие компоненты коммерческой деятельности будут подвергнуты качественным видоизменениям. По мере перехода к рынку увеличивается значимость овладения работниками торговых организаций знаниями в сфере теории и практики коммерческой деятельности. В зависимости от выполняемых функций процессы, которые совершаются в коммерческой деятельности, разделятся на два основных вида:

  • коммерческие или только торговые;
  • производственные или технологические [3, c. 55-56].

Коммерческие процессы – это процессы, которые связаны с куплей и продажей товаров. К таким процессам относятся и организационно-хозяйственные, которые непосредственно не связаны с актами купли-продажи, но обеспечивают непрерывность их осуществления (изучение потребностей, реклама, заключение договоров купли-продажи и др.).

Технологические процессы – это процессы, которые связаны с движением товара в сфере обращения (транспортирование, фасовка, хранение, подсортировка и т. д.). С целью организации и развития коммерческой деятельности требуются некоторые определенные условия и определение влияющих факторов. От объективности исследования и анализа этих факторов находится в зависимости целевой подход к решению задач коммерческой деятельности [12, c. 165].

Первоочередными факторами, влияющими на деятельность любого предприятия, выступают объекты и субъекты. Субъекты – это лица, которые выполняют предпринимательские функции и принимают коммерческие решения. Свои действия они осуществляют через объекты предприятия, которыми являются основные производственные фонды, разделяющиеся на пассивные (здания, сооружения) и активные (оборудование, транспорт) и товарно-материальные ценности. Коммерческое предприятие, работая с потребительским рынком, поставляет товары и обеспечивает потребителей требуемой информацией, к которой относятся характеристики товаров, гарантийные сроки, их надежность, цены, условия продажи и т. п. От рынка предприятие имеет обратную информацию, к которой относятся данные о конкурирующих товарах, возможностях и потребностях потребителей, темпах и объемах продаж товаров. В итоге формируется замкнутая система связи, действующая в качестве единого целого, в которой предприятие находится во взаимодействии с внешней средой [9, c. 287].


Несомненно, коммерческие позиции формируются под влиянием внутренней и внешней среды. Внутренняя среда предприятия включает в себя его материально-техническую базу, персонал, организационную структуру, корпоративную культуру, принципы ведения бизнеса и т. д. [15, c. 21]

Внутренняя среда характеризуется рыночным и экономическим потенциалом, под которым понимают совокупность ресурсов организации, которые обеспечивают ее развитие и функционирование [2, c. 34-35].

Потенциал организации включает в себя следующие аспекты (рис.2.)

Потенциал организации

технические ресурсы (состав и состояние инвентаря и оборудования)

технологические ресурсы (используемые технологии, процессы, ноухау)

человеческие ресурсы (квалификационный и половозрастной состав персонала, его ценности, образование)

пространственные ресурсы (территория предприятия, характер торговых, складских помещений, месторасположение торговых точек и т. д.)

организационные ресурсы (методы и структура управления, состав кадров управления)

финансовые ресурсы (прибыльность, состояние активов и пассивов предприятия)

информационные ресурсы (программно-аппаратное, информационное обеспечение, скорость обработки и поступления информации)

Рисунок 2 – Потенциал организации

Внутренняя среда организации определяет ее способность осуществлять коммерческие задачи. Необходимо максимально эффективно и рационально развивать и использовать свои ресурсы, для того, чтобы можно было справляться с угрозами внешней среды и неопределенностью и использовать ее положительные тенденции [8, c. 147].

В пределах деятельности любого предприятия в основу внешней среды входят социальная среда, экономические тенденции, поставщики и покупатели товаров, субъекты партнерских связей, конкуренты, банки, финансовые учреждения, контрольно-инспекционные органы (инспекции по торговле и качеству товаров, ценам, налоговые службы), фондовые и товарные биржи, выставки, ярмарки, действующие нормативные и законодательные акты и др. [11, c. 80-81].

Внешняя среда организации представлена факторами, действующими за ее пределами и влияющими на реализацию коммерческой деятельности. Во внешней среде выделяются факторы глобального характера, совокупность которых называют макросредой (рис.3.).

Факторы внешней среды

политико-правовые факторы (законодательство, которое регламентирует коммерческую деятельность, уровень правовой грамотности в обществе, уровень политической стабильности и др.)

экономические факторы (структура экономики, уровень экономического развития страны, региона, курс валюты, уровень инфляции, уровень жизни населения и т. п.)

демографические факторы (динамика численности населения, структура населения по социальным слоям и доходам, половозрастная структура населения и др.)

социально-культурные факторы (сложившиеся стереотипы поведения общества, его традиции изменения в менталитете и т. п.)

научно-технические факторы (уровень компьютеризации экономики, степень внедрения научно-технических достижений, применяемые технологии)

природные факторы (энергетическая и сырьевая ситуация, естественные природно-климатические условия производства)